Дело № 2а-854/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Соколовой Д.Е.,
при секретаре Ахтямове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Челябинске 08 февраля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Гончар Светланы Геннадьевны к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Гончар С.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконным отказа от 08 ноября 2021 года № 48420 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование иска указала, что 27 сентября 2021 года административным истцом было подано заявление № 36013 в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 116 кв.м. для ведения садоводства, расположенного в г. Челябинске, Советский район, ТСН «Крым», который в соответствии с п. 1.1 Устава, является правопреемником СНТ «Старосмолинский каменный карьер», образуемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. 08 ноября 2021 года орган местного самоуправления отказал в утверждении схемы. В обоснование отказа орган местного самоуправления указал, что образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии со ст. ст. 11.3, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из территории СНТ осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Органом местного самоуправления в отказе указано на необходимость разработки и утверждения проекта межевания территории. Учитывая изложенное, по мнению органа местного самоуправления, отсутствуют основания для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. Административный истец считает, что отказ органа местного самоуправления неправомерен, поскольку им были соблюдены все условия, предусмотренные Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Административным ответчиком были нарушены права истца на реализацию права на приобретение земельного участка для ведения садоводства.
Административный истец Гончар С.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца Гончар С.Г. - Царев О.В., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал доводы административного иска.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором просил суд отказать в удовлетворении требований Гончар С.Г. в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц ТСН «Крым», Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу п. п. 1, 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до 01 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 01 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом, согласно п. 2.8 ст. 3 указанного Федерального закона, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются, в том числе, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
Из смысла вышеприведенных норм права следует, что для оформления прав на земельный участок, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного дачному некоммерческому объединению граждан, необходимо использовать, в том числе проект межевания территории или, учитывая положения ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, а при отсутствии названных документов до 01 марта 2022 года с учетом условий п. 2.7 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» может быть использована также указанная в п. 2.8 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и п. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выпискам из протоколов общего собрания садово-огороднического товарищества «Старо-Смолинский каменный карьер» от 06 ноября 2004 года, решения правления ТСН «Крым» от 01 ноября 2020 года № 3, Гончар С.Г. является членом данного товарищества, имеет в пользовании земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>
27 сентября 2021 года Гончар С.Г. обратилась в Комитет по управлению имущества и земельным отношениям г. Челябинска с заявлением об утверждении схемы расположения принадлежащего ей земельного участка на кадастровом плане территории ТСН «Крым» площадью 116 кв.м. для садоводства.
На указанное обращение 08 ноября 2021 года Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска под №48420 дан ответ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 116 кв.м. на кадастровом плане территории для ведения садоводства, расположенного по адресу: г. Челябинск, Советский район, ТСН «Крым», по мотивам того, что проект межевания территории в отношении территории ТСН «Крым» в настоящее время не утвержден, тогда как образование земельных участков из территории СНТ осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно постановлению Главы Администрации Советского района г. Челябинска от 13 октября 1994 года № 1487, садово-огородническое товарищество «Старо-Смолинский каменный карьер» зарегистрировано на основе коллективной собственности.
Постановлением Главы Администрации г. Челябинска за № 411-п от 08 апреля 1996 года, садово-огородническому товариществу «Старо-Смолинский каменный карьер» в постоянное пользование предоставлен земельный участок общей площадью 19,4880 га, в том числе: 15,2041 га – в собственность членам товарищества, 4,2839 га – земли общего пользования в постоянное пользование для эксплуатации индивидуальных садов товарищества в Советском районе. Садово-огородническому товариществу «Старо-Смолинский каменный карьер» выдан государственный акт РФ11-ЧБО-36-04-№003117-96, удостоверяющий право пользования земельным участком общей площадью 19,4880 га, для эксплуатации индивидуальных садов товарищества в Советском районе.
Как следует из п. 1.1 Устава ТСН «Крым», данное товарищество учреждено решением общего собрания граждан – собственников земельных участков на добровольных началах в результате реорганизации в форме преобразования садоводческого некоммерческого товарищества «Старо-Смолинский каменный карьер» с переходом всех прав и обязанностей реорганизованного садоводческого некоммерческого товарищества «Старо-Смолинский каменный карьер» в товарищество собственников недвижимости «Крым» для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимися в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Следовательно, земельный участок ТСН «Крым» (ранее садово-огородническое товарищество «Старо-Смолинский каменный карьер»), был выделен еще в 1996 году, то есть до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку земельный участок был выделен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, распределен административному истцу, как члену указанного товарищества, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, в силу приведенных правовых норм отсутствие проекта межевания территории садоводческого товарищества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.
Таким образом, основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, учитывая положения п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором указаны основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, суд приходит к выводу о непредоставлении административным ответчиком достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для отказа Гончар С.Г. в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Разрешая заявленные требования, суд, учитывая, что указание Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска административному истцу на отсутствие утвержденного в установленном законом порядке проекта межевания территории ТСН «Крым» не является предусмотренным законом основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, приходит к выводу о незаконности отказа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска № 48420 от 08 ноября 2021 года.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, следовательно, судебный акт по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти. В связи с чем, суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
Таким образом, поскольку суд не вправе подменять собой орган муниципального образования, в компетенцию которого входит принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не имеется.
При этом, в связи с допущенными административным ответчиком вышеперечисленными нарушениями, суд считает правильным возложить на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска обязанность повторно рассмотреть заявление Гончар С.Г. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 116 кв.м. на кадастровом плане территории ТСН «Крым».
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № 48420 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 166 ░░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ «░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 166 ░░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ «░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.