Дело № 2а-1775/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2021 года город Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Анофриковой С.Н., при секретаре Брилевой В.О., с участием прокурора Панчук О.В., представителя административного истца адвоката Назаренко Т.С., представителя административного ответчика администрации ЕМР Линёва Е.С., представителей заинтересованных лиц Прочко А.В., Захарченко Н.В., рассмотрев административное исковое заявление ФИО2 к Администрации Елизовского муниципального района об оспаривании в части постановления администрации Елизовского муниципального района от 24 июня 2021 года № 897 «Об образовании избирательных участков, участков референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума на территории Елизовского муниципального района»,
установил:
Шергальдин А.А. обратился в суд с административным иском об отмене решений участковых избирательных комиссий № 106, 107 об итогах голосования по многомандатным избирательным округам № 3, 4 оформленных протоколами от 19.09.2021 г., решений Елизовской окружной избирательной комиссии, оформленных протоколом от 19.09.2021 г. которым утверждены результаты выборов депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения по многомандатным избирательным округам № 3 и 4 и признании недействительным постановления администрации Елизовского муниципального района от 24.06.2021 № 897 «Об образовании избирательных участков, участков референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума на территории Елизовского муниципального района» в части включения улицы Первомайской в городе Елизово Камчатского края в границы образуемого избирательного участка №106.
В обоснование заявленных требований Шергальдин А.А. указал, что является зарегистрированным кандидатом по избирательному округу № 4 на выборах депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения четвёртого созыва, состоявшихся в период с 17 по 19 сентября 2021 г. Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 24 декабря 2015 года № 845 «Об утверждении схемы Избирательных округов для проведения выборов депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения» сформированы многомандатные избирательные округа в Елизовском городском поселении. Из содержания Решения № 845 усматривается, что улица Первомайская в городе Елизово (Елизовское городское поселение) включена в границы пятимандатного муниципального избирательного округа № 4. Вместе с тем решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 24 декабря 2015 г. № 845 «Об утверждении схемы Избирательных округов для проведения выборов депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения» сформированы многомандатные избирательные округа в Елизовском городском поселении. Из содержания решения № 845 усматривается, что улица Первомайская в городе Елизово включена в границы пятимандатного муниципального избирательного округа № 4. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ избирательные участки в каждом избирательном округе образуются главой местной администрации муниципального района по согласованию с соответствующей администрацией, при этом, в силу пункта 4 названной нормы закона, границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Указанные нарушения избирательного законодательства повлияли на итоги голосования по выборам депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения, и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей по округам № 3 и № 4.
Определением Елизовского районного суда от 02.11.2021 г. требование административного истца к административным ответчикам Елизовской территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии № 106, участковой избирательной комиссии № 107 об отмене решений избирательных комиссий о результатах выборов и об итогах голосования по выборам депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения четвертого созыва по пятимандатным избирательным округам № 3 и № 4 выделены в отдельное производство.
В судебном заседании административный истец Шергальдин А.А. не участвовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного истца адвокат Назаренко Т.С. в судебном заседании административные исковые требования Шергальдина А.А. в части признании недействительным постановления администрации Елизовского муниципального района от 24 июня 2021 года № 897 «Об образовании избирательных участков, участков референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума на территории Елизовского муниципального района» в части включения улицы Первомайской в г. Елизово Камчатского края в границы образуемого избирательного участка № 106 поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Елизовского муниципального района Линев Е.С. в судебном заседании пояснил, что правовых оснований для признания недействительным постановления Администрации Елизовского муниципального района от 24.06.2021 № 897 не имеется.
Представители заинтересованных лиц Елизовской территориальной избирательной комиссии Прочко А.В. и участковой избирательной комиссии № 106 Захарченко Н.В. полагали, что основания для удовлетворения требования административного истца не имеется.
Представитель участковой избирательной комиссии № 107 просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Избирательной комиссии Камчатского края, проинформированный о принятии к производству искового заявления Шергальдина А.А. в порядке ч.1 ст. 243 КАС РФ, в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что нет основания для удовлетворения заявленных требований, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» данным Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также участками референдума.
В соответствии с п. 2 ст. 19 названного Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума. Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учета) избирателей, участников референдума число избирателей, участников референдума на участке превысит три тысячи сто, либо в случае нарушения пункта 4 настоящей статьи.
Согласно п. 4 ст. 19 данного Федерального закона границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 24 декабря 2015 года № 845 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения» утверждена схема многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения согласно которой улица Первомайская включена в избирательный округ № 4 (пятимандатный) (л.д. 28-30)
Материалами дела установлено, что решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения третьего созыва от 22 июня 2021 года № 850 назначены выборы депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения четвертого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением администрации Елизовского муниципального района от 24 июня 2021 года № 897 «Об образовании избирательных участков, участков референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума на территории Елизовского муниципального района» на территории Елизовского муниципального района образовано 35 избирательных участков, в том числе избирательный участок № 106, в границы которого вошли: улицы Завойко дома № 19, 21, 27, 29, 31, 55, 57, 59, 61, 63, 65, Речная, Авачинская, Артельная, Мирная, Чукотская, Паратунская, Октябрьская, Первомайская, Зеленая (район Елизовского лесхоза), переулки: Чукотский, Солдатский, войсковая часть 32782. Центр участка – г. Елизово ул. Зеленая, д. 5, административное здание «Елизовский лесхоз» и избирательный участок № 107 в границы которого вошли: улицы Партизанская, Сопочная, Завойко дома с № 24 по № 56, Пограничная, Максутова, Красноармейская, Горная, Мячина, Лазо, Челюскина.
