Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3487/2022 ~ М-2368/2022 от 04.04.2022

Дело № 2а-3487/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2022 года                              г.о.Щёлково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,

При помощнике судьи Козловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Петрова ФИО7 к Администрации городского округа Щелково Московской области об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Петров И.С. обратился в суд с административным иском, в котором просит суд признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от 21.03.2022 № № об отказе в предоставлении Петрову ФИО8 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ, а также обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить Петрову ФИО9 три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка с кадастровым номером №

В обоснование заявленных требований Петров И.С. указал, что посредством портала государственных услуг Московской области обратилась в Администрацию городского округа Щелково Московской области (далее – Администрация) с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».

Петров И.С. просил Администрацию предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером № необходимый для использования расположенного на нем объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> стр.(кадастровый номер: № инвентарный номер №.), который принадлежит ему на праве собственности.

Решением Администрации от 21.03.2022 № № в предоставлении государственной услуги истцу было отказано ввиду наложения границ земельного участка на земли государственного лесного фонда.

Административный истец в суд не явился, извещен.

Представитель административного ответчика через приемную суда представила письменный отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что оспариваемое решение принято в связи с наличием в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) информации о пересечении границ земельного участка с иными лесничествами. Также указала, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.

Представители заинтересованных лиц - Министерство обороны РФ и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", в суд не явились, представили письменные возражения на иск, где указали, что испрашиваемый земельный участок относится к лесничествам Министерства обороны РФ, а также к приаэродромной территории аэродромов Чкаловский и Чёрное.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.

В связи с этим положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся общей нормой, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подлежат применению в единстве с положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, являющейся по отношению к ней специальной нормой, предусматривающей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, то есть исключением из общего правила (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 N 18-КАД20-26-К4).

Судом установлено, что истец является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес> стр.(кадастровый номер: № что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества № П от 10.02.2022 г., заключенным с ФИО10 Право собственности административного истца на недвижимое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (номер государственной регистрации № № от 22.02.2022 г.), что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества №№ П от 10.02.2022 г., принадлежащий истцу объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером № что сторонами не оспаривается.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (объект 6/КИ), с кадастровым номером № площадью 994 кв.м. относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, истец имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов.

Решением от 21.03.2022 № № Администрация отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Однако статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание для отказа не предусмотрено.

При этом в соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 г. N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.

Таким образом, при противоречии сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ сведениям ЕГРН приоритет имеют сведения ЕГРН.

Согласно разъяснению Минэкономразвития РФ от 15.09.2017 г. № № в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ сведения государственного лесного реестра, не соответствующие сведениями из ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них.

Между тем, ответчиком и третьими лицами не представлено доказательств, подтверждающих, что в соответствии с государственным лесным реестром, лесным планом субъекта РФ испрашиваемый земельный участок относится к категории земель лесного фонда.

Более того, согласно справке Комитета лесного хозяйства Московской области № № от 01.04.2022 площадь наложения на земли лесного фонда земельного участка с кадастровым номером № составляет 0 кв.м.

В соответствии с пунктом 12.33. Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области (утв. Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 г. № №) Комитет осуществляет ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области.

В представленной Администрацией Информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области указано, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда по сведениям ЕГРН, но имеет пересечение с иными лесничествами (сведения подлежат уточнению), при этом земельный участок расположен в границах населенного пункта Рабочий поселок Монино в зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.

При таких обстоятельствах наличие в ведомственных информационных системах сведений о пересечении границ участка с границами земель лесного фонда либо иными лесничествами не может служить препятствием к предоставлению земельного участка с кадастровым номером №

Не нашел своего подтверждения и довод ответчика и третьих лиц о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.

Предыдущий собственник недвижимого имущества, находящегося на испрашиваемом земельном участке, ООО «Приозерье» обращалось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службе по Московской области, Территориальному управлению Росимущества в Московской области (третье лицо - Администрация Щелковского муниципального района Московской области) о признании права собственности на объекты незавершенного строительства, в том числе и на объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, площадью застройки 89,0 кв.м., степень готовности 27%, инвентарный № №., принадлежащий в настоящее время истцу.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2010 г. по делу № № установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, на котором были расположены объекты незавершенного строительства (в том числе и объект, принадлежащий в настоящее время на праве собственности истцу) был выведен из земель Министерства обороны постановлением Главы Администрации пос. Монино № от 13.07.1992 и решением Малого совета Монинского поселкового совета народных депутатов № от 19.05.1992. в соответствии с Актом приема-передачи 80 га земель из фондов Министерства обороны СССР, принадлежащих академии им. Ю. А. Гагарина.

Аналогичные обстоятельства установлены и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 22.07.2019 г. по делу № В указанном деле ответчиком являлась Администрации городского округа Щелково Московской области, третьими лицами являлись Министерство имущественных отношений МО, ТУ ФАУГИ в МО, Министерство обороны РФ, ГКУ ЦТУИО Министерства обороны РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

При этом в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком и третьими лицами не представлены сведения о правах Министерства обороны РФ либо подведомственных ему предприятий и организаций на испрашиваемый земельный участок.

Также, несостоятельным признан судом довод Министерства обороны РФ об отнесении испрашиваемого земельного участка к приаэродромной территории аэродромов Чкаловский и Чёрное ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 8 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.

Однако, суду не представлено доказательств того, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о расположении земельного участка с кадастровым номером № в границах зон с особыми условиями использования.

Кроме того, как следует из содержания пункта 12 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", установление приаэродромной территории не влечет за собой запрет на предоставление земельных участков в собственность либо в аренду, а лишь накладывает обязательства по согласованию строительства на этой территории.

Государственная собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена, т.к. он не отнесен к земельным участкам, указанным в ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 3.3. указанного федерального закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно п. 2 ст. 3.3. указанного федерального закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

При изложенных обстоятельствах предоставление в аренду истцу испрашиваемого земельного участка должно осуществляться Администрацией городского округа Щелково Московской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Администрации об отказе в предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным как не соответствующее требованиям земельного законодательства.

В соответствии с пунктами 6.2.3. и 6.3.1. Административного регламента предоставления государственной услуги ««Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» (утв. Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 08.11.2019 г. № 15ВР-1842) результатом предоставления государственной услуги является Договор аренды земельного участка, который выдается заявителю в 3-х экземплярах.

В связи с изложенным нарушение прав истца подлежит устранению путем обязания Администрации направить административному истцу три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка с кадастровым номером №

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21.03.2022 № № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░12 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

       ░░░░░                     ░░░░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3487/2022 ~ М-2368/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петров Игорь Сергеевич
Ответчики
Администрация г.о Щёлково
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
Министерство обороны РФ
Управление Росреестра по Московской области
ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России
Сушков Владимир Вячеславович
Управление Росреестра по гор. Москве
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Разумовская Наталья Геннадьевна
Дело на сайте суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
04.04.2022Регистрация административного искового заявления
04.04.2022Передача материалов судье
06.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.04.2022Предварительное судебное заседание
26.05.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
05.08.2022Судебное заседание
05.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее