РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2024 года г. Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Романовой Т.А., при секретаре судебного заседания Шаучунайте Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца Сизых Т.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Борисова О.И., действующего на основании доверенности, административное дело №2а-129/2024 по административному исковому заявлению Наумова С.В. к администрации Шелеховского городского поселения о признании незаконным решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенных прав,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование требований административный истец указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: *адрес скрыт* жилое помещение находится на первом этаже многоквартирного дома. *дата скрыта*г. административный истец обратился в администрацию Шелеховского городского поселения с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение. Заявление рассмотрено, о чем сообщено письмом от *дата скрыта*г. *номер скрыт*, в переводе жилого помещения в нежилое отказано. Наумов С.В. считает отказ незаконным, поскольку последний не содержит ссылки на нарушения, предусмотренные ч.1 ст.24 ЖК РФ, администрацией указано на отсутствие документов, не предусмотренных ЖК РФ. В связи с чем, истец просил признать отказ в переводе жилого помещения в нежилое незаконным, возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление.
Административный истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Сизых Т.В. требования поддержала, на удовлетворении настаивала, дополнительно пояснила, что истцу принадлежит нежилое помещение *номер скрыт* в этом же многоквартирном доме, расположенное смежно с жилым помещением, истец планирует объединить эти два помещения и демонтировать перегородки, проектной документацией подтверждается, что при этом вмешательство в несущие конструкции многоквартирного жилого дома не произойдет, кроме того не планируется создание отдельного входа со двора, при таких обстоятельствах, предоставление положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации, проекта и заключения о техническом состоянии конструкций жилого дома не требуется.
Представитель административного ответчика Борисов О.И., действующий на основании доверенности, требования административного искового заявления не признал, пояснил, что поддерживает позицию администрации Шелеховского городского поселения отраженную в письме от 07 сентября 2023г. *номер скрыт*.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела судом установлено, что Наумов С.В. является собственником помещений – комнат, расположенных на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: *адрес скрыт*, в том числе: комнаты *номер скрыт* – жилое помещение и комнаты *номер скрыт* – нежилое помещение, что подтверждается выписками из ЕГРН. Право собственности на указанные жилое и нежилое помещения зарегистрировано за административным истцом *дата скрыта*г. и *дата скрыта*г.
Как следует из обстоятельств дела, *дата скрыта* Наумов С.В. обратился в администрацию Шелеховского городского поселения с заявлением о переводе жилого помещения – комната *номер скрыт* в нежилое помещение с переустройством и (или) перепланировкой. Согласно перечню, указанному в приложении, к своему заявлению административный истец приобщил, в том числе: выписку из ЕГРН, проект перепланировки жилого помещения в нежилое помещение, копию протокола общего собрания собственников МКД, согласия собственников примыкающих помещений, копию поэтажного плана, экспликацию к поэтажному плану, копию доверенности на представителя.
Письмом администрации Шелеховского городского поселения от 07 сентября 2023г. *номер скрыт* Наумову С.В. отказано в переводе жилого помещения в нежилое. В письме указано, что в пакете документов, необходимых для получения муниципальной услуги: перевод жилого помещения в нежилое, отсутствуют следующие документы:
1).положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации;
2). положительное заключение негосударственной экспертизы проекта;
3).заключение о техническом состоянии конструкций жилого дома. Согласно порядку оформления проектов переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах, расположенных на территории Шелеховского городского поселения, утвержденного постановлением Администрации Шелеховского городского поселения от 04 апреля 2013г. №300па при вмешательстве в несущую конструкцию в составе проекта должно быть предоставлено положительное заключение негосударственной экспертизы проекта и заключение о техническом состоянии конструкций жилого дома;
4). справка из паспортного стола об отсутствии регистрации граждан в жилом помещении.
В письме заявителю разъяснено право повторного обращения.
В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ, размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В силу ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям (ч. 2 ст. 22 Жилищного кодекса РФ).
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (ч. 3 ст. 22 Жилищного кодекса РФ).
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 4 ст. 22 Жилищного кодекса РФ).
Перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, представляет документы, перечисленные в ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ, а именно:
1) заявление о переводе помещения;
2)правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ, примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица - собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 23 Жилищного кодекса РФ).
С целью определения требований к порядку предоставления муниципальной услуги, постановлением администрации Шелеховского городского поселения от 29.01.2019 №69па утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, находящегося на территории Шелеховского городского поселения.
Постановлением администрации г. Шелехова от 04.04.2013 №300па утвержден Порядок подготовки и оформления проектов переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах, расположенных на территории Шелеховского городского поселения.