Постановление администрации Елизовского муниципального района от 24 июня 2021 года № 897 было опубликовано 8 июля 2021 года в официальном периодическом издании Елизовского муниципального района Камчатского края – информационный бюллетень «Елизовский вестник» (л.д. 156-157).
Указанный нормативный правовой акт до проведения выборов депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения – 19 сентября 2021 года не оспаривался.
19 сентября 2021 года проведены выборы депутатов в Собрание депутатов Елизовского городского поселения четвертого созыва.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Шергальдин А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по многомандатному избирательному округу № 4 (л.д. 96).
На прошедших выборах в Собрания депутатов Елизовского городского поселения в многомандатный избирательный округ № 4 входили избирательные участки № 107, 108, 109, 110, а в многомандатный избирательный округ № 3 избирательные участки № 103, 104, 105, 106.
Доводы административного истца о том, что решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 24 декабря 2015 года № 845 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения» сформированы многомандатные избирательные округа в Елизовском городском поселении, из содержания которого следует, что улица Первомайская в городе Елизово включена в границы пятимандатного муниципального избирательного округа № 4, однако, в соответствии с оспариваемым постановлением Администрации Елизовского муниципального района № 897 от 24.06.2021 в списки избирателей по избирательному участку № 106, входящий в муниципальный избирательный округ № 3, незаконно, в нарушение требований пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ, были включены избиратели, зарегистрированные по месту проживания по ул. Первомайской в г. Елизово, которая в силу решения № 845 входит в избирательный округ № 4, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные противоречия в нормативно-правовых актах не нарушают права административного истца. Кроме того, как пояснила в судебном заседании председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка № 106 Захарченко Н.В. улица Пограничная на протяжении длительного периода находилась в составе избирательного участка № 106. Географически она находится в середине избирательного участка и ее месторасположение никаким образом не пересекает границы другого избирательного участка, тем более границы 4-го избирательного округа. Скорее всего, техническая ошибка включения ул. Первомайской в избирательный округ № 4 произошла при принятии решения Собранием депутатов Елизовского городского поселения от 24 декабря 2015 года № 845 «Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения».
При регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по многомандатному избирательному округу № 4 Шергальдин А.А. добровольно выразил свою волю баллотироваться по избирательному округу № 4 в границах, утверждённых постановлением Администрации Елизовского муниципального района № 897 от 24.06.2021 г. подав заявление в Окружную избирательную комиссию избирательного округа № 4 (л.д. 97).
Доводы представителя административного истца, что включение ул. Первомайской повлияло на предвыборную агитационную компанию Шергальдина А.А. не является основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку образование избирательных участков не влияет на ведение кандидатами предвыборной агитации, сбор подписей в поддержку своего выдвижения и иную деятельность кандидатов, направленную на их избрание, поскольку указанная деятельность осуществляется в границах избирательного округа, куда входят несколько избирательных участков.
Оспариваемым постановлением пассивное избирательное право заявителя (право быть избранным в органы местного самоуправления) не нарушено, поскольку не ставит возможность выдвижения кандидатом на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Елизовского городского поселения в зависимость от формирования избирательных участков.
Доводы административного истца о том, что при издании оспариваемого постановления нарушены положения п. 4 ст. 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» так как в границы избирательного участка № 106 (избирательный округ № 3) включена улица, которая юридически, а именно Решением № 845 от 24.12.2015 г. включена в границы избирательного округа № 4 не могут являться основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку при образовании избирательных участков постановлением Администрацией Елизовского муниципального района № 897 от 24 июня 2021 года «Об образовании избирательных участков, участков референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума на территории Елизовского муниципального района», не были нарушены требования Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Так из пояснений председателя избирательной комиссии избирательного участка № 106 ул. Первомайская в г. Елизово географически располагается в центре избирательного участка № 106. Данные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле, кроме того, административный истец является жителем г. Елизово и при наличии желания имеет возможность точно определить границы избирательного округа исходя из его описания, содержащегося в оспариваемом нормативном правовом акте.
Требования пункта 4 статьи 19 и подпункта «в» пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были соблюдены: границы избирательных участков и округов не пересекаются, и составляют единую территорию.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом поскольку, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям закона, имеющего большую юридическую силу и не нарушают прав заявителя суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из вышеизложенного суд судом установлено, что в пределах предоставленных ей полномочий Администрацией Елизовского муниципального района вынесено постановление № 897 от 24 июня 2021 года «Об образовании избирательных участков, участков референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума на территории Елизовского муниципального района», которым образованы на территории Елизовского муниципального района 35 избирательных участков, в том числе избирательный участок № 106, постановление было опубликовано в средствах массовой информации в установленные законом сроки, и не было оспорено заинтересованными лицами в порядке, установленном действующим законодательством до начала избирательной компании, Шергальдин А.А. баллотировался кандидатом в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по многомандатному избирательному округ № 4 в соответствии с указанным постановлением, в связи с чем, его права не нарушены, суд отказывает Шергальдину А.А. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 217 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2021 ░░░░ № 897 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 106.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 12.11.2021 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░