РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 19 января 2024 г.
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горнаковой О.А.,
при секретаре Хорошевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 28» к Отделу судебных пристав по городу Минусинску и Минусинскому району Красноярского края, ГУФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
представитель Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 28» обратился в Минусинский городской суд с административным иском к ОСП по городу Минусинску и Минусинскому району Красноярского края, ГУФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Требования мотивировав тем, что решением Минусинского городского суда от 09.03.2023 постановлено исковые требования Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №28 «Аленький цветочек комбинированного вида» установить у входа в здание учреждения информационное табло (тактильную табличку) с наименованием учреждения, графиком работы и иной информации с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; в помещении детского сада продублировать необходимую для получения услуги звуковую и зрительную информацию, а также надписи знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. 23.06.2023 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство. 04.10.2023 в отношении МДОБУ «Детский сад № 28» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, указанное постановление получено 13.10.2023. МДОБУ «Детский сад № 28», является бюджетным учреждением и не имеет возможности в полном объеме исполнитель решение суда за счет собственных средств в связи с недостаточностью собственных средств бюджета на исполнение решения суда. На основании выделенного финансирования были заключены контракты № РА-151, № РА-180. Размещение зрительной информации подтверждается электронным табло, над входным крыльцом. В связи с указанными обстоятельствами представитель МДОБУ «Детский сад № 28» обратился в суд с административным иском и просил освободить от уплаты исполнительного сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Минусинску и Минусинскому району от 04.10.2023 в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства № 161397/24/24090-ИП (л.д.3-7).
Определением суда от 28.11.2023 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Главное управление федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (л.д. 50).
В судебное заседание представитель административного истца МДОБУ «Детский сад № 28», действующая на основании приказа от 08.12.2023 № 41-п Чмыхало Ю.С., представитель административного ответчика МДОБУ «Детский сад № 28» по доверенности Карпушин В.А. заявленные требования поддержали, по основаниям изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков Отдела судебных пристав по городу Минусинску и Минусинскому району Красноярского края, ГУФССП по Красноярскому краю, судебный пристав-исполнитель Тупикина Г.М., в судебном заседании пояснила, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора решение суда исполнено не было, решение исполнено 30.10.2023 о чем составлен акт.
Минусинский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суду не сообщил (л.д. 52).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В силу положений ст.46 Конституции РФ, ст.218 КАС РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч. 11, 12 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст.14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим ФЗ.
В силу ст.105 указанного закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно положениям ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением Минусинского городского суда от 09.03.2023 по гражданскому делу № 2-1019/2023 постановлено исковые требования Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №28 «Аленький цветочек комбинированного вида» установить у входа в здание учреждения информационное табло (тактильную табличку) с наименованием учреждения, графиком работы и иной информации с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; в помещении детского сада продублировать необходимую для получения услуги звуковую и зрительную информацию, а также надписи знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Решение вступило в законную силу 17.04.2023 и обращено к исполнению путем направления исполнительного документа серии ФС № 034620691 взыскателю.
23 июня 2023 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 161397/23/24090-ИП в отношении МДОБУ «Детский сад № 28», должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа (л.д. 15).
В связи с неисполнением требований исполнительного документа серии ФС № 034620691 в установленный законом срок, 04.10.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб., которое получено должником 12.10.2023 (л.д. 21).
Требования МДОБУ «Детский сад № 28», об освобождении ее от взыскания исполнительского сбора мотивированы отсутствием возможности добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе в связи с недостаточностью собственных средств бюджета на исполнение решения суда.
17 апреля 2023 г. между МДОБУ «Детский сад № 28» и ООО «Сервис Плюс» заключен договор поставки № РА-151 таблички со шрифтом Брайля (л.д. 32-36).
15 августа 2023 г. между МДОБУ «Детский сад № 28» и ООО «Сервис Плюс» заключен договор поставки № РА-180 мнемосхемы ПВХ (л.д. 42-45).
Как следует из п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
Так, согласно правовой природе исполнительского сбора, выявленной и изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения представляет собой административную санкцию штрафного характера, применяемую к должнику и обязывающую должника произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Тем самым, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Проанализировав представленные административным истцом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии уважительных причин неисполнения, поскольку бюджет МДОБУ «Детский сад № 28» является высокодотационным, в рамках имеющихся средств, МДОБУ «Детский сад № 28» предприняло все возможные меры для исполнения решения, однако в связи с недостаточностью собственных средств бюджета, необходимостью соблюдения сроков, установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение суда своевременно исполнено не было, в настоящее время решение суда исполнено, наличие объективных причин, препятствующих исполнению исполнительного документа в установленный срок позволяет суду прийти к выводу об освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 28» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 28» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 161397/23/24090-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░ 2024 ░.