Согласно ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса РФ условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 24 Жилищного кодекса РФ, решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Из материалов дела следует и не опровергнуто административным ответчиком, что административным истцом приобщены к заявлению о переводе жилого помещения в нежилое документы, предусмотренные п.п.2,4,5,6,7 ч.2 ст.23 ЖК РФ.
Из выписки из ЕГРН, проекта перепланировки переводимого жилого помещения в нежилое, технического паспорта дома общежития *номер скрыт*, поэтажного плана и экспликации к нему, судом установлено, что жилое помещение, комната *номер скрыт*, расположено на первом этаже многоквартирного дома является, смежное с ним помещение *номер скрыт* является нежилым, владельцем помещений является административный истец, согласно проекту перепланировки планируется объединение двух помещений *номер скрыт* и *номер скрыт* с демонтажем ненесущих перегородок, для использования под учебный класс автошколы.
Собственниками примыкающих помещений даны согласия на перевод жилого помещения в нежилое, что подтверждается, приобщенными к заявлению согласиями, реестром собственников жильцов, поэтажным планом первого и второго этажей, заключением кадастрового инженера.
Протоколом от *дата скрыта*г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подтверждается что 95,43% голосов выразили согласие на перевод нежилого помещения в жилое и перепланировку,т.е. объединение комнаты *номер скрыт* с комнатой *номер скрыт*
Таким образом, судом установлено, что административным истцом с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, в орган местного самоуправления представлен полный комплект документов, предусмотренный ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ.
В свою очередь, администрацией Шелеховского городского поселения в уведомлении об отказе в переводе из жилого помещения в нежилое в нарушение ч.2 ст.24 ЖК РФ не указано какие именно положения ч.1 ст.24 ЖК РФ нарушены заявителем, указание на которые является обязательным.
Уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое не соответствует пунктам 35, 44, 46 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации Шелеховского городского поселения от 29.01.2019 №69па (Административный регламент).
Отказ административного ответчика в переводе жилого помещения в нежилое в той части, в которой административному истцу отказано в принятии решения о переводе жилого помещения в нежилое в связи с тем, что не предоставлены документы, в том числе: положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации; положительное заключение негосударственной экспертизы проекта; заключение о техническом состоянии конструкций жилого дома; справка из паспортного стола об отсутствии регистрации граждан в жилом помещении, противоречит положениям ч.3 ст.23 ЖК РФ, поскольку орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов, кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 ст.23 ЖК РФ.
Кроме того, в качестве основания, уполномоченным органом указано на то, что согласно порядку оформления проектов переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах, расположенных на территории Шелеховского городского поселения, утвержденного постановлением Администрации Шелеховского городского поселения от 04 апреля 2013г. №300па при вмешательстве в несущую конструкцию в составе проекта должно быть предоставлено положительное заключение негосударственной экспертизы проекта и заключение о техническом состоянии конструкций жилого дома.
Однако, указанный нормативно-правовой акт не поименован в п.33 главы 8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, предусматривающем, перечень нормативных правовых актов, являющихся основой предоставления муниципальной услуги.
При этом, из проекта перепланировки переводимого жилого помещения, расположенного по адресу: *адрес скрыт* следует, что вмешательство в несущие конструкции здания не предусмотрено проектом, демонтажу подвергнутся ненесущие перегородки толщиной 120мм.
С учетом установленных судом обстоятельств отказ административного ответчика нельзя признать законным и обоснованным, поскольку он не основан на действующем правовом регулировании и фактических обстоятельствах, нарушает право заявителя по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим на праве собственности имуществом.
Судом установлена совокупность условий, указанных в ст. 227 КАС РФ, для признания обжалуемого уведомления незаконным.
Поскольку суд общей юрисдикции, осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов государственной власти, не вправе подменять деятельность уполномоченных органов, постольку требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление о переводе жилого помещения в нежилое в течение сорока пяти дней со дня вступления в законную силу решения суда подлежит удовлетворению.
Срок, в течение которого административный истец просит пересмотреть заявление, соответствует положениям ч.3 ст.23 ЖК РФ и п.29 Административного регламента.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
При выяснении вопроса о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с заявленными требованиями во взаимосвязи с обстоятельствами дела суд приходит к выводу, что административным истцом указанный срок не пропущен.
Учитывая выше изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 07.09.2023 *░░░░░ ░░░░░* ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░* ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░* ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – 16 ░░░░░░░ 2024░.
░░░░░: