Дело № 2а-586/2022 копия
УИД 56RS0027-01-2022-005230-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2023 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Чирковой В.В.,
при секретаре Великородновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Оренбургской области к Комарову Сергею Владимировичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
административный истец Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 15 по Оренбургской области обратился в суд с административным иском к Комарову С.В. о взыскании недоимки по налогам и пени.
В обоснование заявленных исковых требований указали, что за административным ответчиком в период с 26 сентября 2014 года по 28 февраля 2018 года было зарегистрировано транспортное средство Ford Explorer, VIN №, государственный номер №.
Административный ответчик Комаров С.В. с 09 декабря 2016 года является пенсионером.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 22 августа 2019 года №, со сроком уплаты транспортного налога не позднее 02 декабря 2019 года. В дальнейшем срок уплаты транспортного налога за 2017 год перенесен на 01 декабря 2021 года.
В настоящее время задолженность по транспортному налогу за 2017 год не уплачен, в связи с чем была начислена пеня в размере 33, 05 рубля за период с 02 декабря 2021 года по 07 декабря 2021 года.
Также административный ответчик Комаров С.В. с 14 сентября 2017 года по 24 июня 2022 года имел в собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
В настоящее время задолженность по земельному налогу составляет 28152,72 рубля с учетом переплаты.
Поскольку задолженность по налогам в установленный законодательством срок не уплачена, Комарову С.В. направлено требование об уплате налога № от 08 декабря 2021 года, в соответствии с которым должник обязан уплатить задолженность по налогам в срок до 18 января 2022 года. В указанный в требовании срок задолженности по налогу не уплачен.
Межрайонная ИФНС России №15 по Оренбургской области обращалась к мировому судье судебного участка №2 Оренбурсгкого района Оренбургской области с заявлением о вынесении судебного приказа, который был отменен 18 мая 2022 года на основании поступивших возражений административного ответчика Комарова С.В.
Просит суд взыскать с административного ответчика Комарова С.В. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 22035 рублей, пени в размере 33,05 рубля за период с 02 декабря 2021 года по 07 декабря 2021 года; недоимку по земельному налогу за 2020 год в размере 28152,72 рубля.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 15 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания по делу, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Административный ответчик Комаров С.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания по делу надлежащим образом. Согласно телефонограмме ходатайств об отложении не заявлял.
Суд, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему:
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить и в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (пункт 1); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
В статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу требований статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Материалами установлено, административный ответчик Комаров С.В. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
На основании статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. В соответствии с частью 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии со статьями 356-358, 360 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, в том числе автомобили; налоговым периодом признается календарный год.
Транспортный налог на территории Оренбургской области введен Законом Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге», ставки налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя.
Согласно статьям 358, 361 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, грузовые и легковые автомобили, а также другие транспортные средства.
Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, то есть возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (часть 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 360 главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации отчетным налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации признание физического лица налогоплательщиком по транспортному налогу производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 Кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Административный ответчик Комаров С.В. являлся собственником транспортного средства – Ford Explorer, государственный номер № в период с 26 сентября 2014 года по 28 ноября 2014 года, что подтверждается сведениями по регистрационным действиям МУ МВД России «Оренбургское».
В силу части 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (часть 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из части 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно частями 1,2,5,6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога возникает у физического лица с момента получения им уведомления, направленного налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
Кроме того, часть 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты земельного налога за 2020 года производится не позднее 01 декабря 2021 года, транспортный налог за 2017 год, не позднее 01 декабря 2018 года при условии направления налогового уведомления не позднее 30 дней до наступления срока платежа, а налоговое требовании при неоплате в срок налога должно быть направлено налоговым органом не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, то есть соответственно, не позднее 01 марта 2021 года и 01 марта 2018 года.
Следовательно, в случае не направления в установленный срок требовании на уплату соответствующих сумм налогов и пеней возможность принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням утрачивается при истечении совокупности сроков, установленный статьей 70, часть 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае его пропуска при отсутствии уважительных причин суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по налогу и пени.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (часть 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Как следует из материалов дела, налоговым органом было сформировано уведомление № от 22 августа 2019 года транспортный налог в размере 88140 рублей и земельный налог в размере 72306 рублей и № от 01 сентября 2021 года на земельный налог на сумму 28152,72 рубля.
Из налогового требования № со сроком исполнения до18 января 2022 года, недоимка по земельному налогу составила 28152,72 рубля, недоимка по транспортному налогу составила 22035 рублей, пени в размере 33,05 рубля.
Таким образом, судом установлено, что суммы, указанные в налоговом уведомлении № не совпадают с суммами указанными в налоговом требовании об уплате налога и пени №, а налоговое уведомление и налоговое требование сформированы с нарушением предусмотренных законом сроков.
Инспекция имела возможность выявить не перечисление налогоплательщиком налога в течение трех месяцев направить налогоплательщику соответствующее требование об уплате налога и пени в порядке, предусмотренном статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом норм статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, реализовав процедуру принятия решения о взыскании налога, а также пеней, применяемую в отношении налогоплательщика.
При этом неиспользование инспекцией своих полномочий на своевременное выявление просрочек и принятие мер к взысканию налога не может повлечь для налогоплательщика отрицательных налоговых последствий.
Инспекция должна своевременно выявить недоимку и направлять требования об уплате. Утрата возможности взыскания суммы налога означает утрату возможности начисления пени и применения налоговой санкции.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о нарушении налоговым органом порядка и сроков направления налогового уведомления и налогового требования об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 22035 рублей и пени в размере 33,05 рубля. При нарушении сроков направления налогового уведомления и налогового требования нарушаются сроки обращения в суд с исковым заявлением, в связи с чем требования о взыскании задолженности по транспортного налогу и пени подлежат оставлению без удовлетворения.
Представленный административным истцом расчет задолженности по земельному налогу за 2020 год произведен налоговым органом верно в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом налоговой ставки.
Административный ответчик доказательств, опровергающих доводы налогового органа, а также отсутствия задолженности по земельному налогу в заявленные истцом периоды и размере не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, в связи с неисполнением в срок требования МИФНС России № 15 по Оренбургской области обратились к мировому судье судебного участка № 2 Оренбургского района Оренбургской области. О чем, 26 апреля 2022 года был выдан судебный приказ.
В связи с поступившими возражениями административного ответчика, определением мирового судьи судебного участка № 2 Оренбургского района Оренбургской области от 18 мая 2022 года судебный приказ был отменен. С иском в районный суд истец обратился 18 ноября 2022 год.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с Комарова С.В. недоимки по уплате земельного налога в размере 28152, 72 рубля, при этом суд учитывает, что срок, установленный частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не пропущен, доказательств оплаты указанных налогов административным ответчиком не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом удовлетворения требований суд взыскивает с Комарова С.В. в доход муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области расходы по уплате государственной пошлины 1 044 рубля.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 28152, 72 ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 044 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ : ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-586/2023 (░░░ 56RS0027-01-2022-005230-07) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.