Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-470/2022 ~ М-295/2022 от 04.08.2022

                 Дело (УИД) № 18OS0000-01-2022-000309-07

          Производство № 3а-470/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2022 года                           город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Малкова К.Ю.,

при секретаре судебного заседания Степановой А.Н.,

с участием:

прокурора Бузанаковой Е.Б.,

представителя административного истца Д.К.М., действующего на основании доверенностей 59 АА № 3238458 от 7 октября 2019 года сроком действия на три года, №18 от 22 сентября 2022 года сроком действия на три года,

представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Ш.В.С., действующего на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ч.С.В. о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Ч.С.В. (далее по тексту, в том числе, административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента принятия пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником нежилых зданий с кадастровым номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором расположены указанные объекты недвижимости, относится к категории - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – магазины (код 4.4), склады (код 6.9). Данный вид разрешенного использования земельного участка не является индивидуально определенным и однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Согласно данным технической документации на указанные здания, назначение, разрешенное использование и наименование помещений, расположенных в зданиях, не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Акты обследования фактического использования данных зданий Правительством Удмуртской Республики не составлялись, обследование не производилось. Вместе с тем, Правительством Удмуртской Республики постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в котором в пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> включены указанные нежилые здания. Включение в данный Перечень названных объектов недвижимости административный истец считает противоречащим статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике», ввиду того, что отсутствовали доказательства позволявшие отнести спорные объекты недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях. Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, так как незаконно возлагает на него обязанность уплачивать имущественный налог в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в повышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Д.К.М. административное исковое заявление поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в нем, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Ш.В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления и пояснил, что указанные объекты недвижимости включены в оспариваемый Перечень по виду разрешенного использования земельного участка. Кромке того, согласно технической документации на указанные здания, в зданиях имеются помещения с торговым назначением. Фактическое обследование указанных объектов недвижимости на момент включения их в оспариваемый Перечень не проводилось.

В судебное заседание административный истец, представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «<адрес>» не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями статей 96, 99, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 213 КАС РФ суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц, признав их явку не обязательной.

Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы настоящего административного дела, а также материалы административных дел №а-134/2021, №а-176/2022, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Материалами дела подтверждается, что административному истцу Ч.С.В. принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости:

- с ДД.ММ.ГГГГ здание, назначение: нежилое, площадью 1 280,3 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (т.1 л.д.32-37,110-112);

– с ДД.ММ.ГГГГ здание, назначение: нежилое, наименование: здание, площадью 495 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (т.1 л.д.47-49,113-115);

- с ДД.ММ.ГГГГ здание, наименование: склад, назначение: нежилое, площадью 677,8 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (т.1 л.д.24-26,119-121);

– с ДД.ММ.ГГГГ здание, назначение: нежилое, наименование: цех, площадью 1 303,2 кв.м., с кадастровым номером 18:26:041318:46, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (т.1 л.д.13-15,116-118).

Данные здания расположены на земельном участке площадью 10 844 +/-36,44 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, относящегося к категории - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – Магазины (код 4.4). Склады (код 6.9), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости (т.1 л.д.9-12,100-101).

Названный вид разрешенного использования земельного участка был актуальным по состоянию на юридически значимый период времени (дело №а-134/2021 л.д.42-47).

Земельный участок предоставлен административному истцу на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №, заключенного между административным истцом и Администрацией <адрес> (т.1 л.д.55-58).

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Оспариваемым в части нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих: 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений);

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.

Согласно пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.

В связи с указанными основаниями, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченным органом исполнительной власти по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.

Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики»).

Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, издав Постановление № 615 от 09 ноября 2021 года.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, вышеуказанные нежилые здания, принадлежащие на праве собственности административному истцу, вошли в данный перечень, что нашло отражение в пунктах <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 615 от 09 ноября 2021 года в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 11 ноября 2021 года и 13 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 615 от 09 ноября 2021 года вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемых пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 (далее – Положение).

Согласно пункта 2 названного Положения, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.

Исходя из положений пункта 31 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) названного Положения, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.

Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок его принятия соблюден, а именно оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того, его форма, процедура принятия, правила введения в действие и опубликования соблюдены.

На момент рассмотрения настоящего административного дела указанный нормативный правовой акт является действующим.

В силу положений пунктов 1, 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ основанием для включения объектов недвижимости в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствующий год, являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием объекта недвижимости в указанных целях признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как было установлено, спорные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, с видом разрешенного использования: Магазины (код 4.4). Склады (код 6.9).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Указанные виды разрешенного использования относятся в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, действующим на момент утверждения оспариваемого Перечня, к предпринимательской деятельности и складской, то есть на нем допускается строительство объекта недвижимости, как склада, не относящегося к торговым объектам, так и торгового объекта.

При таком положении вид разрешенного использования земельного участка, на котором находятся спорные здания, имея смешанный характер, не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенные на этом земельном участке объекты недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, к торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика» указал, что взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П).

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные здания расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого безусловно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Следовательно, заявленные здания по указанному основанию в Перечень на 2022 год включены быть не могли.

Для того, чтобы признать спорные нежилые здания в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не менее 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

Согласно выписке из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на нежилое здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 677,8 кв.м., здание состоит из помещений, имеющих назначение: Подвал: склад 130,9 кв.м., котельная 47,2 кв.м., котельная 20,7 кв.м.; Этаж №: склад 73,1 кв.м., склад 112,8 кв.м., коридор 64,4 кв.м., тамбур 1,1 кв.м., тамбур 1,1 кв.м., склад 72,1 кв.м., склад 134,6 кв.м., торговый зал 17,9 кв.м., касса 1,9 кв.м. (т.1 л.д.27-31).

Аналогичные сведения содержатся в техническом паспорте на комплекс зданий по адресу: <адрес>, составленном по состоянию на 1997 год (литера «Б»), представленного административным ответчиком и истребованного судом из БУ УР «ЦКО БТИ» (т.1 л.д.70-91, т.2 л.д.143-144).

В данной ситуации нормативное условие о площади не менее 20% здания, используемого для размещения торговых объектов, в соответствии с технической документацией в отношении данного нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> не соблюдается (19,8 (торговый зал 17,9 кв.м. + касса 1,9 кв.м.) * 100 / 677,8 = 2,92%).

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости – здание с кадастровым номером <данные изъяты>, имеет назначение: нежилое здание, наименование: склад (т.1 л.д.24-26, 119-121).

Таким образом, здание с кадастровым номером <данные изъяты> по назначению помещений, входящих в его состав, в оспариваемый Перечень включено быть не могло.

В качестве документа технического учета (инвентаризации) в обоснование заявленного требования в отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты> административным истцом представлен технический паспорт на нежилое здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, литера «Г», составленный индивидуальным предпринимателем С.Л.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что здание имеет общую площадь 1302,0 кв.м., назначение: нежилое, фактическое использование: по назначению, состоит из одного цокольного этажа и двух этажей наземной части. Назначение помещений в здании определено как торговое, складское и производственное (т.1 л.д.16-23).

Вместе с тем указанный технический паспорт объекта недвижимости, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят судом во внимание как документ технического учета (инвентаризации), по следующим основаниям.

Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

В настоящее время, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В материалах административного дела №а-176/2022 (л.д.48-59) имеется выписка из технического паспорта нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, составленная ГУП УР «Центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества», в отношении зданий под литерами «А», «В», «Г» по <адрес>, из содержания которой следует, что спорное здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, имеющее литер «Г» и общую площадь 1 302 кв.м., состоит из помещений, имеющих следующее назначение: Цоколь: тамбур 5,3 кв.м., лестничная клетка 13,2 кв.м., сан. узел 1,1 кв.м., умывальная 1,4 кв.м., раздевалка 5,9 кв.м., раздевалка 11,8 кв.м.; Этаж №: лестничная клетка 13,8 кв.м., подсобное помещение 3,4 кв.м., раздевалка 17,3 кв.м., коридор 6,3 кв.м., цех 408,2 кв.м., цех 79,3 кв.м., коридор 4,8 кв.м., бойлерная 8,6 кв.м., эл. щитовая 3,7 кв.м., тамбур 4,3 кв.м., лестничная клетка 13,5 кв.м., коридор 6,6 кв.м.; Этаж №: лестничная клетка 13,7 кв.м., склад 481 кв.м., служебное помещение 30,8 кв.м., касса 5,9 кв.м., лестничная клетка 13,9 кв.м., комната персонала 13,4 кв.м., торговый зал 44,3 кв.м.; Машинное отделение: лестничная клетка 13,9 кв.м., лестничная клетка 14,3 кв.м., лестничная клетка 14,0 кв.м., коридор 10,6 кв.м., машинное отделение 8,1 кв.м., машинное отделение 12,7 кв.м., коридор 2,4 кв.м., лестничная клетка 14,5 кв.м.

Аналогичные сведения содержатся в техническом паспорте на комплекс зданий по адресу: <адрес>, составленном по состоянию на 1997 год (литера «Г»), представленного административным ответчиком и истребованного судом из БУ УР «ЦКО БТИ» (т.1 л.д.70-91, т.2 л.д.144-146).

В данной ситуации нормативное условие о площади не менее 20% здания, используемого для размещения торговых объектов, в соответствии с технической документацией в отношении данного нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> не соблюдается (94,4 (касса 5,9 кв.м.+ служебное помещение 30,8 кв.м. + торговый зал 44,3 кв.м. + комната персонала 13,4 кв.м.) * 100 / 1 302 = 7,25%).

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости – здание с кадастровым номером <данные изъяты>, имеет назначение: нежилое здание, наименование: цех (т.1 л.д.13-15,116-118).

Таким образом, здание с кадастровым номером <данные изъяты> по назначению входящих в его состав помещений в оспариваемый Перечень включено быть не могло.

В качестве документа технического учета (инвентаризации) в обоснование заявленного требования в отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты> административным истцом представлен технический паспорт на нежилое здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, литера «А», составленный индивидуальным предпринимателем С.Л.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что здание имеет общую площадь 495,0 кв.м., назначение: нежилое, фактическое использование: по назначению, состоит из одного этажа. Назначение помещений в здании определено как складское.

Вместе с тем указанный технический паспорт объекта недвижимости, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят судом во внимание как документ технического учета (инвентаризации), поскольку в связи с вышеуказанными основаниями после ДД.ММ.ГГГГ для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

Стороной административного истца в материалы дела представлен технический план в отношении данного здания, составленный АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.5-18). Из содержания названного документа следует, что настоящий технический план подготовлен для постановки на государственный кадастровый учет здания, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Площадь объекта составляет 495,0 кв.м. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

Данный технический план содержится также и в материалах кадастрового дела в отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты> (т.2 л.д.19-24), соответственно был представлен для постановки указанного здания на государственный кадастровый учет. Что, кроме того, подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.47-49).

Наименование (назначение) помещений, входящих в состав данного здания, названный технический план не содержит.

Государственный кадастровый учет названного здания, как вновь созданного, осуществлен ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письма ГУАиГ № от ДД.ММ.ГГГГ, данное здание относится к объектам вспомогательного назначения по отношению к существующей производственной базе (т.2 л.д.35).

При указанных обстоятельствах, в отсутствие относимых и допустимых доказательств, подтверждающих назначение входящих в состав здания с кадастровым номером <данные изъяты> помещений как для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, оснований для включения названного здания в оспариваемый Перечень не имелось.

В качестве документа технического учета (инвентаризации) в обоснование заявленного требования в отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты> административным истцом представлен технический паспорт на нежилое здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, составленный индивидуальным предпринимателем С.Л.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что здание имеет общую площадь 1 280,3 кв.м., назначение: нежилое, фактическое использование: по назначению, состоит из трех этажей. Назначение помещений в здании определено как складское (т.1 л.д.38-46).

Вместе с тем указанный технический паспорт объекта недвижимости, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не может быть принят судом во внимание как документ технического учета (инвентаризации), поскольку в связи с вышеуказанными основаниями после ДД.ММ.ГГГГ для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

Как следует из содержания выписок из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, а также материалов истребованного судом кадастрового дела в отношении здания с кадастровым номером <данные изъяты>, названное здание поставлено на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как вновь образованный объект недвижимости в связи с разделом здания с кадастровым номером <данные изъяты> (т.1 л.д.32-37,110-112, т.2 л.д.39-45, л.д.46 оборот-47).

Технический план, имеющийся в материалах кадастрового дела в отношении названного здания (т.2 л.д.39-45), составленный ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером С.Е.В. с целью постановки на государственный учет двух нежилых зданий, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, образованных в результате раздела здания с кадастровым номером <данные изъяты>, не содержит наименование (предназначение) помещений, входящих в состав здания с кадастровым номером <данные изъяты>, после его образования как самостоятельного объекта недвижимости.

Имеющаяся в материалах кадастрового дела выписка из технического паспорта нежилых помещений по <адрес>, литеры «А,В,Г», составленная ГУП УР «Центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.64-67), а также сам технический паспорт, из которого осуществлена данная выписка (т.1 л.д.70-91, т.2 л.д.130-146), содержащие экспликации к поэтажным планам литер «А» и «В», не могут быть приняты судом во внимание как относимые доказательства, подтверждающие наименование и назначение помещений, находящихся в спорном здании с кадастровым номером <данные изъяты> на момент включения его в оспариваемый Перечень, поскольку данные документы отражали наименование и назначение помещений, находящихся в здании с кадастровым номером <данные изъяты> до его разделения.

При указанных обстоятельствах, в отсутствие относимых и допустимых доказательств, подтверждающих назначение входящих в состав здания с кадастровым номером <данные изъяты> помещений как для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, оснований для включения названного здания в оспариваемый Перечень не имелось.

Помимо этого, судом не установлено, что в ходе подготовки проекта постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 было проведено обследование заявленных (спорных) зданий в соответствии с вышеуказанным Положением о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270.

Напротив, представителем административного ответчика и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики в судебном заседании подтверждалось, что данное обследование спорных объектов недвижимости в юридически значимый период времени не проводилось.

Из материалов административного дела усматривается, что какими-либо объективными данными, которые достоверно бы свидетельствовали о том, что спорные нежилые здания являются административно-деловыми центрами и (или) торговыми центрами (комплексами), поскольку размещены на земельном участке с видом разрешенного использования, который предусматривает размещение офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также о том, что предназначением заявленных объектов является размещение офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и использование для размещения офисов либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании для этих целей более 20 процентов общей площади зданий, административный ответчик не располагал на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Таким образом, суду не представлено доказательств, позволяющих отнести заявленные здания к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам), либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо их фактического использования в названных целях.

Кроме того, данные здания таковыми не являлись в рассматриваемом налоговом периоде.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615, названных объектов недвижимости, поскольку заявленные нежилые здания не обладают признаками объектов налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».

В оспариваемой части указанный нормативный правовой акт в силу положений статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации является не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, а так же не соответствует положениям статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая положения статей 400, 402, 406 НК РФ при включении объектов в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, то есть в оспариваемый Перечень, на административного истца возлагается обязанность по уплате налога по более высокой ставке, поэтому административный истец обоснованно обратился с настоящим административным иском в суд.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 в оспариваемых частях требованиям статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», то это является основанием для удовлетворения административного иска.

Исходя из смысла положений части 2 статьи 215 КАС РФ, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.

Определяя момент, с которого указанный нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемых частях, суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношении названных ранее объектов недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому оспариваемые части подлежат признанию недействующими со дня принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для физических лиц составляет 300 рублей.

Поскольку административным истцом оспаривается один самостоятельный нормативный правовой акт, постольку им обосновано была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

Поэтому при удовлетворении административного иска, в пользу административного истца с административного ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина, фактически уплаченная при подаче административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░>, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № 615 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2022 ░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (http://www.udmurt.ru) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                     ░. ░. ░░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░                                     ░. ░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-470/2022 ~ М-295/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черепанов Сергей Васильевич
Ответчики
Правительство УР
Другие
Администрация МО "Город Ижевск"
Прокуратура УР
Министерство имущественных отношений УР
Данилов Кирилл Михайлович
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Малков Кирилл Юрьевич
Дело на сайте суда
vs--udm.sudrf.ru
04.08.2022Регистрация административного искового заявления
04.08.2022Передача материалов судье
05.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.09.2022Предварительное судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
15.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Судебное заседание
30.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее