УИД: 53RS0№-21
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 29 ноября 2022 года
<адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО11
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации <адрес> муниципального района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
установил:
<адрес>, действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации <адрес> муниципального района <адрес>. С учётом изменения предмета иска и уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие административного ответчика в решении вопросов местного значения <адрес> городского поселения по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения и принятии мер, предупреждающих причинение вреда населению, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в остатки зданий – жилых домов № по <адрес>, № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес>, а также в осуществлении мероприятий по утилизации строительного мусора – остатков перечисленных жилых зданий. В обоснование административного иска указал, что упомянутые жилые дома признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, полностью расселены, в связи с чем перешли в муниципальную собственность, однако, никаких мер по предотвращению несанкционированного доступа людей в остатки домов административным ответчиком не принято, остатки домов, по существу, являющиеся строительным мусором, не утилизированы, что нарушает права и законные интересы граждан.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены правительство <адрес>, ООО «<данные изъяты>», ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО10, права которых могут быть затронуты при разрешении настоящего административного дела.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес> ФИО3, уточнив исковые требования указанным выше образом, уточнённые требования поддержала по изложенным выше мотивам и основаниям. Пояснила, что жилой <адрес> в <адрес> полностью снесён, остальные перечисленные в административном иске дома к настоящему времени в значительной степени повреждены огнём, утратили конструктивную целостность, представляют собой груды обгоревшего строительного мусора.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещён надлежащим образом, об отложении дела не просил.
Заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, представители заинтересованных лиц правительства <адрес> и ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили.
ФИО1 умер, его правопреемников не установлено.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, суд счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, чья явка в судебное заседание судом обязательной не является и обязательной судом не признана.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
На основании п.8 и п.23 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1); органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы (пункт 2 статьи 11).
Как предусмотрено частью 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно п.2 ст.7, п.3 ст.33 Устава <адрес> городского поселения, принятого Решением Совета депутатов <адрес> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (в действующей редакции), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) Окуловского городского поселения в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ не образуется, полномочия администрации <адрес> городского поселения, в том числе, предусмотренные ст.40 данного Устава полномочия в установленном порядке владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом <адрес> городского поселения, осуществляются администрацией <адрес> муниципального района.
В судебном заседании установлено, что постановлениями администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № на основании соответствующих заключений межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирных домов требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, многоквартирные жилые <адрес>, № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу.
Как подтверждается актом осмотра, представленным прокурором, и не оспаривается административным ответчиком, перечисленные многоквартирные дома значительно повреждены огнём, в связи с чем эксплуатация данных зданий прекращена.
Из фототаблицы видно, что многоквартирные <адрес>, № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес> на данный момент представляют собой обгоревшие остатки строительных конструкций, которые являются, по существу, строительным мусором.
К моменту уничтожения данные многоквартирные жилые дома были в основном расселены, б?льшая часть жилых помещений в них перешла в муниципальную собственность.
В то же время, никакие меры, предупреждающие причинение вреда населению, в том числе, препятствующие несанкционированному доступу людей в остатки зданий, а также мероприятия по утилизации строительного мусора, оставшегося от данных многоквартирных жилых домов, администрацией <адрес> муниципального района не принимаются. Доступ к остаткам зданий свободный, участники, на которых они расположены, не огорожены, не охраняются.
Изложенные обстоятельства в их совокупности создают угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с проникновением посторонних лиц, в том числе, несовершеннолетних, в остатки зданий и причинением вреда их жизни и здоровью вследствие падений, дальнейшего обрушения строительных конструкций, повреждённых огнём, иных подобных обстоятельств, что нарушает право неопределённого круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций.
Бездействие административного ответчика в утилизации строительного мусора также влечёт нарушение права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное статьёй 42 Конституции Российской Федерации.
Бездействие административного ответчика, не обусловленное какими-либо объективными обстоятельствами и не основанное на законе, является незаконным.
При таких обстоятельствах, административный иск прокурора <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Сроки устранения нарушений следует установить с учётом объёма и содержания подлежащих выполнению действий, учитывая, помимо прочего, наступившее зимнее время года и установившийся снежный покров.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░ № ░░ <░░░░░>, № ░░ <░░░░░> ░ № ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░ № ░░ <░░░░░>, № ░░ <░░░░░> ░ № ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>, ░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░12
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░13