Дело №2а-209/2021
УИД 18RS0029-01-2021-000544-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2021 года с. Юкаменское
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сабрековой Е.А.,
при секретаре Невоструевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике к Исупову Ивану Александровичу о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике (далее - Межрайонная ИФНС №2 по УР, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Исупову Ивану Александровичу о взыскании недоимки по страховым взносам и пени. В обоснование исковых требований указано, что согласно информационным ресурсам инспекции, Исупов И.А. зарегистрирован в качестве адвоката с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, является плательщиком страховых взносов. Им не исполнена обязанность по уплате страховых взносов за 2019 и 2020 годы, в связи с чем на имеющуюся задолженность начислены пени. В связи с неуплатой сумм задолженности в добровольном порядке, в адрес ответчика почтовым отправлением направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, которые ответчиком не исполнены. С учетом изменений предмета иска в порядке ст.46 КАС РФ административный истец просит взыскать с Исупова И.А. задолженность по страховым взносам и пени в сумме 32877,89 руб., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 32780,42 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 97,47 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС №2 по УР не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС №2 по УР).
Административный ответчик Исупов И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что исковые требования не признает, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года является получателем военной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ от 15.12.2001 г. вступившим в законную силу с 10.01.2021 года, он, как адвокат, получающий пенсию, освобожден от уплаты налогов в пенсионный фонд. По данному вопросу мировым судьей судебного участка Красногорского района ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании суммы долга, ДД.ММ.ГГГГ данный приказ был отменен, после чего он никаких уведомлений о взыскании с него задолженности не получал. Кроме того, согласно положению о выплате пенсии по старости, он является получателем пенсии, так как достиг предельного пенсионного возраста более ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ месяцев (родился ДД.ММ.ГГГГ) и должен быть освобожден от уплаты данного вида налога.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика в порядке ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения (часть 5 статьи 15 КАС РФ).
Начиная с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Исупов И.А. зарегистрирован в качестве адвоката.
В соответствии со статьями 23, 45 НК РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с п. п. 1, 3, 5 ст. 430 НК РФ плательщики, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Проанализировав приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу, что страховые взносы за 2019 год должны были быть уплачены ответчиком не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а страховые взносы за 2020 год - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019-2020 годы.
Истцом представлен расчет, согласно которому Исуповым И.А. не исполнена обязанность страховых взносов в размере 1 % доходов свыше 300000 рублей за 2019 год по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере 332, 42 руб., исчисленных по расчету № руб., где № руб. налоговая база согласно справке 2-НДФЛ Исупова И.А. за 2019 год.
Таким образом, сумма недоимки по страховым взносам за 2019 год в размере 1 % от дохода, превышающего 300000 рублей, на дату уплаты ДД.ММ.ГГГГ составляет 332,42 руб.
Пени по неуплаченным страховым взносам за 2019 год в размере 1 % от доходов превышающих 30000 рублей за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (24 дня просрочки) и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (92 дня просрочки) составляет:332,42 руб.х4,50%/300х24 =1,20 руб., 332,42 руб.х4,25%/300х92=4,33 руб., а всего 5,53 руб.
За 2020 год произведен расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 руб.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере - 32 448 руб. плательщиком своевременно не была исполнена, на сумму недоимки начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 91,94 руб.
Расчеты, предоставленные Межрайонной ИФНС № 2 по УР, судом проверены и признаны правильными.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с тем, что обязанность по уплате страховых взносов ответчиком не была своевременно исполнена, почтовым отправлением ответчику направлены: требование об уплате сумм задолженности за 2019 год № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; требование об уплате сумм задолженности за 2020 год № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром простых почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Неисполнение обязанности по уплате недоимки по страховым взносам и пени явилось основанием для обращения Межрайонной ИФНС № по УР в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Доводы об отсутствии у административного ответчика, являющегося военным пенсионером, обязанности по уплате страховых взносов за 2019-2020 годы, судом отклоняются.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П, принятым по жалобе ФИО3, подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признаны не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (часть 1 и 2), 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В связи с этим федеральному законодателю предписано незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания положений федерального законодательства применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в постановлении Конституционного Суда N 5-П.
Во исполнение указанного постановления Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ в статью 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесены изменения, исключившие из числа страхователей адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения.
При этом Федеральный закон о внесении таких изменений вступил в законную силу 10 января 2021 года и не содержит положений, предусматривающих возможность его применения к правоотношениям, возникшим до введения его в действие (обратную силу).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными изменениями в законодательстве адвокаты из числа военных пенсионеров не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начиная с 2021 года, и, соответственно, обязаны уплатить за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019- 2020 г.г.
Указанная позиция также приведена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 03-15-05/20613.
С учетом изложенного правовых оснований для освобождения Исупова И.А., осуществляющего адвокатскую деятельность, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 и 2020 годы не имеется.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела усматривается, что налоговый орган 20.04.2021 года обратился к мировому судье судебного участка Красногорского района УР с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 суммы задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, то есть с соблюдением срока, установленного п.2 ст. 48 НК РФ. Мировым судьей судебного участка Красногорского района УР ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка Красногорского района УР от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании задолженности был отменён в связи с поступлением от ответчика письменных возражений.
Межрайонная ИФНС России №2 по УР ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Юкаменский районный суд УР с административным исковым заявлением к Исупову И.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени за 2019 -2020 годы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд с требованиями о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в пределах установленного законом срока.
Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств погашения недоимки по страховым взносам, с административного ответчика подлежат взысканию страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 332, 42 руб. и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 5,53 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32448 руб. и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 91,94 руб.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В связи с изложенным, с административного ответчика в бюджет муниципального образования «Красногорский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1186 руб. 34 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №2 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 32877,89 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 332, 42 ░░░. ░░ ░░░ 18№, ░░░░░ 94630466;
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 5,53 ░░░. ░░ ░░░ 18№, ░░░░░ 94630466;
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ - 32448 ░░░. ░░ ░░░ 18№, ░░░░░ 94630466;
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 91,94 ░░░. ░░ ░░░ 18№, ░░░░░ 94630466
░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░/░ № ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░ 049401001, ░░░ 1829014293, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1186 ░░░. 34 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░