Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-551/2023 ~ М-435/2023 от 05.10.2023

Дело № 2а-551/2023

УИД № 91RS0016-01-2023-000607-20

Решение

Именем Российской Федерации

01 ноября 2023 года                                              пгт. Первомайское

          Первомайский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Джиджора Н.М.,

      при секретаре Шинкаренко Д.А.,

         с участием: помощника прокурора Первомайского района Республики Крым Будько А.А., представителя административного ответчика Масанского А.В.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Первомайское Первомайского района Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Первомайского района Республики Крым об отмене постановления, заинтересованное лицо - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Дом ребенка «Елочка»,

установил:

       Административный истец обратился в суд с административным иском к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Первомайского района Республики Крым об отмене постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Первомайского района Республики Крым №<данные изъяты> от 22.09.2023 года «О ходе социальной реабилитации семьи ФИО2 и рассмотрении представления прокуратуры Первомайского района Республики Крым от 08.09.2023 года №<данные изъяты> «Об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних»

       Так согласно заявленных требований    родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ., являются ФИО1, отцовство которого установлено решением Первомайского районного суда Республики Крым от 30.05.2023 г. и ФИО4, которая решением Первомайского районного суда Республики Крым от 06.06.2023 г. лишена родительских прав в отношении ребенка. 20.12.2022 года на основании акта ПДН ОУУПиПДН ОМВД России по Первомайскому району ребенок был отобран у матери ФИО4 и находится в ГБУЗ РК «Дом ребенка -Елочка».

       05.07.2023 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о передаче ему на воспитание сына ФИО3., имея, по его мнению, на то все основания: место проживания, которое соответствует требованиям для проживания и воспитания ребенка; трудоустроен; на учетах у врачей психиатр и нарколога не состоит; имеются бабушка ребенка и тетя, которые также готовы оказывать помощь в воспитании ребенка; предоставил соответствующие справки.

      На заседании комиссии 21.07.2023 г. административный ответчик принял решение о понуждении административного истца в срок до 20.08.2023 г. пройти психолого-психиатрический осмотр на предмет возможности полноценно заниматься воспитанием своего малолетнего ребенка и предоставлении психиатрического заключения, при этом при обращении административного истца в ГБУЗ РК «Крымская республиканская психиатрическая больница №1 им. Н.И.Балабана» ему было отказано, поскольку решение вопроса на предмет возможности полноценно заниматься воспитанием ребенка находится в компетенции судебно- медицинской экспертизы, которая назначается судом.

        Постановлением №<данные изъяты> от 18.08.2023 г. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Первомайского района Республики Крым приняла решение об отказе в передаче административному истцу малолетнего сына ФИО3 на воспитание. Отказывая в передаче ребенка отцу, административный ответчик указал, что отказ обусловлен тем, что ФИО1 не проходит медицинское лечение при установленном диагнозе. Такое решение административного ответчика без решения суда об ограничении или лишении родительских прав по мнению истца было незаконно, в связи с чем не согласившись с указанным решением административного ответчика, ФИО1 подал в суд соответствующий административный иск.

         На заседании комиссии 22.09.09.2023 года было принято обжалуемое постановление №<данные изъяты> «О ходе социальной реабилитации семьи ФИО2 и рассмотрении представления прокуратуры Первомайского района Республики Крым от 08.09.2023 г. №<данные изъяты> «Об устранении нарушений    законодательства    в сфере защиты прав несовершеннолетних», одним из вопросов которого было - начальнику отдела по делам несовершеннолетних Администрации Первомайского района до 02.10.2023 года подготовить материалы в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым об ограничении гражданина ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., в родительских правах в отношении его малолетнего сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.

         Административный истец полагает, что административный ответчик не имел основанийдля принятия    такого решения, в т.ч. -    до рассмотрения административного иска о признании незаконным постановления №<данные изъяты> от 18.08.2023 г. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Первомайского района Республики Крым, поскольку постановления взаимосвязаны, и в основу обжалуемых решений положено незаконное требование административного ответчика о предоставлении заключения психолого-психиатрической экспертизы, которая по заявлению лица не предоставляется.

         По мнению административного истца, административный ответчик пришел к ошибочному выводу о том, что ФИО1 формально нарушил положения ч.2 ст.73 Семейного кодекса РФ, поскольку указанные положения СК РФ устанавливают условия, при которых допускается ограничение родительских прав. При этом он считает, что он ни формально, ни материально не может нарушить положения указанной статьи.

       Кроме того, обращает внимание на то обстоятельство, что ребенок на момент до настоящего времени ФИО1 не передавался, и у ФИО1 не отбирался, т.е. объективно не имеется оснований для ограничения родительских прав, поскольку с момента вступления в законную силу решения суда об установлении отцовства ребенок ни дня не передавался отцу на воспитание.

         Принимая обжалуемое постановление, административный ответчик не указал, в чем именно состоит опасность для ребенка и нарушаются его права. Само по себе наличие диагноза не может свидетельствовать о нахождении ребенка в опасности, обжалуемое решение нарушает право родителя воспитывать своего ребенка, предусмотренное ч.1 ст.63 СК РФ.

         Таким образом, по мнению заявителя, обжалуемое постановление административного ответчика является незаконным и подлежит отмене, поскольку принято без достаточных правовых оснований.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. От представителя административного истца поступило заявление об отложении судебного заседания на более поздний срок, при этом доказательств, подтверждающих невозможность явки представителя в суд, последним суду не предоставлено.

Заинтересованное лицо- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Дом ребенка «Елочка» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Судом явка лиц, участвующих в деле обязательной не признана. Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.

Представитель административного ответчика считает требования необоснованными, считают, что постановление вынесено в рамках полномочий, законно, действовали они в интересах ребенка поскольку поведение истца по мнению комиссии может причинить вред жизни и здоровью ребенка ими было принято решение о необходимости обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав.

Заслушав пояснения административного ответчика, заявленных свидетелей, заключение помощника прокурора, который считает, что требования административного истца не законны и не подлежат удовлетворению, что постановление принято правомочным органом и законно, изучив материалы дела суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

На основании пункта 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции РФ). Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции РФ).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющих равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П, от 16 марта 1998 года N 9-П, от 15 февраля 2016 года N 3-П).

Применительно же к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который, согласно части 1 статьи 1, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства.

Процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Такой совокупности условий для признания незаконным решения административного ответчика при рассмотрении дела судом не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

Согласно статьи 73 СК РФ иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором.

        Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен в суд близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 СК РФ),

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 года N 124-ФЗ, ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, междугородными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как предусмотрено статьей 1 Семейного Кодекса Российской Федерации, регулирование семейных отношений осуществляется, в частности, в соответствии с принципом обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

В соответствии со статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации и со статьей 14.1 Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 года N 124-ФЗ, родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье ребенка, его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Согласно ч. 1 ст. 56 Семейного Кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

          Согласно ст. 1 Закона Республики Крым от 01.09.2014 N 58-ЗРК "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым" (далее Закон №58-ЗРК) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым (далее - комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными органами, образуемыми в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

        Комиссии входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ( ч.2 ст.1 Закона №58-ЗРК).

Согласно ст. 2 Закона N 58-ЗРК правовое регулирование деятельности комиссий основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и осуществляется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, основывается на соответствующих положениях Конституции Республики Крым и осуществляется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.

Согласно п.2 ч.1 ст. 3 Закона    N 58-ЗРК задачами комиссий являются в том числе    обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Согласно ст. 5 Закона N 58-ЗРК систему комиссий составляют в том числе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в муниципальных районах, городских округах (далее - муниципальные комиссии) при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Крым. В муниципальном районе образуется одна муниципальная комиссия. С учетом объема выполняемой работы в городском округе могут быть образованы одна или несколько муниципальных комиссий в соответствии с административно-территориальным делением города.

Согласно п.2 ч.1 ст. 13 Закона N 58-ЗРК к полномочиям муниципальных комиссий относится в том числе обеспечение осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Из анализа норм действующего законодательства следует, что обжалуемое Постановление принято соответствующим органом в рамках его полномочий.

Из показаний свидетелей ФИО5, ФИО6., ФИО7. ФИО8., допрошенных в судебном заседании следует, что поведение административного истца, его характеристики свидетельствует о необходимости, с целью защиты прав и законных интересов малолетнего, обращения в заявлением суд об ограничении административного истца в родительских правах.

Из показаний свидетеля ФИО9.- врача психиатра Первомайской ЦРБ, допрошенного в судебном заседании следует, что административный истец страдает психическим заболеванием- острое транзиторное психотическое расстройство, при этом, ответ препятствует ли данное заболевание участвовать в воспитании малолетнего ребенка, не входит в его компетенцию.

Принимая решение о необходимости обращения в суд с иском к ФИО1 с заявлением об ограничении родительских прав в отношении малолетнего ФИО3 комиссия действовала прежде всего в интересах малолетнего ребенка, что является приоритетным в правовом государстве и что не может рассматриваться судом как нарушение законных интересов административного истца. При этом оценка обоснованности данного обращения в суд, будет дана соответствующим судом в ходе рассмотрения иска об ограничении родительских прав.

Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.

Такой совокупности условий при рассмотрении дела не установлено.

Доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним опровергнуты. Факт нарушения прав административного истца судом не установлен, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.

          На основании изложенного, руководствуясь гл. 22 КАС РФ, суд –

                                                            решил:

       ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ 22.09.2023 ░░░░ «░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░2. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 08.09.2023 ░. №<░░░░░░ ░░░░░░> «░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16.11.2023 ░░░░.

        ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-551/2023 ~ М-435/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Татарчук Александр Васильевич
Ответчики
Комиссия по делам несовершенолетних и защите их прав Администрации Первомайского района Республики Крым в лице Администрация Первомайского района РК
Другие
ГБУЗ РК " Дом ребенка "Ёлочка"
Суд
Первомайский районный суд Республики Крым
Судья
Джиджора Надежда Михайловна
Дело на сайте суда
pervomaiskiy--krm.sudrf.ru
05.10.2023Регистрация административного искового заявления
05.10.2023Передача материалов судье
05.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее