Дело № 2а-376/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2023 года п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Зарбаевой В.А.,
при секретаре Добрыниной И.С.
с участием административного истца И,С,С,
представителя административных ответчиков Р,Е,В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И,С,С к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН Росссии по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
И,С,С, обращаясь в суд к ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, просит признать незаконными действия (бездействие), выразившееся в нарушении права на отправку корреспонденции в органы государственной власти, в органы прокуратуры, суда, уполномоченного по правам человека. Так при отправке корреспонденции (искового заявления в суд) от 16.09.2022г., адресованной в Заиграевский районный суд РБ, было вложено платежное поручение на сумму 300 руб., где настоящий иск потерялся, истца не ознакомили с исходящим номером. 22.09.2022г. в исправительном учреждении проводилась прокурорская проверка (обход), где истцом было заявлено, что 31.08.2022г. администрация исправительного учреждения не отправила корреспонденцию, адресованную в прокуратуру Заиграевского района РБ. Подтверждением незаконных действий является заявление истца, отраженное в протоколе судебного заседания от 22.09.2022г. по делу №, также по таким же фактам нарушения имеется судебное решение Мухоршибирского районного суда РБ. Таким образом, препятствование в отправке корреспонденции нарушает права истца на доступ к правосудию. В связи с препятствием отправки корреспонденции истца администрация исправительного учреждения совершает противоправные действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 136 УК РФ. Приводит разъяснения, изложенные в п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47, в соответствии с которыми указано, если в ходе рассмотрения административного дела, связанного с нарушением условий содержания лишения свободы лиц, суд обнаружит в действиях (бездействии) органов или учреждений, а также должностных лиц признаки состава преступления, ему следует направить соответствующую информацию (например, копию протокола судебного заседания либо выписку из него) в органы дознания или предварительного следствия для принятия решения в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством РФ (пункт 1 ст. 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ч. 4 ст. 200 КАС РФ).
Определением от 06.04.2023г. произведена замена ненадлежащего ответчика ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, в качестве соответчика привлечены УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству И,С,С исковые требования уточнил, просил признать действия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю незаконными и нарушающими права истца на переписку и отправку корреспонденции в органы государственной власти и ограничивающими доступ к правосудию; направить протокол судебного заседания от 22.09.2022г. по делу №а-3475/2022 в органы следствия.
В судебном заседании И,С,С исковые требования поддержал, пояснил, что до настоящего времени его права в части отправки почтовой корреспонденции нарушаются, в настоящее время в знак протеста он отказался от приема пищи. Также пояснил, что передача почтовой корреспонденции для отправки сотруднику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю никак не фиксируется, никакая расписка о получении не выдается. Нарушения прав на оправку корреспонденции начались после того, как был назначен новый начальник колонии, то есть с августа 2022г. Ранее вся корреспонденция отравлялась по указанным в письмах адресатам. Все письма, касающиеся нарушений, связанных с ненадлежащими условиями содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, намеренно не отправляются, имеет место факт вскрытия конвертов сотрудниками ИК-6.
Представитель административных ответчиков Р,Е,В, действующая на основании доверенностей, административные исковые требования не признала, пояснила, что доводы И,С,С являются необоснованными, права И,С,С на переписку не нарушаются, что подтверждается выпиской из журнала, представленной суду, кроме того, полагала, что административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд.
По ходатайству административного истца И,С,С в судебном заседании в качестве свидетелей допрошены Свидетель №1, Свидетель №3, Свидетель №2, которые также полагали, что со стороны исправительного учреждения имеет место бездействие по не направлению почтовой корреспонденции, касающейся нарушения прав осужденных ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, допрошенных свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать факт нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями, решениями, бездействием, а также соблюдение срока на обращение в суд возложена на административного истца. Административный ответчик обязан доказать законность оспариваемых действий, решений, бездействия.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В силу части 1 статьи 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
Порядок отправки корреспонденции лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, определен Приказом Министерства юстиции РФ от 04.07.2022г. N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (далее – Правила).
Согласно пункту 126 Правил получение и отправление осужденными к лишению свободы за счет собственных средств писем, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности), почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке и в случае необходимости в других доступных для осужденных к лишению свободы местах вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ изымается для отправления корреспонденция.
Осужденные к лишению свободы с ограниченными возможностями, находящиеся в общежитиях ИУ, могут передавать корреспонденцию сотрудникам ИУ. В тюрьмах, ИК особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, ДИЗО, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, в безопасных местах, запираемых помещениях, в стационарных условиях медицинских организаций УИС корреспонденцию для отправления осужденные к лишению свободы передают сотрудникам ИУ. Переписка между осужденными к лишению свободы, содержащимися в разных ИУ, осуществляется с разрешения администрации ИУ (пункт 128 Правил).
Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми цензуре не подлежит (пункт 129 Правил).
В соответствии с п. 149 Правил предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного к лишению свободы, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
Судом установлено и это следует из материалов дела, что И,С,С отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Обращаясь в суд, И,С,С просит признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в нарушении права на отправку корреспонденции в органы государственной власти, в органы прокуратуры, суда, уполномоченного по правам человека, ограничение права на доступ к правосудию, указывая, что корреспонденция, переданная им 16.09.2022г. не была направлена адресату, указанное имеет место быть по всем письмам, касающимся нарушений условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
При рассмотрении дела представителем ответчиков заявлено о пропуске срока обращения в суд.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации), право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (пункт 2), а проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).
В ходе рассмотрения дела И,С,С пояснил, что нарушение его прав носит длящийся характер, корреспонденция, связанная с ненадлежащими условиями содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, не направляется и по настоящее время.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом не пропущен срок обращения в суд, так как указанные им в иске обстоятельства носят длящийся характер и у административных ответчиков сохраняется обязанность в течение всего срока отбывания истцом наказания совершить определенные действия по недопущению нарушений прав истца.
Как следует из журнала учета заявления и жалоб осужденных ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю и справке по переписке осужденного И,С,С за период с 01.08.2022г. по 18.04.2023г. И,С,С направлено 44 обращения:
01.08.2022г. в Заиграевский районный суд РБ;
08.08.2022г. в Заиграевский районный суд РБ;
12.08.2022г. в Заиграевский районный суд РБ;
25.08.2022г. в Заиграевский районный суд РБ;
26.08.2022г. в Заиграевский районный суд РБ;
05.09.2022г. в Заиграевский районный суд РБ;
06.09.2022г. в прокуратуру Республики Бурятия;
17.10.2022г. в Заиграевский районный суд РБ (два конверта);
01.11.2022г. в Заиграевский районный суд РБ;
07.11.2022г. в Ивдельскую прокуратуру Свердловской области;
09.11.2022г. в УФСИН Республики Бурятия;
14.11.2022г. в Заиграевский районный суд РБ (два конверта);
14.11.2022г. в Верховный Суд Республики Бурятия;
15.11.2022г. в прокуратуру Заиграевского района;
22.11.2022г. в Кяхтинский районный суд РБ;
22.11.2022г. в Заиграевский районный суд РБ;
24.11.2022г. в администрацию п. Эльбан;
28.11.2022г. в УФПС г. Владивосток;
12.12.2022г. в Заиграевский районный суд РБ;
09.01.2023г. в Заиграевский районный суд РБ;
12.01.2023г. в Комитет по гражданским правам г. Москва;
20.01.2023г. в Заиграевский районный суд РБ;
26.01.2023г. Уполномоченному по правам человека в РФ г. Москва;
06.02.2023г. в Заиграевский районный суд РБ;
09.02.2023г. в Заиграевский районный суд РБ (два конверта);
13.02.2023г. в Заиграевский районный суд РБ;
15.02.2023г. в ГУФСИН России по Свердловской области г. Екатеринбург;
20.02.2023г. в ОПС пгт. Заиграево;
20.02.2023г. в Заиграевский районный суд РБ;
27.02.2023г. Уполномоченному по правам ребенка г. Улан-Удэ;
02.03.2023г. в Министерство финансов РФ;
06.03.2023г. в Почта России г. Амурска;
06.03.2023г. в Заиграевский районный суд РБ;
13.03.2023г. в Верховный Суд Республики Бурятия;
15.03.2023г. в ФГУП «Почта России» ОПС пгт. Эльбан;
17.03.2023ш. в ОПС пгт. Заиграево;
20.03.2023г. прокурору г. Ивдель;
27.03.2023г. в Заиграевский районный суд РБ (два конверта);
10.04.2023г. в УФПС г. Улан-Удэ;
13.04.2023г. в Замоскворецкий районный суд г. Москва.
Все обращения зарегистрированы, имеют исходящий номер и направлены адресатам.
Как следует из ответа на запрос суда и.о. прокурора Комсомольска-на-Амуре прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях за период с 2022г. по истекший период 2023г. факты не отправки обращений, заявлений и предложений осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не выявлялось, в связи с чем меры прокурорского реагирования не принимались. В специализированную прокуратуру обращения осужденного И,С,С по вопросам не отправления администрацией исправительного учреждения его обращений в уполномоченные органы не поступали и не рассматривались.
Судом установлено, что корреспонденция в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю осужденными передается сотруднику исправительного учреждения, который, в свою очередь, передает ее для регистрации в журнале, копии указанного журнала представлены суду.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком доказательства принятия от истца почтовых отправлений и направления их по принадлежности, представлены, руководствуясь принципом необходимости и достаточности. Доказательств передачи И,С,С письма в адрес Заиграевского районного суда РБ от 16.09.202г. не представлено. Доводы И,С,С о проведении прокурорской проверки в сентябре 2022г. по факту нарушения прав в связи с не отправкой почтовой корреспонденции опровергаются ответом и.о. прокурора Комсомольска-на-Амуре.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ предъявление иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
При этом лицо, обращающееся за судебной защитой, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.
Обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Достаточных, достоверных доказательств нарушения своих прав, свобод и законных интересов по настоящему административному делу И,С,С не представлено. Допрошенные в судебном заседании свидетели Свидетель №1, Свидетель №3, Свидетель №2 дали показания о том, что не направляются их заявления и жалобы, между тем указанные свидетели подтвердили факт нарушений исправительным учреждением прав административного истца И,С,С, выразившихся в не направлении корреспонденции И,С,С. Ограничений прав административного истца в части отправки почтовой корреспонденции судом не установлено.
Доводы административного истца о том, что ему администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю было отказано в принятии и направлении искового заявления в Заиграевский районный суд РБ, однако ему неизвестно направлено ли оно адресату, являются несостоятельными и документально неподтвержденными, поскольку в материалах дела документы, подтверждающие либо опровергающие данную информацию, отсутствуют, и не указаны в справке по переписке осужденного И,С,С за период с 01.08.2022г. по 18.04.2023г.
Доводы административного истца о том, что корреспонденция, не подлежащая цензуре, вскрывается сотрудниками исправительного учреждения, ничем не подтверждены. Приобщенный к материалам дела протокол судебного заседания по делу № не подтверждает факт нарушений прав административного истца, в указанном протоколе отражены показания И,С,С, которые были исследованы и оценены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела №.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу приведенных правовых предписаний, закрепленных в данной норме процессуального закона, отсутствие указанной совокупности обстоятельств является основанием к принятию судом решения об отказе в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Такой совокупности обстоятельств по настоящему делу не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворении требований, а именно не установлено нарушение прав административного истца ненаправлением жалоб, иной корреспонденции администрацией учреждения.
Разрешая требования административного истца о передаче сведений в правоохранительные органы о совершении преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ суд исходит из следующего.
На основании положений части 4 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, суд сообщает об этом органам дознания или предварительного следствия, в том числе направив копию частного определения.
Поскольку обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений, при рассмотрении настоящего дела не выявлено, необходимости принятия судом процессуальных мер, предусмотренных частью 4 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нарушений положений перечисленных нормативных актов и обстоятельства, о которых указывал административный истец, не нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Доказательств того, что в результате оспариваемых действий (бездействий) административного нарушены или оспорены права административного истца, свободы и его законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо его право на доступ к правосудию было нарушено, не было представлено.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения административных исковых требований И,С,С не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░,░,░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░.░.
<░░░░░░ ░░░░░░>