Дело № 2а-74/2024
УИД 39RS0022-01-2023-001486-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года г. Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Ефременковой В.В.,
при секретаре судебного заседания Бондаревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску УФНС России по Калининградской области к Стрыкову ФИО4 о взыскании задолженности по налогам и сборам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец УФНС России по Калининградской области обратился в суд с вышеуказанным иском к Стрыкову В.В., мотивируя свои требования тем, что административный ответчик состоял на налоговом учете в Управлении в качестве индивидуального предпринимателя и был обязан уплачивать страховые взносы. Ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, в результате чего образовалась недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере начиная с 1 января 2017 года за 2020 год в сумме 4900 руб. 47 коп., на которую начислена пеня за несвоевременную уплату в размере 09 руб. 72 копейки, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере начиная с 1 января 2017 года за 2020 год в сумме 18 154 руб. 13 коп., на которую начислена пеня за несвоевременную уплату в размере 36 руб. 01 коп..
Кроме того за 2016 год административным ответчиком не оплачен налог на имущество физических лиц в сумме 68, 88 руб..
Управлением ответчику выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № от 30.11.2018 и № от 13.11.2020.
Требования в добровольном порядке ответчиком исполнены не были.
МИФНС России № 7 по Калининградской области обратилась к мировому судье 3-го судебного участка Черняховского судебного района Калининградской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Стрыкова В.В. задолженности по страховым взносам.
Определением мирового судьи 3-го судебного участка Черняховского судебного района Калининградской области от 30.07.2021 г. отказано в принятии заявления Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Стрыкова В.В. задолженности по налогу и страховым взносам.
После уточнения требований просит взыскать задолженность в общей сумме 45 рублей 73 копейки.
Административный истец указывает на то, что процессуальный срок на подачу настоящего искового заявления пропущен по причине реорганизация налоговых органов в Калининградской области. В связи с чем просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления. Взыскать задолженность по налогу.
В судебное заседание представитель истца УФНС России по Калининградской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Стрыков В.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно подп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Статьей 430 Налогового кодекса РФ определен размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере на 2016, 2017, 2018, 2019 года в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии со статьей 226 п.1 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели обязаны исчислить и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.
В силу подп.1 п.1 и п. 9 ст.227 Налогового кодекса РФ (действовавшей в период спорных правоотношений) исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Согласно абзацу 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
При этом, согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ, подлежат уплате налогоплательщиком и пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора (страховых взносов), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (страхового взноса) по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Неисполнение налогоплательщиками и плательщиками страховых взносов в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций, влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса РФ и Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно положениям части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При этом частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Изложенное свидетельствует о том, что законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающейся в поэтапном выполнении требований налогового законодательства: направлении налогоплательщику уведомления, а затем и требования об уплате недоимки, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы.
В силу положений абз.2 пункта 2 и пункта 9 статьи 45 Налогового кодекса РФ взыскание налога и страховых взносов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (прекратившего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.
Указанной статьей установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам в порядке приказного производства, исчисляемый со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (пункт 2) и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В силу статьи 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с главой 11.1 КАС РФ приказное административное производство представляет собой упрощенное, основанное на письменных доказательствах производство в суде первой инстанции с целью обеспечения возможности принудительного исполнения обязательства в сокращенные по сравнению с исковым производством сроки.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового Кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа, в указанном случае суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Поскольку подача налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций по истечении срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ о бесспорности требования не свидетельствует, а вопрос восстановления пропущенного срока в компетенцию мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит, указанное обстоятельство является препятствием для выдачи судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Стрыков В.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 18 ноября 2004 года в отделе Пенсионного фонда РФ в Черняховском районе Калининградской области в качестве плательщика страховых взносов, исключен из ЕГРИП 14 октября 2020 года на основании собственного решения.
Налоговый орган направлял в адрес налогоплательщика требования № от 30.11.2018 года об уплате в срок до 23.01.2019 и требование № от 13.11.2020 года со сроком исполнения 14.01.2021 года образовавшейся задолженности. Требования не исполнены.
Требования в добровольном порядке ответчиком исполнены не были.
МИФНС России № 7 по Калининградской области обратилась к мировому судье 3-го судебного участка Черняховского судебного района Калининградской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Стрыкова В.В. задолженности по страховым взносам на общую сумму 23 171 руб. 78 копеек.
Определением мирового судьи 3-го судебного участка Черняховского судебного района Калининградской области от 30.07.2021 г. отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Стрыкова В.В. задолженности по страховым взносам, в связи с пропуском срока обращения в суд.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ (в ред. от 20.07.2020 года) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Частью 3 ст.48 НК РФ (редакция по состоянию на дату вынесения определения мировым судьей) предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
С учетом положений указанной статьи налоговым органом пропущен срок для обращения с исковыми требованиями в суд.
Настоящее административное исковое заявление подано в Черняховский городской суд 14 ноября 2023 года, т.е. за пределами установленного шестимесячного срока.
Пропущенный срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Налоговым органов в качестве обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании задолженности, указано на проведение реорганизационных мероприятий.
Указанные обстоятельства не могут быть признаны уважительными, поскольку в обязанность налогового органа входи взыскание выявленной недоимки в установленные законом сроки.
Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, установив, что на момент обращения в суд с заявлением о взыскании с Стрыкова В.В. недоимки по налогу и пени, налоговый орган утратил право на её принудительное взыскание в связи с пропуском установленного шестимесячного срока обращения в суд и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 135, 175-180, 186 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░, ░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░