25RS0004-01-2023-002191-76
2а-2569/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2023 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Кашимовского А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зюзь Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Советского района г. Владивостока к администрации г. Владивостока, Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владивостока» о возложении обязанности,
установил:
прокурор Советского района г. Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, указав в обоснование, что 14.02.2023 в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об образовании, муниципальной собственности, санитарно-эпидемиологическом благополучии установлено, что на некоторых участках прилегающей территории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владивостока» имеются дефекты асфальтного покрытия в виде повсеместных выбоин, трещин, неровностей, на некоторых участках полностью отсутствует асфальтное покрытие, крыльцо одного из запасных выходов не отвечает требованиям безопасности, ступени не пригодны для использования, на крыльце главного входа в здание присутствуют трещины и выбоины в плиточном покрытии, не отвечающий требованиям безопасности. Заведующему МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владивостока» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, по результатам рассмотрения которого 22.02.2023 поступил ответ, что нарушения законодательства не устранены, в связи с отсутствием финансирования. Вместе с тем, ненадлежащее состояние прилегающей территории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владивостока» подвергает опасности здоровью граждан, в том числе и несовершеннолетних воспитанников учреждения, законных представителей, работников учреждения и нарушает их права и законные интересы, прокурор Советского района г. Владивостока обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц. Кроме того, непринятие мер к восстановлению прилегающей территории влечет нарушение прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья в период их нахождения в образовательном учреждении.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владивостока» является бюджетным учреждением, обеспечение здания школы, обустройство прилегающей территории относится к полномочиям администрации г. Владивостока.
Просит возложить на управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владивостока» на устранение дефектов асфальтного покрытия по периметру территории, приведение в соответствие ступеней лестниц, крыльца главного входа в здание.
Возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владивостока» обязанность в течение 3 месяцев после финансирования Управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока произвести работы по устранению дефектов асфальтного покрытия по периметру территории, приведение в соответствие ступеней лестниц, крыльца главного входа в здание.
В судебном заседании помощник прокурора г. Владивостока ФИО2 поддержала требования административного иска, пояснив, что затрагиваются права несовершеннолетних лиц, нарушения не устранены до сих пор.
Представитель административных ответчиков администрации г. Владивостока и Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока ФИО1 заявленные требования не признала по доводам письменного отзыва, указав, что оснований для ремонта фасада здания не имеется, отсутствует заключение специалистов о необходимости проведения ремонтных работ, просил в случае удовлетворения требований прокурора увеличить срок исполнения решения суда, поскольку 6 месяцев с учетом сложности процесса выделения бюджетных ассигнований будет явно недостаточно для исполнения решения суда.
Представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владивостока» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представил.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и представленные доказательства в совокупности, исходя из требований ст.ст. 62, 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Пунктом 1 ст. 2 Закона № 52-ФЗ Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств.
Согласно ст. 51 названного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владивостока» является муниципальным бюджетным учреждением.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся, в том числе, учреждения.
Исходя из ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является соответственно муниципальное образование.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 -ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В силу положений ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Кроме того, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20).
Пунктом 2.2.4. СП 2.4.3648-20 предусмотрено, что покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.
Указанные своды правил должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Общие требования технической безопасности зданий и сооружений установлены Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ).
Согласно ст. 11 указанного закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате повреждения части здания, либо сооружения (ч. 4 ст. 7 Закона № 384-ФЗ)
Решением Думы г. Владивостока от 15.08.2018 № 45-МПА приняты «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа», согласно п. 3.2. «Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа» (далее - Правила благоустройства) здания и сооружения, являющиеся объектами капитального строительства, в том числе их отдельные элементы (фасады, входы, цоколи, витрины, витражи, окна и другие), должны содержаться в чистоте, порядке и исправном состоянии.
Согласно п. 3.6 Правил благоустройства работы по устранению повреждений и неисправностей, окраске зданий и сооружений, восстановлению чистоты и порядка должны производиться своевременно.
Вместе с тем, установлено, что в нарушение вышеназванных требований закона на некоторых участках прилегающей территории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владивостока» имеются дефекты асфальтного покрытия в виде повсеместных выбоин, трещин, неровностей, на некоторых участках полностью отсутствует асфальтное покрытие, крыльцо одного из запасных выходов не отвечает требованиям безопасности, ступени не пригодны для использования, на крыльце главного входа в здание присутствуют трещины и выбоины в плиточном покрытии, согласно требований п. 5.8, ГОСТ 9818-2015 "Межгосударственный стандарт. Марши и площадки лестниц железобетонные. Технические условия".
По данному факту административный истец 17.02.2023 внес представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако нарушения не устранены, по причине отсутствия финансирования.
Согласно представленных в материалы дела ходатайств директора МБОУ «СОШ № 7» образовательного учреждения от 22.02.2023 № 17, 17.03.2023 № 54, адресованных в Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, разрешить вопрос с капитальным ремонтом бетонной площадки и металлических конструкций аварийной лестницы, а также бетонных ступеней аварийного крыльца.
Учитывая, что ненадлежащее состояние прилегающей территории «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владивостока» подвергает опасности здоровью граждан, в том числе и несовершеннолетних воспитанников учреждения, законных представителей и работников, нарушает их права и законные интересы, прокурор Советского района г. Владивостока обоснованно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц. Кроме того, непринятие мер к восстановлению прилегающей территории влечет нарушение прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья в период их нахождения в образовательном учреждении.
Доводы представителя административных ответчиков об отсутствии у прокурора специальных познаний в области строительства и реконструкции зданий и сооружений суд не принимает, поскольку из представленных доказательств, в том числе фотоматериала, усматриваются имеющиеся дефекты и повреждения как асфальтного покрытия, крыльца одного из запасных выходов, на крыльце главного входа в здание присутствуют трещины и выбоины в плиточном покрытии.
При этом суд учитывает, что административный истец не конкретизирует виды работ, которые учреждение должно провести для приведения асфальтового покрытия, ступеней крыльца, выбоин и трещин плиточного покрытия, поскольку административные ответчики вправе самостоятельно определить вид, объем необходимых к выполнению работ, с учетом объективных обстоятельств, установить потребность в финансировании.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Возлагая обязанность на Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока профинансировать расходы на обеспечение названных работ, учитывая процедуру выделения бюджетных средств, объем требований, суд считает разумным установить двенадцатимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, для образовательного учреждения – шестимесячный срок, со дня выделения финансирования на эти цели.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 7 ░. ░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 7 ░. ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.10.2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░