№ 3а-1472/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2022 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кужабаева М.Д.,
при секретаре Музычук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вирц Л.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Правительству Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Вирц Л.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением указав, что является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером № расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание.
Установленная кадастровая стоимость указанного объекта капитального строительства в размере 30 107 169,78 рублей, определенная по состоянию на 3 ноября 2011 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчёте об оценке в размере 10 289 000 рублей.
Утверждая, что данное обстоятельство нарушает ее права и законные интересы, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного выше объекта капитального строительства в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Представитель Управления Росреестра по Оренбургской области в отзыве от 4 августа 2022 г. просит рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований административного истца.
Административный истец Вирц Л.П., представители административных ответчиков, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзыв Управления Росреестра по Оренбургской области, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон «О государственной кадастровой оценке») кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу ст. 22 Закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
В соответствии с ч.1 ст.62, ч.5 ст.247 и ст.248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), назначение: нежилое здание, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее-ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2012 г. №840-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Оренбургской области, согласно которым кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 3 ноября 2011 года составляет 30 107 169,78 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14 апреля 2022 г.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 16 ноября 2021 г. №1053-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2021 г. Начало действия документа 19 декабря 2021 года. Согласно данному постановлению, актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет 31 207 889,42 рублей.
Учитывая данный факт, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость на день рассмотрения дела в суде является архивной.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости объекта капитального строительства на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта капитального строительства и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
Оспаривая установленную в отношении объекта недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт № от 30 июня 2022 г. об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства, выполненный оценщиком *** ФИО5, согласно которому кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером № по состоянию на 3 ноября 2011 года определена в размере 10 289 000 рублей.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного объекта капитального строительства существенно отличается от его рыночной стоимости.
Представленный административным истцом отчёт никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено. С их стороны ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.
Отчёт составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, содержат подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости объекта капитального строительства эксперт применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка объектов капитального строительства в Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив отчёт об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства по правилам, установленным в ст.84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение кадастровой стоимости объекта капитального строительства над их рыночной стоимостью влечёт для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, поскольку в соответствии со ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость объекта капитального строительства определена на дату определения его кадастровой стоимости.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в пункте 25 постановления Пленума от 30 июня 2015 г. № 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (ст. 248, ч.3 ст.249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд – 15 июля 2022 года.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░), ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░ 2011 ░. ░ ░░░░░░░ 10 289 000 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ 2022 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 2022 ░.