39RS0001-01-2023-000393-41
Дело № 2а-1704/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2023года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Чесноковой Е.В.
при секретаре Лютой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Поповой В. В., Болбата В. М., Копысовой Е. Н., Зайцевой Н. А., Зайцева А. С., Зайцева Д. С., ФИО1 к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
У с т а н о в и л :
Административные истцы Попова В.В., Болбат В.М., Копысова Е.Н., Зайцева Н.А.,Зайцев А.С., Зайцев Д.С., Боровская Н.С., являясь собственниками долей в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> - 19, общей площадью 391, 2 кв.м., с кадастровым номером №:87 и земельный участок (под существующий жилой дом), площадью 800 кв.м., с кадастровым номером №:31, обратились в суд с административным иском к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», указав, что в мае 2011года на основании действующей в то время ст.34 ЗК РФ, собственники указанного индивидуального жилого дома обратилоись в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов с коллективным заявлением, в котором просили предоставить им в собственность за плату земельный участок для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №:31.
16 декабря 2011 года по их обращению Комитетом была утверждена схема расположения земельного участка площадью 571 кв.м. для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда по <адрес>, а 23 июля 2012 года в отношении испрашиваемого земельного участка был составлен межевой план, который вместе с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости № 39-0-1- 47/3001/2012-8419 «31» июля 202012года сдан в Росреестр по Калининградской области.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ умирает один из сособственников упомянутого жилого дома - ФИО2, наследник по завещанию которого - ФИО вступает в свои права ДД.ММ.ГГГГ и начитает инициировать судебное разбирательство, связанное со сносом дома (дело № 2 - 4868/2014 в Ленинградском районном суде г. Калининграда), не желая выступать на стороне других собственников в получении прав на смежный земельный участок и делая невозможным дальнейшие обращения в Комитет.
Полученные в порядке наследования ФИО доли в правах общей долевой собственности отчуждает лишь ДД.ММ.ГГГГ - Копысовой Е.Н., после чего, учитывая длительный локдаун на период пандемии, административные истцы вновь обращаются в Комитет лишь осенью 2022 года.
Ответом № № и-КМИ-21/21248 от 26 сентября 2022 года Комитет отказал административным истцам в предоставлении земельного участка на том основании, что на сегодняшний день действующим земельным законодательством не предусмотрено предоставление в собственность за плату или в аренду земельных участков для благоустройства территории индивидуального жилого дома.
Истцы полагают, данный отказ незаконным, и считают его подлежащим отмене, указывая на то, что принимая решение об отказе, административный ответчик не учел, что схема испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории была утверждена уполномоченным органом до вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 марта 2015 года, что, свидетельствует о наличии оснований для предоставления спорного земельного участка истцам в соответствии с ранее действующим порядком, установленным статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят суд признать отказ Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» № и-КМИ-21/21248 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административных истцов путем предоставления им в собственность за плату земельный участок для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда по <адрес>, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №:31.
Кроме того просят признать причины пропуска срока на подачу настоящего административного иска уважительными, ссылаясь на то, что 23.12.2022года настоящий административный иск был направлен в Центральный районный суд г.Калининграда без нарушений правил подсудности и возвращен административным истцам в связи с неподсудностью указанному суду, тогда как в силу пункта 14 Постановления Пленума ВС РФ №21 подсудность между Центральным и Ленинградским районными судами определялась по выбору административного истца.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград».
Административные истцы о месте, времени рассмотрения административного дела извещены, в судебное заседание не явились.
Административные истцы Копысова Е.Н.,Зайцева Н.А.,Зайцев А.С., Зайцев Д.С., Боровская Н.С., представили заявления о рассмотрении административного дела в их отсутствие, на удовлетворении требований административного иска настаивают.
Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград», действующая на основании доверенности Сидаш Е.В. требования административного иска не признала, полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск, указывая на то, что в настоящее время действующее законодательство не предусматривает предоставление в собственность за плату или в аренду земельных участков для благоустройства территории.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и дав им оценку, в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С настоящим административным иском истцы обратились по месту нахождения административного ответчика в Центральный районный суд г.Калининграда 23 декабря 2022года, то есть в установленный законом срок.
