№ 2А- 179/2023
УИД 19RS0006-01-2023-000162-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бея, Бейский район, Республика Хакасия 29 мая 2023 года
Бейский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Путинцевой О.С.,
при секретаре Зайцевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Зайцеву В. О. о восстановлении процессуального срока и взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зайцеву В.О., мотивируя требования тем, что ответчик является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, стразовых взносов на обязательное пенсионное страхование. Об обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц должник извещен налоговой инспекцией в форме, с расчетом суммы транспортного налога отдельно по каждому транспортному средству и расчета суммы налога на имущество физических лиц, отдельно по каждому объекту недвижимости. Сумма налога подлежала уплате в срок не позднее 01 декабря года, следующего за налоговым периодом. Также, с января 2017 г. за ФНС России закреплены функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. 19 марта 2022 г. был отменен судебный приказ о взыскании с Зайцева В.О. Просит взыскать в уплату ЕНС общую сумму 53128,54 руб.
Представитель административного истца Белоножко К.А., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, согласно заявлению просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие, направила в суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный ответчик Зайцев В.О. в судебном заседании административные исковые требования не признал, полагая, что оснований для восстановления срока не имеется, просил в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока отказать, а также отказать в удовлетворении иска.
В силу ч.2 ст.289 «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, подп.1 п.1 ст 3, ст. 23, 45 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом в установленный срок обязанности об уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.356 Налогового кодекса РФ); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (ст.357 Налогового кодекса РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п.п.1, 2 ст.362 Налогового кодекса РФ); налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп.1 п.1 ст.359 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст.401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно п.1 ст.402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.402 Налогового кодекса РФ.
Согласно п.2 ст.408 Налогового кодекса РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.4 ст.57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно налоговым уведомлениям № от 03.08.2020 г. и № от 01.09.2021 транспортный налог в отношении принадлежащего Зайцеву В.О. транспортного средства, составил за 2019 г. – 2235, 00 руб., за 2020 г. – 2235, 0 руб., налог на имущество физических лиц за 2019 г. – 586, 00 руб., за 2020 г. – 644,00 руб. и подлежал уплате не позднее 01.12.2020 г. и 01.12.2021 г., соответственно.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическими лицами, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности, арбитражные управляющие, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Согласно пункту 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации (редакция, действующая на момент спорных отношений) определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 указанного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как указано в п.1 ст.72 и п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, и согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 г. №20-П, - компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.п.3 и 5 ст.75 Налогового кодекса РФ) и взыскиваются в том же порядке, что и недоимки по налогам (п.6 ст.75 Налогового кодекса РФ).
Как следует из расшифровки, представленной административным истцом, налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в соответствии со ст.227 НК РФ составляет 9077,00 руб., 7840,00 руб., 14836,00 руб., 4482,00 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами составляет в общей сумме 16528,94 руб.; пени за страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составляет 263,52 руб.
В связи с неуплатой транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2019-2020 г.г. были начислены пени в общем размере 74,08 руб.
Налоговым органом в адрес Зайцева В.О. направлены требования:
- № от04.10.2021об уплате в срок до 16.11.2021 г. недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц 36262,00 руб., пени, начисленные в связи с неуплатой налогов, в сумме 628,63 руб.;
- № от 22.12.2021 г. об уплате в срок до 16.11.2022 г. недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц 2879,00 руб., пени, начисленные в связи с неуплатой налогов, в сумме 14,59 руб.;
- а также № от 31.01.2022 г. об уплате пени, начисленные в связи с неуплатой налогов, в сумме 59,49 руб., пени, начисленные в связи с неуплатой налогов на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, в сумме 15900,31 руб., и пени за страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составляет 263,52 руб.
Оплата налогов и пени, по вышеуказанным требованиям Зайцевым В.А. не производилась.
ДД.ММ.ГГГГ УФНС по РХ обратилась к мировому судье судебного участка в границах Бейского района с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Зайцева В.О. задолженности по налогам и пеням в общей сумме 53128,54 руб..
21.07.2022мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании с Зайцева В.О. задолженности по налогам и пеням.
Определением мирового судьи судебного участка в границах Бейского района от 19.09.2022 г. судебный приказ, по возражениям Зайцева В.О., о взыскании с него недоимки, пени по налогам, страховым взносам отменен.
Пункт 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ (в предыдущей редакции) и абз. 2 п.4 ст. 48 НК РФ (действующей редакции) требование (административное исковое заявление) о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.5 ст.48 Налогового кодекса РФ).
С настоящим административным исковым заявлением УФНС России по Республики Хакасия обратилось Бекйский районный суд в электронном виде 23.03.2023, то есть по истечении предусмотренного п.5 ст.48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока обращения в суд, исчисляемого с момента отмены судебного приказа 19.09.2022 г., то есть последний день обращения в суд с настоящим административным иском истекал 20.03.2023 г..
УФНС России по Республике Хакасия ходатайствует о восстановлении пропущенного срока, мотивируя его тем, что изначально налоговым органом направлен иск в Боградский районный суд РХ в установленный срок, а именно 20.03.2023 г. однако в его принятии было отказано.
Вместе с тем, исследовав материалы дела, в том числе представленные по запросу суда мировым судьей судебного участка в границах Бейского района РХ о взыскании с Зайцева В.О. задолженности по налогам, суд приходит к выводу, что уважительные причины, являющиеся основанием для восстановления пропущенного срока, у УФНС России по Республики Хакасия отсутствуют, каких-либо правовых препятствий для обращения налогового органа с административным исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности после отмены судебного приказа в Боградский районный суд не имелось, в связи с чем данные доводы административного истца, не могут являться основанием для восстановления срока для подачи административного иска в Бейский районный суд (по месту регистрации и проживания административного ответчика) в установленный законом шестимесячный срок.
Отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в суд в течение шести месяцев с момента его отмены, настоящее административное исковое заявление было подано в суд с нарушением процессуальных сроков на его подачу.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть вопрос о восстановлении пропущенного срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. Вместе с тем, выводы суда относительно указанных обстоятельств и уважительных причин формируются в каждом конкретном случае по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из указанных стороной причин пропуска, а также установленных обстоятельств о препятствиях своевременному обращению в суд с заявлением.
По убеждению суда, собранные по настоящему административному делу доказательства, оцениваемые в их совокупности, об уважительных причинах пропуска налоговым органом срока обращения в суд не свидетельствуют, а приведенные административным истцом обстоятельства основанием для его восстановления не являются.
При таких данных, исходя из приведенных налоговым органом обстоятельств, оснований полагать, что срок обращения в суд административным истцом пропущен по уважительным причинам, не имеется.
Таким образом, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени (ст.57 Конституции РФ), оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Зайцева В.О. задолженности по налогам и пени, страховым взносам, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.06.2023 ░.