Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-289/2022 ~ М-278/2022 от 10.11.2022

Дело 3а-289/2022

42OS0000-01-2022-000389-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Шалагиной О.В.,

при секретаре Сафоновой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«12» декабря 2022 года

административное дело по административному исковому заявлению Дорохина Евгения Александровича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Дорохин Е.А. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Требования, с учетом уточнения, мотивированы тем, что он в период с 10.01.2017 по 11.03.2019 являлся собственником объекта недвижимости - здания, с кадастровым номером №, площадью 577,90 кв.м., назначение – нежилое здание, наименование: гидроцех, расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 02 июня 2011 года и составляет 3737493,12руб.

Между тем рыночная стоимость данного объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика ООО «Сибирское юридическое бюро» № 42/82/04-2022 от 22 сентября 2022 года, согласно которому на дату оценки 02 июня 2011 года рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 1045000 руб.

В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 1045000 руб.

Дорохин Е.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Его представитель Кокин М.Ю., действующий на основании доверенности от 20.05.2022, заявленные требования поддержал.

Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу, ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу), Правительство Кемеровской области-Кузбасса и заинтересованные лица администрация Киселевского городского округа, Общество с ограниченной ответственностью «Шахта Киселевская» своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Администрация Киселевского городского округа в письменных возражениях считает требования административного истца необоснованными, ссылаясь на то, что при снижении кадастровой стоимости на объект недвижимого имущества, местный бюджет и бюджеты других уровней будут недополучать запланированную прибыль; также просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу в письменном отзыве указал, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

От иных лиц, участвующих в деле, возражений (отзывов) относительно требований административного истца не поступило.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (подлежащего применению к спорным правоотношениям, поскольку государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Кемеровской области проведена до 1 января 2017 года в соответствии с этим же Федеральным законом) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Абзацем 4 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» предусмотрено, что бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

Как следует из материалов дела, Дорохин Е.А. на основании договора купли-продажи от 20.12.2016 (л.д.69-72) в период с 10.01.2017 до 11.03.2019 являлся собственником объекта недвижимости - здания, с кадастровым номером №, площадью 577,90 кв.м., назначение – нежилое здание, наименование: гидроцех, расположенного по адресу: <адрес>; с 11.03.2019 по настоящее время собственником указанного объекта недвижимости является ООО «Шахта Киселевская» на основании договора купли-продажи от 04.03.2019 (л.д.73-78); данный объект недвижимости, 1970 года постройки, поставлен на государственный кадастровый учет 03 июля 2011 года; его кадастровая стоимость в размере 3737493,12 руб., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 22 февраля 2012 года, определена по состоянию на 02 июня 2011 года в результате массовой оценки постановлением Коллегии администрации Кемеровской области № 2 от 13 января 2012 года, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 17 ноября 2022 года, о переходе прав на объект недвижимости от 10.06.2022, о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.05.2022 (л.д.9, 10, 79-82).

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как бывшего собственника недвижимого имущества, являвшегося плательщиком налога на имущество за налоговые периоды 2017-2019 г.г., размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости, а случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (пункт 1 статьи 401, пункты 1, 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В суд с настоящим административным исковым заявлением Дорохин Е.А. обратился 10 ноября 2022 года (л.д.6).

Согласно ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.

С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимости исходя из кадастровой стоимости возникла у административного истца с момента возникновения права собственности 10.01.2017, до указанного времени оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивала его права, а также то, что очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Кемеровской области не проведена, суд считает необходимым восстановить срок для подачи в суд административного искового заявления.

Из представленного административным истцом отчета № 42/82/04-2022 от 22 сентября 2022 года об оценке нежилого здания, составленного оценщиком ООО «Сибирское юридическое бюро» ФИО5., следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью 577,90 кв.м. по состоянию на 02 июня 2011 года составляет 1045000 руб. (л.д.11-51).

Проверяя относимость и допустимость данного отчета оценщика к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из того, что дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости – 02 июня 2011 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость в результате массовой государственной кадастровой оценки.

Отчет оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного объекта, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость спорного объекта определена сравнительным подходом с использованием метода сравнения продаж, отказ от применения затратного подхода и доходного подхода обоснован. Для оценки объекта недвижимости сравнительным подходом оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Административными ответчиками, в том числе Правительством Кемеровской области - Кузбасса – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, и администрацией Киселевского городского округа не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая, что административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объекта недвижимости, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости в размере 1045000 руб., суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Доводы администрации Киселевского городского округа о том, что уменьшение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости негативно повлияет на доходы местного и иных бюджетов, при отсутствии доводов и доказательств об ином размере рыночной стоимости объекта, не могут повлиять на право административного истца оспаривать кадастровую стоимость объекта недвижимости и основанием для отказа в иске не являются.

В соответствии с ч.2 ст.247 КАС РФ к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу о том, что данный орган не является надлежащим ответчиком по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, которые основаны на законе.

Таким образом, административные исковые требования подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 577,90 ░░.░., ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 1045000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░ 2011 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                  ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-289/2022 ~ М-278/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дорохин Евгений Александрович
Ответчики
Правительство Кузбасса
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Шалагина Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud--kmr.sudrf.ru
10.11.2022Регистрация административного искового заявления
10.11.2022Передача материалов судье
10.11.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2022Подготовка дела (собеседование)
25.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2022Судебное заседание
12.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2022Дело оформлено
18.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее