Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2024 года
Дело № 2а-517/2024 УИД 76RS0021-01-2024-000439-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2024 года |
г. Тутаев Ярославской области |
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Голубевой А.Е.,
при секретаре Устиновой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная районная больница» к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Ярославской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России ФИО5, УФССП России по Ярославской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Тутаевская центральная районная больница» (далее ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ») обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по <адрес> Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России ФИО6. об освобождении административного истца от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб., наложенного ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства № В обоснование требований указано, что исполнительное производство было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Тутаевским городским судом <адрес>. В постановлении о возбуждении исполнительного производства ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований содержащихся в исполнительном документе с момента получения копии постановления (копия получена ДД.ММ.ГГГГ). Административный истец полагает, что им предприняты все возможные, зависящие от него меры для исполнения требований исполнительного документа в установленный срок. Неисполнение решения суда произошло в силу препятствий и объективных причин, не зависящих от воли руководства учреждения, соответственно имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, предусмотренные ч.17 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Судом в качестве соответчика по заявленным требованиям привлечено УФССП России по <адрес>.
Представитель административного истца ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по <адрес> Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Тутаевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Тутаевская центральная больница» обязано в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, а также документацию по нему в надлежащее состояние, а именно:
- привести документацию ЗС ГО в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- разработать в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № обязательное приложение к паспорту ЗС ГО – копии поэтажных планов и экспликации помещений, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации;
- назначить ответственное должностное лицо за содержание ЗС ГО в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- создать звено по обслуживанию ЗС ГО в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- привести систему вентиляции ЗС ГО в соответствие установленным требованиям, сделав ее с механическим побуждением согласно Свода Правил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II -11-77*»;
- установить краны для раздачи воды системы водоснабжения в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- создать промывные уборные с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть согласно Свода Правил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II -11-77*»;
- восстановить входные двери в ЗС ГО, обеспечив герметичность ЗС ГО согласно Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- создать помещения для хранения загрязненной уличной одежды при одном из выходов согласно Свода Правил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II -11-77*»;
- оснастить звено по обслуживанию ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, средствами радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации) в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- установить порядок проведения ежегодных и специальных осмотров, устанавливаемый руководителем и провести ежегодные и специальные осмотры в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- провести техническое обслуживание ЗС ГО согласно с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- провести планово-предупредительные ремонты строительных конструкций в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
- провести окраску помещений общего пользования в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №;
-разработать годовой план планово-предупредительных ремонтов согласно Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Ярославской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России ФИО8. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» возбуждено исполнительное производство № установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Указанное постановление было получено ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ.
В срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного документа, судебное решение в полном объеме не исполнено.
Из письма ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного судебному приставу-исполнителю ФИО9 усматривается, что выполнить требование в части приведения защитного сооружения гражданской обороны и документации по нему в надлежащее состояние, не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования; в адрес учреждения – Министерства здравоохранения <адрес> неоднократно направлялись письма с просьбой в срочном порядке выделить денежные средства на мероприятия в области гражданской обороны согласно решению суда и предписания надзорного органа, ответов на данные обращения не поступило, денежные средства не были выделены и к выделению не запланированы; в данных обращениях также ставился вопрос о предоставлении в письменной форме сведений о планируемых сроках выделения учреждению необходимых денежных средств на выполнение мероприятий в области гражданской обороны с целью решения вопроса обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, однако необходимые сведения представлены не были. Исполнение решения суда возможно только при условии выделения учреждению денежных средств в полном объеме на указанные цели, без денежных средств исполнить решения суда невозможно, выделение средств бюджетному учреждению на установленную цель использования осуществляется согласно положений бюджетного законодательства непосредственно учредителем – Министерством здравоохранения <адрес> на основании заявок (обращений) и заключаемых соглашений о предоставлении субсидий. Иных действий, кроме как направление обращений учредителю о выделении денежных средств с копией решения суда, не предусмотрено действующим бюджетным законодательством. Указанные действия были выполнены руководством учреждения своевременно и в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в адрес должника вновь были направлены запросы о предоставлении сведений об исполнении решения суда. В ответ на указанный запрос ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» был дан ответ, что исполнить решения суда не представляется возможным в виду невыделения в течение длительного времени ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» Министерством здравоохранения <адрес> заявленных денежных средств на исполнение мероприятий в области гражданской обороны. Исполнение решения суда возможно только при условии выделения учреждению денежных средств в полном объеме на указанные цели, без денежных средств исполнить решения суда невозможно, выделение средств бюджетному учреждению на установленную цель использования осуществляется согласно положений бюджетного законодательства непосредственно учредителем – Министерством здравоохранения <адрес> на основании заявок (обращений) и заключаемых соглашений о предоставлении субсидий. Иных действий, кроме как направление обращений учредителю о выделении денежных средств с копией решения суда, не предусмотрено действующим бюджетным законодательством. Указанные действия были выполнены руководством учреждения своевременно и в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по <адрес> Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России ФИО10. с должника ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» взыскан исполнительских сбор в размере 50000 руб.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве).
В силу требований ч.3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.7 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих ходе исполнительного производства» следует, что иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя их положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Согласно ст.401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа и совершил все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном прядке, при наличии при этом уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения.
Из материалов гражданского дела усматривается, что должником подобные меры предпринимались.
В дело административным истцом представлены письма № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованные ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» директору Департамента здравоохранения и формации <адрес>, в соответствии с которыми ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» неоднократно информировала департамент о необходимости выделения в срочном порядке денежных средств на мероприятия в области гражданской обороны, согласно решению суда и предписанию надзорного органа.
Вместе с тем, из представленных соглашений о предоставлении субсидий на иные цели, дополнительных соглашений за 2021-2023 годы денежных средств на исполнение решения суда не было выделено. Неисполнение требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения было вызвано объективными причинами, не зависящими от воли должника, что свидетельствует об отсутствии противоправного виновного бездействия должника ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» и о наличии оснований освобождения его от взыскания исполнительского сбора.
Должник является бюджетным учреждением, учредителем которого является Министерство здравоохранения <адрес>, определяющий порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, а в силу требований Бюджетного кодекса РФ использование бюджетных средств осуществляется исходя из принципа целевого характера бюджетных средств.
Учитывая правомерные доводы должника о том, что возложенная судом обязанность по проведению перечисленных выше процедур, объективно не могла быть выполнена в установленный срок для добровольного исполнения, а также представленные административным истцом документы, суд полагает, что на момент вынесения настоящего решения суда должником предпринимались все необходимые и возможные меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В связи с чем имеются основания для освобождения должника от исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░11 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░