Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-697/2023 (2а-3934/2022;) ~ М-3645/2022 от 13.10.2022

25RS0004-01-2022-004867-83

Дело № 2а-697/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2023 года                     г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока в составе

председательствующего судьи Власовой О.А.,

при помощнике судьи Цыбеновой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Граца В. С. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Советскому району ВГО УФССП России по Приморскому краю Ляпиной А. А. о признании незаконным постановления и действий должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Грац В.С. обратился в суд с названным административным иском, указав в обоснование, что <дата> судебным приставом-исполнителем Ляпиной А.А. в рамках исполнительного производства <номер> вынесено постановление о взыскании с него исполнительского сбора в размере 5614 рублей 22 копейки. Вместе с тем, выводы судебного пристава-исполнителя о не предоставлении должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, а также наличие объективно непредотвратимых обстоятельств и других непреодолимых обстоятельств, находящихся вне его контроля, не соответствуют действительности. Получив <дата> уведомление о возбуждении исполнительного производства, он <дата> прибыв в отделение лично, вручил судебному приставу-исполнителю заявление о приостановлении исполнительного производства на основании ст.40 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.9.1 ФЗ «О банкротстве». В удовлетворении заявления было отказано. <дата> направил на сайт ОСП заявление о сохранении заработной платы и иных доходов, предоставив документы, подтверждающие его финансовое положение, ответ на заявление не получил, а исполнительный лист был направлен в ПАО «Сбербанк» и с <дата> с его счета списываются <данные изъяты> стипендии. Полагает, что взыскание с него <данные изъяты> исполнительского сбора как с лица, заведомо не исполнившего постановление пристава является незаконным.

Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому району ВГО УФССП России по ПК Ляпиной А.А. от <дата> о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству <номер>; признать действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Советскому району ВГО УФССП России по ПК Ляпиной А.А. по вынесению постановления от <дата> о взыскании исполнительского сбора в размере 5614 рублей 22 копейки незаконными.

В судебное заседание административный истец, административный ответчик не явились при надлежащем извещении, ходатайств не поступало.

Дело на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотрено в отсутствие административного истца, административного ответчика, уведомленных надлежащим образом.

Согласно письменного отзыва на иск административного ответчика, последняя с требованиями административного иска не согласна в полном объеме. После возбуждения исполнительного производства <номер> от <дата>, предмет исполнения – задолженность по платежам за газ, тепло и электроэнергию в размере 80203,25 руб., должнику в соответствии с п.11,12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» был установлено 5-дневный срок для добровольного исполнения. <дата> должник был уведомлен о возбуждении исполнительного производства. В установленный срок добровольно требования не исполнил, исполнительное производство не приостанавливалось, решений суда о рассрочке-отсрочке не предоставлялось. <дата> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. <дата> исполнительное производство окончено за невозможностью взыскания, исполнительный документ возвращен взыскателю, исполнительский сбор в настоящее время не действует.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, с учетом требований ст.ст. 62, 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Право на обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлено положениями 218 КАС РФ, ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.

Исходя из положений ч.ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

В силу ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ для признания решения, действий (бездействия) должностного лица, в том числе, судебного пристава-исполнителя незаконным, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

При отсутствии одного из указанных условий, основания для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).

Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного закона, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом № 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона).Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, на основании решения Советского районного суда г.Владивостока по делу <номер>, вступившему в законную силу <дата>,выдан исполнительны лист <номер>, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП по Советскому району ВГО УФССП России по ПК возбуждено исполнительное производство <номер> от <дата>.

<дата> вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 5614 рублей 22 копейки в рамках данного исполнительного производства.

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Следовательно, освобождение должника от уплаты исполнительского сбора не влечет нарушение прав и законных интересов взыскателя, имеющего интерес в исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе.

Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.

Взимание исполнительского сбора преследует публично значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок – для решений, подлежащих немедленному исполнению.

Аналогичное толкование закона приведено и в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов <дата> <номер>, содержащих указание о том, что в силу требований Закона № 229-ФЗ для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

-истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

-документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

-требования исполнительного документа должником не исполнены;

-должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).

Поскольку в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок должником исполнение не произведено, судебный пристав-исполнительно правомерно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора.

Постановлением от <дата> исполнительное производство <номер> от <дата> окончено на основании ч.1 ст.46, ч.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве». Все назначенные меры принудительного взыскания, а также установленные для должника ограничения сняты.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что не имеется предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, в совокупности, изложенные обстоятельства свидетельствуют о законности совершенными судебным приставом-исполнителем действий, в соответствии с действующим законодательством, в пределах представленных законом полномочий, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имеется. Судом не усматривается нарушение прав и свобод административного истца.

В силу ст.227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.02.2023.

░░░░░                               ░.░.░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-697/2023 (2а-3934/2022;) ~ М-3645/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Грац Валентин Сергеевич
Ответчики
ОСП Советского района г. Владивостока
Суд
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Власова Оксана Анатольевна
Дело на сайте суда
sovetsky--prm.sudrf.ru
13.10.2022Регистрация административного искового заявления
13.10.2022Передача материалов судье
14.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
09.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2022Подготовка дела (собеседование)
20.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2023Дело оформлено
02.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее