Изготовлено 30.05.2023 г.
Дело № 2а-995/2023
УИД: 76RS0015-01-2023-000860-77
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 мая 2023 г. |
г. Ярославль |
Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Кутенева Л.С.,
при секретаре Постновой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГБКУЗ ЯО «Ярославская областная психиатрическая больница» к Государственной инспекции труда в Ярославской области, главному государственному инспектору труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Ярославской области Горбуновой Ксении Андреевне о признании незаконным предписания и его отмене,
установил:
ГБКУЗ ЯО «Ярославская областная психиатрическая больница» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Ярославской области о признании незаконным предписания государственного инспектора труда № от 31.01.2023 г. и его отмене.
В обоснование административных исковых требований указано, что с 30.01.2023 г. по 31.01.2023 г. на основании решения от 12.01.2023 г. заместителя руководителя государственной инспекции труда в Ярославской области Вихрева А.А. главным государственным инспектором труда Горбуновой К.А. проведена внеплановая документарная проверка в ГБКУЗ ЯО «Ярославская областная психиатрическая больница» по поводу обращения работников больницы (младшего медицинского персонала) по фактам безосновательного снижения выплат по интенсивности за сентябрь-ноябрь 2022 г. и несоблюдения указа Президента РФ от 07.05.2021 г. №. Проверкой установлено, что в нарушение абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст. 135 ТК РФ, указа Президента РФ от 07.05.2021 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата младшему медицинскому персоналу выплачивалась ниже 100 процентов от средней заработной платы в Ярославской области. По результатам проверки на имя главного врача вынесено предписание № от 31.01.2023 г. с требованием произвести до 31.03.2023 г. повышение заработной платы младшему медицинскому персоналу до 100 процентов от средней заработной платы в Ярославской области, в том числе, за сентябрь-ноябрь 2022 г. Административный истец полагает, что данное предписание вынесено незаконно и необоснованно.
Судом в качестве административного соответчика привлечена к участию в деле главный государственный инспектор труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Ярославской области Горбунова К.А.
Представитель административного истца ГБКУЗ ЯО «Ярославская областная психиатрическая больница» по доверенности Дмитриев С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил требования удовлетворить.
Административный ответчик главный государственный инспектор труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Ярославской области Горбунова К.А. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом, ранее представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указала, что исковые требования не обоснованы. Оспариваемое предписание вынесено законно, отмене не подлежит. Государственный инспектор труда вправе выдавать предписания в случае очевидного нарушения законодательства. Просила отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика Государственная инспекция труда в Ярославской области, представитель заинтересованного лица департамента здравоохранения и фармации Ярославской области в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Свидетель ФИО., зам. начальника отдела экономического планирования и финансирования департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, в судебном заседании показала, что с 2013 г. одним из основных показателей работы медицинских организаций является исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.» расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указанным выше указом Президента РФ, осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной по результатам статистического наблюдения. Расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту РФ производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта РФ, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории. Достижение показателей, определенных указом Президента РФ, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом, сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указом Президента РФ для соответствующей категории работников. Информация о заработной плате, начисленной указанным выше работникам, представляется учреждениями в органы статистики. Показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. Данные по территориально обособленным подразделениям учреждений включаются в сводные итоги по тому субъекту РФ, на территории которого осуществляется деятельность подразделения. В качестве среднемесячной заработной платы по субъекту РФ используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 11.07.2015 г. № 698. Постановлением Правительства Ярославской области от 21.10.2022 г. № 935-п «О прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на среднесрочный период 2023-2025 годов» на 2022 г. прогнозное значение (оценка) среднемесячного дохода от трудовой деятельности определено в размере 38402,80 рублей. Полагает, что указанные административным ответчиком значения среднемесячной заработной платы по Ярославской области на 2022 г. не могут быть применены для расчета достижения целевого показателя по категориям медицинских работников как по медицинской организации, так и в целом, по Ярославской области, рассматривать вопрос о достижении целевых показателей по конкретному учреждению не целесообразно, вопрос достижения данных показателей находится на постоянном контроле Правительства области, целевые показатели, определенные указом Президента РФ, за 2022 г., с учетом допустимого отклонения в 5%, по субъекту достигнуты.
Статьей 353 ТК РФ установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
В силу ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в том числе осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии с п. 4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875 (далее Положение), предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
В силу ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания абз. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Из материалов дела следует, что с 30.01.2023 г. по 31.01.2023 г. на основании решения от 12.01.2023 г. заместителя руководителя государственной инспекции труда в Ярославской области Вихрева А.А. главным государственным инспектором труда Горбуновой К.А. проведена внеплановая документарная проверка в ГБКУЗ ЯО «Ярославская областная психиатрическая больница» по поводу обращения работников больницы (младшего медицинского персонала) по фактам безосновательного снижения выплат по интенсивности за сентябрь-ноябрь 2022 г. и несоблюдения указа Президента РФ от 07.05.2021 г. № 597. Проверкой установлено, что в нарушение абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст. 135 ТК РФ, указа президента РФ от 07.05.2021 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата младшему медицинскому персоналу выплачивалась ниже 100 процентов от средней заработной платы в Ярославской области. По результатам проверки на имя главного врача вынесено предписание № от 31.01.2023 г. с требованием произвести до 31.03.2023 г. повышение заработной платы младшему медицинскому персоналу до 100 процентов от средней заработной платы в Ярославской области, в том числе, за сентябрь-ноябрь 2022 г.
Судом установлено, что финансирование ГБКУЗ ЯО «Ярославская областная психиатрическая больница» осуществляется на основании соглашения с Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области. Основным источником финансовых средств является субсидия на обеспечение выполнения государственного задания. Общую сумму субсидии на конкретный финансовый год рассчитывает и выделяет Департамент здравоохранения и фармации, что закрепляется соглашением между больницей и департаментом.
В соглашении на финансовое обеспечение сумма субсидии разбивается по месяцам, указывается график финансирования больницы. Субсидия предоставляется ежемесячно соответственно этому графику. Неиспользованные средства в текущем месяце остаются на следующий период.
Финансирование учреждения в 2022 г. осуществлялось на основании соглашения с Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области № от 10.01.2022 г. и дополнительными соглашениями № от 25.04.2022 г., № от 23.06.2022 г., № от 26.08.2022 г., № от 10.10.2022 г. Фонд заработной платы формируется, исходя из объемов средств субсидии на выполнение государственного задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности больницы.
Субсидия по государственному заданию на 2022 г. составила 1093594804 рублей, фонд оплаты труда составил 830444820 рублей.
Размер субсидии по государственному заданию в 2022 г. составил на 67975986 рублей меньше, чем в 2021 г. В связи с указанным, был уменьшен фонд оплаты труда.
Система оплаты труда учреждения установлена Положением об оплате труда работников ГБКУЗ ЯО «Ярославская областная психиатрическая больница», утвержденным приказом главного врача № от 09.03.2022 г.
Заработная плата работников больницы состоит из обязательных выплат (должностной оклад и компенсационные выплаты) и стимулирующих выплат (надбавки за интенсивность).
Приказом главного врача № от 17.05.2022 г. утвержден Порядок и условия назначения надбавки за интенсивность медицинскому персоналу ГБКУЗ ЯО «Ярославская областная психиатрическая больница».
Согласно п. 4 Порядка надбавка за интенсивность назначается при условии наличия средств фонда оплаты труда за счет субсидии на выполнение государственного задания. Основным расчетным периодом, за который устанавливается надбавка за интенсивность, является календарный месяц. При отсутствии средств оплаты труда за конкретный период надбавка за интенсивность не назначается и не выплачивается.
Уменьшение фонда стимулирующих выплат повлекло за собой снижение уровня заработной платы в указанный период.
Как видно из материалов дела, административным истцом в 2022 г. дважды (в мае и ноябре 2022 г.) в департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области запрашивались дополнительные денежные средства для выплаты заработной платы и сохранения необходимого уровня заработной платы, однако, данные средства выделены в недостаточном объеме. Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании и свидетель Федорова Н.В.
Размер надбавки за интенсивность по решению экономического совета лечебного учреждения был снижен в октябре и ноябре 2022 г. для всех сотрудников учреждения исходя из объемов фонда оплаты труда.
Указанные обстоятельства также проверялись прокуратурой Ярославской области, нарушений при назначении выплате надбавки за интенсивность не было выявлено.
Как указал в судебном заседании представитель административного истца, учреждением также осуществляется платная деятельность, однако, распределение данных поступлений регламентировано, лишь часть данных средств направляется в фонд оплаты труда.
Иных источников финансирования административный истец не имеет.
Суд принимает во внимание, что административный истец является бюджетным учреждением, с соответствующим финансированием, платная деятельность учреждения не является основной, распределение поступлений от платных медицинских услуг регламентировано, административным истцом предпринимались меры к изысканию дополнительных бюджетных средств, иных источников административный истец не имеет, нарушений со стороны административного истца допущено не было.
В соответствии с ч. 4 ст. 40, ч. 13 ст. 98 Федерального закона № 248 от 31.07.2020 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» работодатель до обращения в суд обязан соблюсти обязательный досудебный порядок путем обжалования предписания трудовой инспекции в вышестоящий орган.
В силу ч. 2 ст. 357 ТК РФ случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Решением заместителя руководителя ГИТ в Ярославской области от 09.03.2023 г. жалоба ГБКУЗ ЯО «Ярославская областная психиатрическая больница» на рассматриваемое предписание оставлена без удовлетворения.
Решение получено административным истцом 13.03.2023 г.
21.03.2023 г. административное исковое заявление подано в Кировский районный суд г. Ярославля. Определением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 24.03.2023 г. административное исковое заявление возвращено, определение направлено в адрес истца 29.03.2023 г., административный иск подан в Ленинский районный суд г. Ярославля 31.03.2023 г.
Пунктом 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Принимая во внимание, что административный иск в установленный законом срок был подан в Кировский районный суд г. Ярославля, был возвращен, непосредственно, сразу после возврата подан в Ленинский районный суд г. Ярославля, незначительность пропущенного срока, суд считает, что срок на подачу административного искового заявления подлежит восстановлению.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что административным истцом доказан факт нарушения своих прав и соблюдение сроков обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ 31.01.2023 ░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░