Определением судьи Центрального райсуда г.Калининграда от 29 декабря 2022года административный иск возвращен в связи с неподсудностью спора Центральному районному суду, указав, что правовые последствия оспариваемого решения возникли на территории Ленинградского района г.Калининграда на которой находится земельный участок. Определение суда административными истцами не обжаловалось, вступило в законную силу. С настоящим административным иском в Ленинградский районный суд истцы обратились 19.01.2022года, пропустив предусмотренный сч.1ст.219КАС РФ срок на обращение с административным иском.
Учитывая изложенное, суд находит приведенные административными истцами причины пропуска срока на подачу административного искового заявления уважительными, а срок подлежащим восстановлению.
Судом, установлено, что административные истцы Попова В.В., Болбат В.М., Копысова Е.Н., Зайцева Н.А.,Зайцев А.С., Зайцев Д.С., Боровская Н.С., являются собственниками долей в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 391, 2 кв.м., с кадастровым номером №:87.
Под индивидуальным жилым домом образован земельный участок с кадастровым номером №:31, площадью 800 кв.м., который находится в общей долевой собственности собственников индивидуального жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов утверждена схема расположения земельного участка площадью 571кв.м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №:31, для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда по <адрес>.
В апреле 2011года собственники жилого дома по <адрес>, обращались в администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением об образовании испрашиваемого земельного участка под сад-огород.
При рассмотрении обращения администрацией заявителям был направлен ответ о том, что для проведения работ по образованию испрашиваемого земельного участка в целях его дальнейшего предоставления необходимо представить правоустанавливающие документы всех собственников индивидуального жилого дома, согласие всех собственников на образование сверхнормативного земельного участка, топографический план земельного участка.
Однако работы по формированию и постановке испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет проведены не были.
В установленный действующим законодательством срок право на оформление в собственность спорного земельного участка административными истцами не реализовано.
29.08.2022года административные истцы обратились в администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением о передаче им в долевую собственность за плату земельного участка для благоустройства территории жилого дома, прилегающий к участку с кадастровым номером №31 по <адрес>.
Данное обращение административных истцов является самостоятельным (повторным) обращением, не связанным с рассмотрением предыдущих заявлений.
Решением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», изложенным в письме № и-КМИ-21/21248 от 26 сентября 2022 года, административным истцам в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату для благоустройства территории индивидуального жилого дома отказано, со ссылкой на то, что ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающая предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством 1 марта 2015 года признана утратившей силу, предусмотренный пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ порядок предоставления земельных участков, в соответствии с нормами статьи 34 Земельного кодекса РФ, действовал до 1 января 2018 года, в случае, если до 1 марта 2015 года органами местного самоуправления была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) был установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Этот порядок включал в себя подачу заинтересованным лицом заявки на предоставление земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю; рассмотрение органом местного самоуправления заявки и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращение за постановкой на кадастровый учет; принятие уполномоченным органом решения о предоставлении в собственность или в аренду испрашиваемого земельного участка; направление этого решения заявителю; заключение в установленные сроки договора купли-продажи или аренды земельного участка.
На основании пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу этого Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
При таком положении, поскольку собственниками индивидуального жилого дома по адресу <адрес> процедура оформления испрашиваемого земельного участка до 01 января 2018года не была завершена, вопреки доводам административного иска в настоящее время заключение договора купли-продажи спорного земельного участка между администрацией ГО «Город Калининград» и административными истцами в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ невозможно, в связи с истечением установленной законом даты (1 января 2018 года), до которой подобные договоры могли заключаться по правилам статьи 34 Земельного кодекса РФ, комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград», рассмотрев заявление административных истцов обоснованно отказал им в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка для благоустройства территории жилого дома.
Основания, послужившие к отказу согласуются с требованиями Земельного кодекса РФ.
Таким образом, поскольку совокупность обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого отказа, а также наличие обстоятельств, нарушающих права и законные интересы заявителя судом не установлено, требования настоящего административного иска не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 26.09.2022░░░░ № ░-░░░-21/21248, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №:31, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░ 2023░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░