Дело №а-1796/2024
54RS0№-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Александровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Борисовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергеева А. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным бездействие,
У С Т А Н О В И Л :
Сергеев А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просит:
- признать незаконным бездействие административного ответчика, а именно исполнение обязанностей формально, без привлечения председателя НСТ «Лазурное» е реальной ответственности и восстановлению последним границы в соответствии с ЕГРН.
- обязать административного ответчика провести необходимые мероприятия в отношении НСТ «Лазурное» с целью приведения границы земельного участка с кадастровым номером 54:10:000000:647 в соответствие с ЕГРН.
- обязать административного ответчика исполнить требования ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ и предоставить в адрес административного истца письменный ответ на обращение от 13.06.2023г.
В обоснование иска указано, что председатель НСТ «Лазурное» Ефремов В.Ю. перегородил въезд на земельный участок административного истца путем установки бетонированных столбов и установкой ограждения таким образом, что линия столбов расположилась выпуклостью «от себя» с целью увеличения размера земельного участка НСТ «Лазурное» и крайней точкой смещена на ворота участка истца, что не соответствует сведениям находящимся в ЕГРН.
Административный истец в целях восстановления своих нарушенных прав неоднократно обращался к административному ответчику с жалобой на неправомерные действия председателя НСТ «Лазурное» Ефремова В.Ю. по вопросу нарушения земельного законодательства РФ.
В частности, ДД.ММ.ГГГГ им была подана жалоба, в которой просил привлечь к ответственности председателя НСТ «Лазурное» Ефремова В.Ю. за неправомерные действия в рамках вынесенного ранее предостережения от ДД.ММ.ГГГГ, а также за бездействия по выполнение указанного предостережения.
В связи с неоднократностью обращений в Управление, истец полагает, что административный ответчик проявляет бездействие, затягивая решение вопроса в рамках имеющихся полномочий, не выполняет свои обязанности в соответствии с законодательство Российской Федерации, кроме этого, по жалобе от ДД.ММ.ГГГГ ему не было сообщено о результатах проведенной проверки, в связи с чем полагает, что нарушен срок на рассмотрение обращения в соответствии с положениями Федерального закона № 59-ФЗ, ввиду чего, истец был вынужден обратиться в суд.
Административный истец в судебном заседании требования иска поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Вылегжанина В.В., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения требований иска в полном объеме, по доводам изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства в полном объеме, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления поступило обращение Сергеева А.В. о нарушении земельного законодательства Российской Федерации и ограничению в пользовании принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 54:10:025301:2 (л.д.5)
Суть нарушения заключалась в том, что Председатель НСТ «Лазурное» Ефремов В.Ю. перегородил въезд на земельный участок истца, путем незаконной установки металлических столбов за границами земельного участка с кадастровым номером 54:10:000000:647.
Обращение было рассмотрено в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ), дан ответ письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что по результатам мероприятий было установлено, что в действиях НСТ «Лазурное» содержатся признаки нарушения требований статей 25,26 Земельного кодекса Российской Федерации в части самовольного занятий смежных неразграниченных земель общего пользования. В связи с вышеизложенным, уполномоченным должностным лицом Управления объявлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ № контролируемому лицу» (л.д. 14).
Полагая, что указанное мероприятие, проведенное надзорным органом не привело к разрешению проблем указанных в Обращении от 17.10.2022г., Председателем HCТ «Лазурное» Ефремовым В.Ю. не проведено мер по исполнению Предостережения 09.11.22г., 13.06.2023г. истец вновь обратился в Управление с жалобой, в которой просил привлечь председателя НСТ «Лазурное» Ефремова В.Ю. к ответственности за неправомерные действия в рамках вынесенного Предостережения Росреестра по НСО от ДД.ММ.ГГГГ №, а также за бездействие по выполнению указанного Предостережения (л.д. 16).
12.07.2023г. обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено, направлен ответ, согласно которому, должностным лицом Управления повторно проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования и наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:10:000000:647. По результатам указанных мероприятий установлено, что в действиях контролируемого лица, выявлены признаки нарушения требований статей 25,26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в самовольном занятии земельного участка или части земельного участка. А именно: земли, государственная собственность на которое не разграничена (площадь 14,8 кв.м) путем установки забора. Уполномоченным должностным лицом Управления принято решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении контролируемого лица. Проведение указанной проверки возможно только после согласования с органами прокуратуры, с информацией о ее согласовании заявителю было предложено ознакомиться на интернет-портале Федеральной государственной информационной системы Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».
Согласно сведениям с указанного интернет-ресурса, проверка была согласована прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18, 19-22).
Данный ответ был получен истцом, что им не оспаривается.
Рассматривая требования административного истца, суд полагает, что оснований для их удовлетворения не имеется на основании следующего.
Управление осуществляет федеральный государственный земельный контроль (надзор) в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ), Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление №).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:
а) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
б) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
в) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;
г) органами государственной власти и органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земель, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
д) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 2 статьи 1 названного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 названного Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 указанного Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 2 статьи 8 названного Закона письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а согласно части 1 статьи 9 названного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Статьей 10 названного Закона установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 названного Закона ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно представленным материалам, судом установлено, что в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения обращения должностным лицом Управления были проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования и наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:10:000000:647, местоположением: <адрес>, МО Соколовского сельсовета, с.т. «Эталон».
По результатам указанных мероприятий установлено, что в действиях контролируемого лица, выявлены признаки нарушения требований, предусмотренных ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившиеся в самовольном занятии земельного участка или части земельного участка, а именно: земли, государственная собственность на которые не разграничена (площадь 14,8 кв.м.), с юго-восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером 54:10:000000:647, местоположением: <адрес>, МО Соколовского сельсовета, с.т. «Эталон» путем установки забора.
Данные действия (бездействие) контролируемого лица соответствует индикатору риска нарушения обязательных требований, установленного п. 2 приложения к приказу Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0303 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора)» - отклонение местоположения характерной точки границы земельного участка относительно местоположения границы земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН. на величину, превышающую значения точности (средней квадратической погрешности) определения координат характерных точек границ земельных участков, установленное приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места».
В связи с вышеизложенным, уполномоченным должностным лицом Управления принято решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении контролируемого лица. Проведение указанной проверки осуществлено после согласования с <адрес>. Решением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ проведение внеплановой проверки согласовано.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № НСТ «Лазурное» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии части земельного участка, в том числе использовании земельным участком лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде предупреждения.
Таким образом, требования о признании незаконным бездействие административного ответчика в части исполнения обязанностей формально, без привлечения председателя НСТ «Лазурное» к реальной ответственности, удовлетворению не подлежат, поскольку административным ответчиком был рассмотрен вопрос о привлечении НСТ «Лазурное» к ответственности за совершение административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия в виде объявления предостережения. Целями профилактических мероприятий является стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно п. 29 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в случае объявления органом государственного надзора (его территориальным органом) предостережения контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения (далее - возражение) в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения.
09.11.2022 № представителю НСТ объявлено предостережение, которое является профилактическим мероприятием, цель - не привлечь к ответственности контролируемое лицо или обязать его выполнить те или иные действия, а принять меры по недопущению в будущем нарушений обязательных требований, которые могут повлечь для контролируемого лица применения в отношении него уже конкретных мер административного наказания.
Вопреки доводу административного истца о не предоставлении последнему ответа на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, судом было установлено, что обращение административного истца было рассмотрено в рамках компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ дан от ДД.ММ.ГГГГ №.
Доводы, изложенные в жалобе, должностным лицом были проанализированы, по существу дан ответ. Тот факт, что истец не был уведомлен о дальнейших контрольных мероприятиях, не свидетельствует о том, что ответ Сергееву А.В. по его жалобе не был дан. Кроме того, в рамках положений Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», у административного ответчика отсутствует обязанность уведомлять истца о каждом факте совершения контрольно-надзорных мероприятий.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенной нормы права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Суд не усматривает бездействия со стороны Управления Росреестра по <адрес>. Обращения, направленные административным истцом были рассмотрены, в установленный законом срок даны ответы. Не согласие с принятым решением не свидетельствует о его незаконности.
В обязанности Управления не входит установление границ в соответствии с ЕГРН, требования по принятию конкретных мер в отношении границ земельного участка могут быть заявлены административным истцом как самостоятельные требования в порядке искового производства.
Принимая во внимание, что нарушений со стороны административного ответчика выявлено не было, заявленные требования административного истца, изложенные в исковом заявлении, удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «01» ░░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░