Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2436/2023 ~ М-803/2023 от 17.02.2023

                                                                                                                               Дело № 2а-2436/2023

25RS0001-01-2023-001299-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Владивосток                             28 июня 2023 года

Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Елькиной А.В.,

при секретаре Драузиной А.Ю.,

с участием представителя административного истца Петрова А.С.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орлова И. В. к начальнику территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу «Восточный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании решения незаконным и о возложении обязанности,

установил:

Орлов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании незаконным решения от 17.11.2022 № ТО28-20/00173 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, Орлова И.В. и членов его семьи, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Орлова И.В. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приказом командующего ТОФ от 16.09.2022 № 246 он уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с 16.09.2022 приказом командира войсковой части 42917 от 16.09.2022 № 71-к исключен из списков личного состава. На дату увольнения и исключения из списков личного состава части административный истец имел выслугу в календарном исчислении 15 лет, был обеспечен по месту службы служебным жилым помещением.

29.09.2022 административный истец направил в территориальный отдел «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» заявление и документы для принятия решения о признании его нуждающимся в получении постоянного жилья. Решением административного ответчика от 17.11.2022 № ТО28-20/00173 Орлову И.В. отказано в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с поступлением документов после исключения из списков личного состава части. С решением об отказе в принятии на жилищный учет он не согласен, поскольку о своей нуждаемости в жилье заявил в период прохождения военной службы, на момент увольнения жилым помещением обеспечен не был.

Определением суда от 16.05.2023 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФГАУ «Росжилкомплекс», филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерство обороны Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица - несовершеннолетний Орлов М.И.

В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованные лица Орлова С.И., Орлов А.И. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

Представитель административного истца Петров А.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административных исковых требований по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Исследовав материалы административного дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд полагает требования Орлова И.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из взаимосвязанных положений части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ), правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года № 5-П, от 3 февраля 2010 года № 3-П и от 27 февраля 2012 года              № 3-П).

Решения о необходимости реализации жилищных гарантий оформляются соответствующим образом, в частности подачей рапорта, указанием в листе беседы, оформляемом в обязательном порядке перед представлением к увольнению с военной службы. При этом действующее правовое регулирование предусматривает обязанность командования воинских частей проводить мероприятия, направленные на соблюдение прав военнослужащих, увольняемых с военной службы, в том числе предписывает разрешать вопрос о предоставлении им жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих (определения Конституционного суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года                № 2084-О, от 27 октября 2015 года № 2487-О, от 19 июля 2016 года № 1542-О, от 28 февраля 2019 года № 381-О и др.).

Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, а окончанием - дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, в том числе в связи с увольнением с военной службы (пункты 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подпункт «г» пункта 1, пункт 4 статьи 3,подпункт «а» пункта 9 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237).

В судебном заседании установлено, что Орлов И.В. проходил военную службу по контракту, первый контракт о прохождении военной службы заключен 20 июня 1994 года (для офицеров - дата получения офицерского звания в связи с окончанием военной образовательной организации высшего образования либо военной профессиональной образовательной организации), приказом командующего ТОФ от 16.09.2022 № 246 уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с 16.09.2022 приказом командира войсковой части 42917 от 16.09.2022 № 71-к исключен из списков личного состава, направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат города Артема Приморского края. Согласно приказу об увольнении - жилым помещением по нормам жилищного законодательства Орлов И.В. не обеспечен.

На дату увольнения и исключения из списков личного состава части административный истец имел выслугу в календарном исчислении 15 лет 1 месяц 20 дней.

В период прохождения военной службы Орлов И.В. и члены его семьи: супруга Орлова С.Н., сыновья Орлов А.И., Орлов М.И., были обеспечены служебным жилым помещением по адресу: <адрес>.

29.09.2022 административный истец направил в территориальный отдел «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» заявление о признании нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и принятии на учет для обеспечения жильем.

Решением административного ответчика от 17.11.2022 № ТО28-20/00173 Орлову И.В. отказано в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с поступлением документов после увольнения Орлова И.В. с воинской службы и исключения из списков личного состава части, а также в связи с непредоставлением дополнительно истребованных документов в отношении членов семьи, и соответственно, отсутствием оснований для признания нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280.

Согласно пункту 1 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1768, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Изложенное свидетельствует о том, что при увольнении Орлова И.В. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли административный истец нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и имелись ли правовые основания для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период военной службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Согласно подпунктам «а», «ж» пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является отсутствие жилой площади, проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

В материалы дела представлены рапорт Орлова И.В. об увольнении с воинской службы от 13 декабря 2021 года, в котором он указывал о том, что он не обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства, а также лист беседы в связи с предстоящим увольнением с военной службы, проведенной с Орловым И.В. 13 декабря 2021 года, в котором указано о его необеспеченности жилой площадью, а также о наличии служебного жилья.

Из указанных документов не следует, что Орлов И.В. был согласен с увольнением без постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

При таких обстоятельствах, учитывая, что общая продолжительность военной службы Орлова И.В. составляет более 15 лет, его права на жилищное обеспечение при увольнении с военной службы не были соблюдены, отказ административного ответчика в принятии Орлова И.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с обращением с заявлением после утраты статуса военнослужащего не соответствует закону, поскольку указанное не может служить основанием для лишения его права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и возникшего в период прохождения военной службы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░ 2022 ░░░░ № ░░28-20/00173 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

            ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░ 29 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 12 ░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                             ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2436/2023 ~ М-803/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орлов Игорь Владимирович
Ответчики
Территориальный отдел "Приморский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс"
Другие
Орлов Андрей Игоревич
Орлова Светлана Николаевна
Петров Александр Сергеевич
Суд
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Елькина Анна Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky--prm.sudrf.ru
17.02.2023Регистрация административного искового заявления
17.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2023Подготовка дела (собеседование)
16.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее