Дело № 2а-356/2022
УИД 14RS0007-01-2022-000505-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Верхневилюйск 01 декабря 2022 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,
при секретаре Поповой А.А.,
с участием: старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Макаровой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия и принятия мер к размещению информации на официальном сайте,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района РС (Я) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» МР «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия). В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования, в том числе соблюдения прав детей-инвалидов, в ходе, которой установлены нарушения требований действующего законодательства в деятельности МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа». В частности, установлено, что на официальном сайте образовательной организации не размещена полная информация о специальных условиях для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. На сайте имеется лишь информация об организации бесплатного питания и о специальных условиях охраны здоровья детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Просит суд признать незаконным бездействие МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» выразившееся в неразмещении на официальном сайте образовательной организации информации о специальных условиях для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Возложить на МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» обязанность разместить на официальном сайте образовательной организации информации о специальных условиях для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с действующим законодательством в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Верхневилюйского района Макарова И.М. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, возражений на иск не представил, исковые требования признал.
Выслушав мнение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации», ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГт года МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» МР «Верхневилйюский улус (район)» Республики Саха (Якутия) имеет основной вид деятельности - образование среднее общее, внесено в ЕГРЮЛ как юридическое лицо, зарегистрированное до ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения записи – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 21 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения, наряду с другими, относится создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.
Согласно подпункту «и» ч. 1 ст. 29 вышеназванного Федерального закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся).
Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма её предоставления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил, образовательная организация размещает на официальном сайте информацию и копии документов, указанные в ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений пунктов 4 - 15 настоящих Правил.
Пунктом 13 Правил установлено, что при размещении информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности и о наличии общежития, интерната такая информация указывается, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая указание на обеспечение их доступа в здания образовательной организации и наличие для них специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Согласно п. 18 Правил информация, указанная в пунктах 3 - 15 Правил, размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи», в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления информации, установленными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации утверждены приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 года № 831 (далее - Требования к структуре сайта).
Пунктом 2 Требований к структуре сайта предусмотрено для размещения информации на официальном сайте создание специального раздела «Сведения об образовательной организации» (далее - специальный раздел). Информация в специальном разделе представляется в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы Сайта. Информация должна иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице специального раздела. Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы Сайта, а также из основного навигационного меню Сайта.
Страницы специального раздела должны быть доступны в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без дополнительной регистрации, содержать указанную в подпунктах 3.1 - 3.13 пункта 3 настоящих Требований информацию, а также доступные для посетителей сайта ссылки на файлы, снабженные информацией, поясняющей назначение данных файлов.
Допускается размещение в специальном разделе иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Требований к структуре сайта установлено, что Специальный раздел должен содержать ряд подразделов, в том числе подраздел «Доступная среда».
Непосредственно п. п. 3.12 п. 3 Требований к структуре сайта предусмотрено, что главная страница подраздела «Доступная среда» должна содержать информацию о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: о специально оборудованных учебных кабинетах; об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации; о специальных условиях питания; о специальных условиях охраны здоровья; о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат; о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Судом установлено, что согласно акта прокурорской проверки от 28 октября 2022 года, в МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» имеется официальный сайт в сети «Интернет». На данном сайте в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24 октября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. п. «и» ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года № 1802, п.п. 3.12 п. 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утвержденных Приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 года № на официальном сайте образовательной организации не размещена полная информация о специальных условиях для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, отсутствие на официальном сайте в сети «Интернет» подраздела «Доступная среда», затрагивает права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, создает барьеры к доступу информации в сети Интернет о деятельности образовательной организации.
Вместе с тем, учитывая, что обязанность образовательного учреждения по созданию официального сайта в сети «Интернет» и размещению на нем сведений, указанных ст. ст. 28, 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в п. п. 3.12 п. 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года № 1802, прямо предусмотрено действующим законодательством об образовании и указанные в заявлении прокурора мероприятия направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, суд полагает, что требования прокурора являются обоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административным ответчиком не устранены выявленные нарушения действующего законодательства, а также им не представлено объективных доказательств, опровергающих доводы прокурора, заявленных в обоснование административных исковых требований.
Таким образом, вышеуказанные нарушения действующего законодательства являются незаконными и подлежат устранению административным ответчиком в установленном порядке.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершать конкретные действия (ст. 227 КАС РФ).
В соответствии со ст. 178 КАС РФ суд при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Определяя срок, необходимый для исполнения возлагаемой на административного ответчика обязанности, с учетом позиции сторон, суд полагает необходимым установить для административного ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, находя эти сроки разумными.
С учетом приведенных выше положений правовых норм, установления судом срока исполнения решения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела, суд принимает во внимание, что согласно п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку прокурор при подаче административного иска был освобожден от обязанности уплаты госпошлины, а в соответствии со ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы с учетом того, что учредителем МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» МР «Верхневилйюский улус (район)» Республики Саха (Якутия) является администрация МР «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), то оснований взыскания с административного ответчика государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 187, 227 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░