Дело №2а-3514/2023
УИД № 22RS0013-01-2023-003720-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2023 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Курносовой А.Н.
при секретаре Плаксиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Шевченко АС о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество, соответствующей пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шевченко А.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество, соответствующей пени.
В обоснование административных исковых требований указала, что согласно данным ОГИБДД МУ МВД России «Бийское» Шевченко А.С. в 2019 и 2020 годах принадлежали транспортные средства: <данные изъяты>, 98 л.с., государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>, 128 л.с., государственный регистрационный знак №.
В соответствии со ст. ст. 356, 357, 358, 359 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. ст. 1, 2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» административный ответчик является плательщиком данного налога и обязан своевременно и в полном объеме его уплачивать. Однако, у ШевченкоА.С. за 2019 год имеется недоимка по налогу в сумме 4583 руб. 00 коп., за 2020 год- в сумме 5010 руб. 00 коп.
На основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога, которая составляет 44 руб. 80 коп. за 2019 год и 18 руб. 79 коп. за 2020 год.
Согласно учетным данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю административному ответчику в 2019 и 2020 годах принадлежал земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый № (2917/10000 доли).
В соответствии со ст. ст. 3, 23, 45, 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком земельного налога и обязан был уплатить его до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Недоимка по земельному налогу за 2019 год составила 184 руб. 00 коп., за 2020 год- 202 руб.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога, которая составляет 01 руб. 80 коп. за 2019 год и 00 руб. 76 коп. за 2020 год.
Согласно учетным данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю административному ответчику в 2017, 2018, 2019, 2020 годах принадлежало следующее имущество: жилой дом <адрес> (7/24 доли), кадастровый №, жилой дом по ул. <адрес> (7/24 доли), кадастровый №.
В соответствии со ст. ст. 3, 23, 45, 400 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком данного налога, обязан уплатить его до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Недоимка по налогу на имущество за 2017 год составила 147 руб., за 2018 год- 611 руб., за 2019 года- 784 руб., за 2020 год- 368 руб.
На основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату по налогу на имущество на недоимку за 2017-2019 годы в размере 15 руб. 07 коп., за 2020 год- 01 руб. 38 коп.
Административному ответчику направлялись налоговые уведомления, в которых произведен расчет транспортного налога, земельного налога и налога на имущество, и требования об уплате недоимки по налогам, которые не исполнены.
Данные обстоятельства дают основание для обращения в суд за взысканием недоимки по налогам за счет имущества административного ответчика.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю просит взыскать с Шевченко А.С. недоимку по транспортному налогу: за 2019 год в сумме 4583 руб. 00 коп., пени в сумме 44 руб. 80 коп., за 2020 год в сумме 5010 руб., пени в сумме 18 руб. 79 коп., недоимку по земельному налогу: за 2019 года в сумме 184 руб. 00 коп., пени в сумме 01 руб. 80 коп., за 2020 год в сумме 202 руб., пени в сумме 00 руб. 76 коп., недоимку по налогу на имущество: за 2017 год в сумме 147 руб. 00 коп., за 2018 год в сумме 611 руб. 00 коп., за 2019 год в сумме 784 руб. 00 коп., пени за 2017-2019 годы в сумме 15 руб. 07 коп., за 2020 год в сумме 368 руб. 00 коп., пени в сумме 01 руб. 38 коп., всего 11971 руб. 60 коп.
Административный истец - представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассматривать дело в его отсутствие, что суд находит возможным.
Административный ответчик Шевченко А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. Суд не располагает данными о том, что неявка административного ответчика имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая административные исковые требования о взыскании недоимки по транспортному налогу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1).
В судебном заседании установлено, что Шевченко А.С. в 2019, 2020 годах принадлежали транспортные средства: <данные изъяты>, 98 л.с., государственный регистрационный знак № (с 21 сентября 2017 года по 24 января 2023 года), <данные изъяты>, 128 л.с., государственный регистрационный знак № (с 09 марта 2019 года по 20 марта 2021 года).
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением ОГИБДД МУ МВД России «Бийское» от 14 июля 2023 года и карточками учета транспортных средств.
Соответственно, Шевченко А.С., на основании ст. ст. 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком транспортного налога.
Транспортный налог является региональным налогом, что предусмотрено разделом IX Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, на Шевченко А.С. лежала обязанность уплатить транспортный налог за 2019 год в срок до 01 декабря 2020 года, за 2020 год- в срок до 01 декабря 2021 года.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 25 руб.;
автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно составляет 20 руб.
Из сказанного следует, что транспортный налог за 2019 год, подлежащий уплате Шевченко А.С., составил 4583 руб., из них: 2450 руб. за автомобиль <данные изъяты> (98 л.с. х 20 руб.); 2133 руб. за автомобиль <данные изъяты> (((128 л.с. х 20 руб.): 12 мес.) х 11 мес.);
за 2020 год- 5010 руб., из них: 2450 руб. за автомобиль <данные изъяты> (98 л.с. х 20 руб.); 2560 руб. за автомобиль <данные изъяты> (128 л.с. х 20 руб.).
Представленный административным истцом расчет транспортного налога соответствует требованиям налогового законодательства, судом проверен, является правильным, административным ответчиком не оспорен.
В силу п. 3 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что транспортный налог, подлежащий уплате Шевченко А.С., рассчитывается налоговым органом.
Разрешая административные исковые требования в части взыскания недоимки по земельному налогу, суд учитывает следующие обстоятельства.
Согласно п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено законом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
По делу установлено, что Шевченко А.С. в 2019, 2020 годах принадлежал земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый № (2917/10000 доли).
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 06 июля 2023 года, от 29 августа 2023 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 06 июля 2023 года, от 29 августа 2023 года, представленными филиалом КПП «Роскадастр» по Алтайскому краю.
Таким образом, административный ответчик является плательщиком земельного налога.
Частью 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, на Шевченко А.С. лежала обязанность уплатить земельный налог за 2019 года в срок до 01 декабря 2020 года, за 2020 год- в срок до 01 декабря 2021 года.
Налоговым периодом, согласно п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Думы города Бийска от 20 ноября 2014 № 461 «Об установлении и введении земельного налога на территории муниципального образования город Бийск» установлен и введен на территории муниципального образования город Бийск земельный налог, определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.
В п. 2 Решение Думы города Бийска от 20 ноября 2014 № 461 установлены налоговые ставки земельного налога в следующих размерах:
0,1 процента в отношении земельных участков:
предназначенных для размещения гаражей;
приобретенных (предоставленных) для садоводства, дачного хозяйства;
0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, огородничества или животноводства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 августа 2023 года, кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, по состоянию на 01 января 2019 года составила 270645 руб. 59 коп., по состоянию на 01 января 2020 года- 270645 руб. 59 коп.
Таким образом, земельный налог, подлежавший уплате Шевченко А.С., составил за 2019 год и за 2020 год по 237 руб. ((270645 руб. (кадастровая стоимость) х 0,3%) : 10000) х 2917).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, как предусмотрено п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется налоговыми органами.
Исходя из приведенной нормы Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что земельный налог, подлежащий уплате налогоплательщиком, рассчитываются налоговым органом.
Налоговый орган произвел расчет земельного налога, его размер составил 184 руб. за 2019 год и 202 руб. за 2020 года, данные суммы указаны в налоговых уведомлениях и требованиях административного иска. Соответственно, с учетом ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Разрешая административные исковые требования в части взыскания налога на имущество, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на 2016 год) предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество является местным налогом, что предусмотрено ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации и разделом X Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
По делу установлено, что согласно учетным данным филиала КПП «Роскадастр» по Алтайскому краю административному ответчику в 2017-2020 годах принадлежало следующее имущество: жилой дом (7/24 доли) по ул. <адрес>, кадастровый №.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 06 июля 2023 года, от 29 августа 2023 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 06 июля 2023 года, от 29 августа 2023 года, представленными филиалом КПП «Роскадастр» по Алтайскому краю.
Вместе с тем, ссылка административного истца на принадлежность Шевченко А.С. имущества: жилого дома (7/24 доли) по ул. <адрес>, кадастровый №, относимыми и допустимым доказательствами не подтверждена.
При таких обстоятельствах, административный ответчик является плательщиком налога на принадлежащее ему имущество: 7/24 доли жилого дома по ул. <адрес> с кадастровым номером №.
В силу п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из приведенной нормы следует, что Шевченко А.С., являясь плательщиком налога на имущество, которым он владел в 2017, 2018, 2019 и 2020 годах, должен был его уплатить в срок до 01 декабря 2018, 2019, 2020 и 2021 годов.
Статьей 405 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Решением Думы города Бийска от 20 ноября 2014 года № 462 «Об установлении и введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Бийск» в п. 2 установлены ставки налога на имущество физических лиц для объектов налогообложения, указанных в статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах муниципального образования город Бийск. При стоимости имущества свыше до 300 тыс. руб. (включительно) размер налоговой ставки составляет 0,1 %, свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) составляет 0,25 %.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговый орган, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости двух объектов недвижимого имущества: 7/24 доли жилых домов, с кадастровыми номерами № и №, произвел расчет налога на имущество, определив его сумму: 147 руб. за 2017 год, 764 руб. за 2018 года, 784 руб. за 2019 год, применив налоговую ставку 0,25 %. За 2020 год сумма налога определена за оба объекта, исходя из кадастровой стоимости, ее размер составил 368 руб.
Произведенный налоговым органом расчет налога на имущество не соответствует фактическим обстоятельствам и требованиям налогового законодательства, так как произведен за два объекта недвижимого имущества, а также с применением повышенной налоговой ставки. Поскольку Шевченко А.М. является, в том числе в спорные налоговые периоды, собственником только одного объекта недвижимого имущества, то расчет налога на имущество за 2017, 2018, 2019 годы необходимо произвести из инвентаризационной стоимости одного объекта и с применением налоговой ставки, соответствующей ее размеру, за 2020 год- исходя из кадастровой стоимости жилого помещения.
Так, налог на имущество составил:
за 2017 год- 147 руб. (((504683 руб. : 24) х 7) х 0,1 %);
за 2018 год- 153 руб. (((524517 руб. : 24) х 7) х 0,1 %);
за 2019 год- 157 руб. (((537621 руб. : 24) х 7) х 0,1 %);
за 2020 год- 186 руб. (((212138 руб. : 24) х 7) х 0,3 %),
всего 643 руб.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Имущественный налог, согласно п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что налог на имущество, подлежащий уплате Шевченко А.С., рассчитывается налоговым органом.
Пунктом 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По делу установлено, что 22 сентября 2020 года налоговый орган направил Шевченко А.С. налоговое уведомление № 10059004 от 03 августа 2020 года, в котором указаны суммы транспортного, земельного налога (за 2019 год) и налога на имущество (за 2017, 2018, 2019 годы), подлежащие уплате, объекты налогообложения, налоговая база, что соответствует п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
25 сентября 2021 года в адрес Шевченко А.С. было направлено налоговое уведомление № 32850422 от 01 сентября 2021 года, в котором указаны суммы транспортного, земельного налога и налога на имущество (за 2020 год), подлежащие уплате, объекты налогообложения, налоговая база, что соответствует п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Факт направления налоговых уведомлений подтверждается списком № 289579 заказных писем от 22 сентября 2020 года (номер идентификатора 65094149325312), списком № 444899 заказных писем от 25 сентября 2021 года (номер идентификатора 80524363387722).
Вместе с тем, административный ответчик Шевченко А.С. обязанность по уплате налогов в установленный срок не исполнил. Обратное административным ответчиком не доказано.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Абзацами 1 и 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога, как следует из п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Поскольку Шевченко А.С. транспортный налог, земельный налог, налог на имущество в установленные сроки не уплатил, у него образовалась недоимка по данным налогам, что послужило основанием для направления 10 февраля 2021 года и 23 декабря 2021 года налоговым органом в адрес первого требования № 4458 по состоянию на 09 февраля 2021 года и требования № 160919 по состоянию на 17 декабря 2021 года, которые содержали данные, предусмотренные п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, со сроком уплаты до 24 марта 2021 года и до31 января 2022 года соответственно.
Факт направления требований подтверждается списком № 399130 заказных писем от 10 февраля 2021 года (номер идентификатора 65097356631658), списком № 503146 заказных писем от 23 декабря 2021 года (номер идентификатора 65097366645867).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговый орган требования Налогового кодекса Российской Федерации об исчислении транспортного налога, земельного налога, налога на имущество, о направлении уведомления об уплате налогов и соответствующего требования исполнены. В свою очередь, административный ответчик Шевченко А.С. недоимку по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество не оплатил.
С учетом изложенных обстоятельств с Шевченко А.С. надлежит взыскать недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 4583 руб., за 2020 год- 5010 руб., недоимку по земельному налогу за 2019 год в размере 184 руб., за 2020 год- 202 руб., недоимку по налогу на имущество за 2017 год в размере 147 руб., за 2018 год- 153 руб., за 2019 год- 157 руб., за 2020 год- 186 руб.
Разрешая административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю о взыскании пени по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество, суд принимает во внимание следующие фактические обстоятельства по делу.
В силу п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
В соответствии с п. п. 1, 2, ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пунктами 3, 4, 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.
Как установлено по делу, административному ответчику направлялись налоговые уведомления № 10059004 от 03 августа 2020 года о необходимости уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество в срок до 01 декабря 2020 года и № 32850422 от 01 сентября 2021 года о необходимости уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество в срок до 01 декабря 2021 года. Однако, налоги не были своевременно уплачены. О наличии недоимки по налогам налоговым органом было указано в требованиях № 4458 по состоянию на 09 февраля 2021 года со сроком уплаты до 24 марта 2021 года и № 160919 по состоянию на 17 декабря 2021 года со сроком уплаты до 31 января 2022 года.
Приведенные обстоятельства дают основание для взыскания пени по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, сумма пени на недоимку по транспортному налогу составила:
за 2019 год- 44 руб. 80 коп. (4583 руб. х (4,25% х 1/300) х 69 дней (с 02 декабря 2020 года по 08 февраля 2021 года));
за 2020 год- 18 руб. 79 коп. (5010 руб. х (7,50% х 1/300) х 15 дней (с 02 декабря 2021 года по 16 декабря 2021 года)).
Сумма пени на недоимку по земельному налогу составила:
за 2019 год- 01 руб. 80 коп. (184 руб. х (4,25% х 1/300) х 69 дней (с 02 декабря 2020 года по 08 февраля 2021 года));
за 2020 год- 00 руб. 76 коп. (202 руб. х (7,50% х 1/300) х 15 дней (с 02 декабря 2021 года по 16 декабря 2021 года)).
Сумма пени на недоимку по налогу на имущество составила:
за 2017 год- 01 руб. 44 коп. (147 руб. х (4,25% х 1/300) х 69 дней (с 02 декабря 2020 года по 08 февраля 2021 года));
за 2018 год- 01 руб. 50 коп. (153 руб. х (4,25% х 1/300) х 69 дней (с 02 декабря 2020 года по 08 февраля 2021 года));
за 2019 год- 01 руб. 53 коп. (157 руб. х (4,25% х 1/300) х 69 дней (с 02 декабря 2020 года по 08 февраля 2021 года));
за 2020 год- 01 руб. 38 коп. (186 руб. х (7,50% х 1/300) х 15 дней (с 02 декабря 2021 года по 16 декабря 2021 года)).
Административный ответчик Шевченко А.С. свою обязанность по уплате пени за спорные периоды времени также не исполнил, что дает суду правовые основания для взыскания образовавшейся суммы пени по указанным видам налогов.
На основании п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзацы 3 и 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов административного дела усматривается, что общая сумма налогов и пеней, подлежащая уплате административным ответчиком, превысила 10000 руб. с учетом требования № 1609119 по состоянию на 17 декабря 2021 года со сроком уплаты 31 января 2022 года. В порядке приказного производства налоговый орган обратился к мировому судье 29 апреля 2022 года, то есть в установленные законом сроки.
Судебный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка № 3 г. Бийска Алтайского края 12 мая 2022 года (административное дело № 2а-1674/2022).
Административное исковое заявление о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени в связи с отменой 30 декабря 2022 года судебного приказа было подано в Бийский городской суд Алтайского края 30 июня 2023 года, также в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогам и пени.
Учитывая изложенные обстоятельства, совокупность собранных по делу доказательств, суд находит административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по указанным выше основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу абзаца 1 подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Шевченко А.С. надлежит взыскать госпошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 427 руб. 76 коп. (10694 руб. х 4%).
Руководствуясь ст. ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 4583 ░░░. 00 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ 44 ░░░. 80 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 5010 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ 18 ░░░. 79 ░░░.;
░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 184 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ 01 ░░░. 80 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 202 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ 00 ░░░. 76 ░░░.;
░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 147 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ 01 ░░░. 44 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 153 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ 01 ░░░. 50 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 157 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ 01 ░░░. 53 ░░░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 186 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ 01 ░░░. 38 ░░░.,
░░░░░: 10694 ░░░. 00 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 427 ░░░. 76 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░