Дело № 2а-555/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Курчатов Курской области 24 июля 2024 года
Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Шашкова А.С.,
с участием помощника Курчатовского межрайонного прокурора Савенко О.О.,
представителя административного ответчика - администрации МО «город Курчатов Курской области» Гридиной Е.А., действующей на основании доверенности №06 от 09.01.2024,
при секретаре Лариной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Курчатовского межрайонного прокурора в защиту интересов членов многодетной семьи ФИО18 ФИО19 к администрации МО «город Курчатов Курской области» о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить земельный участок объектом дорожной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Курчатовского межрайонного прокурора обратился в суд с иском (с учетом уточнения) в интересах членов многодетной семьи: ФИО14. к администрации МО «город Курчатов Курской области» о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить земельный участок объектом дорожной инфраструктуры, указав в обоснование, что 23.04.2024 в Курчатовскую межрайонную прокуратуру поступило обращение ФИО15. по факту предоставления 31.08.2022 администрацией г. Курчатова земельного участка, не обеспеченного объектами дорожной инфраструктуры, в собственность для строительства. В ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой по вышеуказанному обращению, установлено, что постановлением администрации Курчатова от 31.08.2022 № 1265 в общую долевую собственность ФИО16. предоставлен бесплатно по 1/4 доли каждому земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью 662 кв.м., расположенный по адресу: Курская область, г. Курчатов, 8-9 микрорайон, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. На указанный земельный участок зарегистрировано право общей долевой собственности. Земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью 662 кв.м., объектами дорожной инфраструктуры не обеспечен, а именно отсутствует твердое дорожное покрытие, чем нарушены жилищные и земельные права социально незащищённой категории граждан – несовершеннолетних детей. Административный истец просил признать незаконным бездействие администрации и обязать обеспечить указанный земельный участок объектом дорожной инфраструктуры – твердым дорожным покрытием в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Савенко О.О. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Административный истец Зайцева О.С., действующая в интересах несовершеннолетних ФИО13., в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. В представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования поддержала.
Представитель административного ответчика - администрации МО «город Курчатов Курской области» Гридина Е.А. в судебном заседании возражала против уточненных административных исковых требований, пояснив, что со стороны администрации города отсутствует бездействие, поскольку работа по обеспечению земельного участка, выделенному многодетной семье под строительство, дорожной инфраструктурой ведется, однако предоставленного времени для исполнения предписания прокурора с учетом зимнего периода было недостаточно, все работы будут закончены в 2024 году.
Представитель заинтересованного лица - МКУ «Управление городского хозяйства г.Курчатова» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав помощника Курчатовского межрайонного прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения, вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.п.4,5 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в постановлении от 20.12.2020 № 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворения основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В соответствии с подп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом Курской области от 21.09.2011 № 74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области», определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Курской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
В целях бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков, уполномоченный орган в пределах своей компетенции утверждает перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного представления в собственность.
Согласно методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 года № 372, земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности 5 объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея ввиду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.) других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
В соответствии с ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организация в границах городского округа дорожной деятельности, отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 № 2516-0 «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Из материалов дела установлено, что постановлением администрации города Курчатова от 31.08.2022 № 1265 в общую долевую собственность ФИО12 года рождения, предоставлен бесплатно по 1/4 доли каждому земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью 662 кв. м, расположенный по адресу: Курская область, г. Курчатов, 8-9 микрорайон с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Право общей долевой собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке (выписка из ЕГРН от 24.04.2024).
23.04.2024 в Курчатовскую межрайонную прокуратуру поступило обращение ФИО20. в интересах ее многодетной семьи по факту предоставления 31.08.2022 администрацией г. Курчатова в собственность для строительства земельного участка, не обеспеченного объектами дорожной инфраструктуры.
По факту поступившего обращения Курчатовской межрайонной прокуратурой проведена соответствующая проверка, в ходе которой установлено, что ни на момент предоставления земельного участка, ни на момент обращения ФИО21. в Курчатовскую межрайонную прокуратуру земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью 662 кв.м., объектами дорожной инфраструктуры не обеспечен (отсутствует твердое дорожное покрытие).
В настоящее время земельный участок не обеспечен твердым дорожным покрытием, что не оспаривалось представителем ответчика.
Таким образом, нарушены жилищные и земельные права социально незащищенной категории граждан - несовершеннолетних детей.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Курчатова Курской области, как уполномоченным органом местного самоуправления, не были осуществлены в полном объеме действия по организации транспортной инфраструктуры, чтобы многодетной семье ФИО22 на предоставленном им земельном участке обеспечивалась возможность нормальной жизнедеятельности.
Доводы представителя административного ответчика о том, что со стороны администрации города Курчатова отсутствует бездействие, поскольку принимаются меры для разрешения поставленной задачи и до конца 2024 данный вопрос будет закрыт, не может быть принят во внимание, поскольку административным ответчиком не были приняты действенные меры по обеспечению земельного участка объектами дорожной инфраструктуры и до настоящего времени земельный участок объектами дорожной инфраструктуры не обеспечен.
Таким образом, в соответствии с требованиями закона Администрация МО «город Курчатов Курской области», с учетом уточненных требований Курчатовского межрайонного прокурора, обязана обеспечить земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью 662 кв.м., расположенный по адресу: Курская область, г. Курчатов, объектами дорожной инфраструктуры - твердое дорожное покрытие.
Согласно ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в течение которого указанные требования должны быть выполнены, суд принимает во внимание все обстоятельства по делу и приходит к выводу об установлении срока исполнения, заявленного в административных исковых требованиях, а именно 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: № ░░░░░░░░ 662 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, 8-9 ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: № ░░░░░░░░ 662 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, 8-9 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░