Дело № 2а-763/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2022г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Голубевой Н.О.,
при секретаре судебного заседания Гафарове А.Х.
с участием
представителя административного истца Василенко Ю.В.- Вербицкого И.Н.
представителя административных ответчиков Администрации города Алушта Республики Крым, Алуштинского городского совета– Стеблина А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Администрации <адрес>, Алуштинскому городскому совету о признании протокола заседания комиссии и постановления незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Василенко Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес>, Алуштинскому городскому совету о признании протокола заседания комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта и постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « О сносе самовольной постройки, возведенной гр. Василенко Ю.В. на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>» незаконными.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было принято Постановление № « О сносе самовольной постройки, возведенной гр. Василенко Ю.В. на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>». Данное постановление ему не вручалось, по адресу проживания направлено не было.
Ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В пределах данного земельного участка расположены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: № и №.
В 2007 на арендуемом земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> был построен склад, введен в эксплуатацию и оформлен в БТИ на основании технического паспорта на капитальное здание. На основании решения Алуштинского Горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ изготовлен эскизный и архитектурно-строительный проект реконструкции склада. По его заявлению решением № утверждено строительство жилого дома. Земельный участок был передан в собственность в ДД.ММ.ГГГГ году согласно договора купли-продажи. Со стороны магазина <данные изъяты> за пределами его участка расположена лестница принадлежащего ему домовладения площадью <данные изъяты> кв.м. с площадкой для входа. В ДД.ММ.ГГГГ году по согласованию с Алуштинский Горисполкомом и руководством ООО «<данные изъяты>» заключено соглашение на сервитут площадью 21 кв.м., по условиям настоящего соглашения устанавливается в интересах Василенко Ю.В., являющегося собственником смежного земельного участка с кадастровым номером №, а также расположенного на нем жилого здания с кадастровым номером № и лестницей с площадкой для входа в здание па площадь сервитута <данные изъяты> кв.м.
Также в ДД.ММ.ГГГГ году им с ООО «Берковец» был заключен договор субаренды земельного участка о передаче во временное пользование части земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., из земель находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Следовательно размещение строения – лестницы на земельном участке муниципальной собственности не угрожает жизни и здоровью граждан, не нарушает права третьих лиц.
Администрацией <адрес> было вынесено постановление № от 1ДД.ММ.ГГГГ о сносе данной лестницы на основании уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, акта проверки органа государственного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола Заседания Комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта.
При проведении проверки он отсутствовал, не был уведомлен о ее проведении, в связи с чем был лишен возможности предоставить документы, обосновывающие законность занятия земель находящихся в муниципальной собственности.
Представитель административного истца Василенко Ю.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, а также указал, что был нарушен порядок вынесения Администрацией <адрес> обжалуемого постановления.
Представитель административных ответчиков Администрации <адрес> Республики Крым и Алуштинского городского совета возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что постановление вынесено на законных основаниях, а извещение лиц о проведении заседания комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта не предусмотрено. Для принятия решения был предоставлен необходимый объем документов.
Суд, заслушав прояснения представителей, исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, приходит к таким выводам.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Данный срок не нарушен, сведения о направлении в адрес административного истца обжалуемого постановления и его ознакомления с протоколом комиссии не представлено.
В соответствии с ч. 1 статьи 218 КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно положениям ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Государственным земельным надзором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление о выявлении самовольной постройки - бетонной конструкции (лестницы) на земельном участке муниципальной собственности по адресу: <адрес>, примыкающему к земельному участке с кадастровым номером №.
Факт возведения данного сооружения на землях муниципальной собственности согласно уведомления подтверждено представленным актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. К акту прилагаются фотоматериалы.
Площадь занятия земельного участка в <данные изъяты> кв.м. подтверждена обмером площади земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Смежный земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером № находятся в собственности Василенко Ю.В., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно письма Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ информации о наличии разрешительной документации на строительство объекта нет.
Земельный участок по адресу: <адрес> кадастровым номером :№ находится в собственности Муниципального образования городской округ Алушта и передан в аренду ООО «Берковец» на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представлен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающий сведения отраженные в выписке из Единого государственного реестра недвижимости.
Схема земельного участка, переданного в аренду была утверждена постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ указало на отсутствие возможности подтвердить либо опровергнуть наличие выданных / зарегистрированных разрешительных документов по указанному адресу до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ разрешительные документы на строительства либо ввод в эксплуатацию в отношении Василенко Ю.В. не выдавались.
Представленные документы были исследованы Комиссией по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта, что подтверждается протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения вопроса №, а именно уведомления о выявлении самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего из управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в отношении Василенко Ю.В. по факту самовольного занятия земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. за границами земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем размещения на нем бетонной конструкции ( лестницы) было принято решение о внесении предложения о принятии Администрацией <адрес> решения о сносе самовольной постройки, а управлению градостроительство и архитектуры осуществить подготовку указанного проекта постановления администрации <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> вынесено постановление № « О сносе самовольной постройки, возведенной гр. Василенко Ю.В. на земельном участке муниципальной собственности с кадастровым номером № по адресу: <адрес>». В качестве самовольной постройки указана бетонная конструкция (лестница) площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная на земельном участке муниципальной собственности с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Лицу, возведшему самовольную постройку – Василенко Ю.В. предоставлен срок для добровольного сноса постройки в течении трех месяцев с момента вынесения постановления.
Истцом в свою очередь представлено соглашение с ООО «Берковец» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении частного сервитута площадью <данные изъяты> кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, представленного ООО «Берковец» Администрацией <адрес> в аренду согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, а также договор субаренды данной части земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом проверяется порядок и полномочия для принятия постановления Администрацией <адрес> и решения комиссией по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта.
Из Положения о порядке принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек, утвержденного решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ основанием для принятия решения о основе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки либо ее приведения в соответствие с установленными требованиями является поступление в Администрацию <адрес> уведомления о выявлении самовольной постройки, которое в том числе вправе направить исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.(п.3.1, 3.1.1)
Рассмотрение поступившего в Администрацию <адрес> уведомления о выявлении самовольной постройки, осуществляет комиссия по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.(п.3.2)
В срок не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления в Администрацию <адрес> уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки выполняется одно из действий, в том числе принятие Алуштинским городским советом решения о сносе самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями на территории муниципального образования городской округ Алушта (п.3.3.,3.3.1)
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Администрация <адрес> не имела полномочий на принятие постановления ДД.ММ.ГГГГ № « О сносе самовольной постройки, возведенной гр. Василенко Ю.В. на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.», так как принятие таких решений входит в компетенцию Алуштинского городского совета.
Также подлежит признанию незаконным протокол № от ДД.ММ.ГГГГ Заседания Комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта в части рассмотрения вопроса № повестки дня в отношении Василенко Ю.В., так как принятое комиссией решение о рекомендации Администрации <адрес> рассмотреть вопрос о сносе самовольной постройки противоречит Положению о порядке принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек, утвержденного решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции решения Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая вышеприведенные доказательства в их совокупности, суд считает, что действия Администрации <адрес> не соответствуют требованиям закона, ввиду чего требования административного истца подлежат удовлетворению.
Однако суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании всего протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Заседания Комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта незаконным, так как кроме вопроса № повестки дня в отношении ФИО2 были рассмотрены иные вопросы, при принятии решений по которым не были нарушены либо затронуты права административного истца.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований, в соответствии со ст. 111 КАС РФ с Администрации <адрес> подлежат возмещению ФИО2 понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 179, 227 КАС РФ, суд–
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № « ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 150 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.