К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2024 г. <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи - Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания – ФИО3,
представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО7, представителей ответчиков - Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО4 и Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО2, обратился в Майкопский городской суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о признании действий незаконными.
В обосновании административного искового заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес Администрации МО «<адрес>» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или находящегося в муниципальной собственности, расположенного в кадастровом квартале 01:08:0801019 по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 1331 кв.м., в соответствии с прилагаемой схемой расположения на кадастровом плане территории в аренду сроком на 20 лет, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), а также утвердить прилагаемую схему расположения на кадастровом плане территории. По результатам рассмотрения обращения Комитетом по управлению имуществом администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ему направлен ответ, из которого следует, что в границах кадастрового квартала 01:08:0801019 расположены многоквартирные дома и на свободной от застройки территории имеется возможность формирования нескольких земельных участков, для индивидуального жилищного строительства. В целях удовлетворения его заявления необходимо предоставление актуальной топографической съёмки, отражающей свободную территорию от прав третьих лиц, при этом ему было предложено самостоятельно заказать соответствующие работы по подготовке топографической съёмки ввиду её отсутствия в Управлении архитектуры и градостроительства МО «<адрес>».
На основании изложенного, просил суд, признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом администрации МО «<адрес>» по предварительному согласованию предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 01:08:0801019 по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 1 331 кв.м., в соответствии с прилагаемой схемой расположения на кадастровом плане территории, в аренду сроком на 20 лет, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Возложить на Комитет по управлению имуществом администрации МО «<адрес>» обязанность согласовать предоставление административному истцу испрашиваемого земельного участка, а также утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО7, в судебном заседании поддержал исковые требования и просил удовлетворить их полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО4, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» по доверенности ФИО5, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в адрес Администрации МО «<адрес>» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или находящегося в муниципальной собственности, расположенного в кадастровом квартале 01:08:0801019 по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 1331 кв.м., в соответствии с прилагаемой схемой расположения на кадастровом плане территории в аренду сроком на 20 лет, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), а также утвердить прилагаемую схему расположения на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения обращения Комитетом по управлению имуществом администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № административном истцу направлен ответ, из которого следует, что в границах кадастрового квартала 01:08:0801019 расположены многоквартирные дома и на свободной от застройки территории имеется возможность формирования нескольких земельных участков, для индивидуального жилищного строительства.
Также из указанного письма следует, что в целях удовлетворения заявления необходимо административному истцу необходимо предоставление актуальной топографической съёмки, отражающей свободную территорию от прав третьих лиц, при этом административному истцу было предложено самостоятельно заказать соответствующие работы по подготовке топографической съёмки ввиду её отсутствия в Управлении архитектуры и градостроительства МО «<адрес>».
Административный истец с вышеуказанным ответом не согласился, считал его незаконным и необоснованным.
В силу пункта 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление ; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из положений ст. 277 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В нарушение указанных норм, административным ответчиком – Комитетом по управлению имуществом МО «<адрес>» при составлении ответа № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление административного истца в письме не указаны основания, являющиеся исчерпывающими, которые не подлежат расширенному толкованию и не предусматривают таких оснований для отказа, как отсутствие у административного ответчика топографической съёмки.
В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утверждённым в соответствии с Градостроительным кодексом, или утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 названного Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утверждённого проекта межевания территории с учётом положений, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи.
В силу ч.1 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу ч.2 ст. 11.10 ЗК РФ Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительных органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным статьёй 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В силу ч.11 ст. 11.10 ЗК РФ Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
На основании ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган - срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для иных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) указанных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьёй 39.16 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, а также процедура предварительного согласования установлен положениями ст.ст. 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.
Согласно абз. 3 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в корреляции с абз. 1 - 23 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Также суд учитывает, что обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо.
Однако, ответчиком не представлено доказательств свидетельствующих о законности выводов изложенных в оспариваемом ответе № от 20.12.2022
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования в части признания действий незаконными нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания поскольку, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и расширенному толкованию не подлежит.
Более того, данный отказ лишает истца возможности реализовать своё право, предусмотренное подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в целях ведения личного подсобного хозяйства, что свидетельствует о нарушении материального права истца.
Так судом установлено, что отказом Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» в предоставлении в предварительном согласовании предоставления земельного участка нарушаются законные права и интересы истца.
Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (часть 1 статьи 1), единства системы государственной власти (часть 3 статьи 5), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
В данном случае понуждение административного ответчика к совершению указанных судом действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В связи с вышеизложенным, суд считает возможным, возложить на административного ответчика Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» обязанность по рассмотрению вопроса предоставления административному истцу ФИО2, земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 01:08:0801019 по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 1331 кв.м., в аренду сроком на 20 лет, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), с учетом недопущения установленных нарушений, что не будет предрешать принятого решения ответчиком.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 62, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 01:08:0801019 ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1331 ░░.░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ – ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 01:08:0801019 ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1331 ░░.░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 20 ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ -░░░░░░░- ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░ 01RS0№-10
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.