Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-31/2023 ~ М-29/2023 от 03.04.2023

УИД 10OS0000-01-2023-000039-63

№ 3а-31/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 апреля 2023 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре Сафоновой М.В.,

с участием представителя административного истца Антонова С.А. Самусенко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антонова С. Ю. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Антонов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 15 октября 2013 г. на администрацию Сортавальского городского поселения возложена обязанность предоставить административному истцу на условиях социального найма на состав семьи один человек вне очереди жилое помещение, отвечающее требованиям по благоустройству применительно к условиям Сортавальского городского поселения, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению. Возбуждено исполнительное производство, однако решение не исполнено до настоящего времени, прошло более 9 лет. В связи с нарушением права административного истца, (...) на исполнение судебного акта в разумный срок последний понес значительные убытки, которые выразились в проживании в аварийном жилье в течение длительного периода времени. На основании изложенного, Антонов С.Ю. просит взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Антонова С.Ю. Самусенко А.П., действующий на основании доверенности, заявленные требования подержал в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Административный ответчик администрация Сортавальского городского поселения в возражениях на административное исковое заявление просил административный иск оставить без удовлетворения, полагая при этом, что заявленная сумма компенсации является завышенной и необоснованной.

Заинтересованными лицами ФССП России и УФССП России по Республике Карелия в отзыве на административный иск указано, что оснований для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в заявленном размере не имеется, просили провести судебное заседание в отсутствие своих представителей.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, обозрев материалы гражданского дела № 2-799/2013, копии материалов исполнительного производства №979/14/17/10, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного постановления осуществляется в разумные сроки.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2002 № 1-П, от 14.05.2003 №8-П, от 14.07.2005 № 8-П, от 12.07.2007 № 10-П, от 26.02.2010 № 4-П, от 14.05.2012 № 11-П, от 10.03.2016 № 7-П).

Согласно части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что органом местного самоуправления нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 15 октября 2013 г. по гражданскому делу № 2-799/2013, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 декабря 2013 г., на администрацию муниципального образования «Сортавальское городское поселение» возложена обязанность предоставить Антонову С.Ю. на условиях социального найма на состав семьи один человек вне очереди жилое помещение, отвечающее требованиям по благоустройству применительно к условиям Сортавальского городского поселения, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению.

Во исполнение решения суда 13 января 2014 г. Антонову С.Ю. выдан исполнительный лист серии ВС №, предъявленный к принудительному исполнению 20 января 2014 г.

Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г.Сортавала УФССП России по Республике Карелия Шихаловым В.М. 20 января 2014 г. возбуждено исполнительное производство № 979/14/17/10, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней.

Согласно материалам исполнительного производства № в связи с неисполнением требований исполнительно документа в установленный срок 7 апреля 2014 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение» исполнительского сбора в размере 50000 руб.

Требованием судебного пристава-исполнителя от 7 апреля 2014 г. должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа - до 20 июня 2014 г., в связи с неисполнением которого постановлением № от 1 июля 2014 г. администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение» привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Впоследующем судебным приставом-исполнителем неоднократно в 2014-2023 г.г. выставлялись требования в отношении должника об установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа, в том числе требованием от 20.06.2014 установлен срок до 30.09.2014, от 01.10.2014 – до 18.12.2014, от 19.12.2014 – до 26.03.2015, от 15.04.2015 – до 26.06.2015, от 29.06.2015 – до 25.09.2015, от 28.09.2015 – до 04.12.2015, от 15.02.2016 – до 04.04.2016, от 05.04.2016 – до 04.07.2016, от 05.07.2016 – до 05.10.2016, от 03.02.2017 – до 01.06.2017, от 16.06.2017 – до 18.09.2017, от 21.09.2017 до 01.12.2017, от 07.12.2017 – до 15.02.2018, от 21.02.2018 – до 10.04.2018, от 28.04.2018 – до 10.07.2018, от 18.09.2018 – до 14.01.2019, от 21.01.2019 – до 14.05.2019, от 31.05.2019 – до 02.09.2019, от 04.02.2020 – до 01.06.2020, от 14.07.2020 – до 01.11.2020, от 19.02.2021 – до 01.06.2021, от 02.09.2021 – до 01.12.2021, от 29.07.2022 – до 01.12.2022, от 07.03.2023 – до 01.07.2023; администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение» предупреждена об административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с неисполнением требований исполнительных документов во вновь устанавливаемые сроки постановлениями должностного лица УФССП России по Республике Карелия от 06.10.2014, 26.12.2014, 29.04.2015, 03.07.2015, 30.09.2015, 18.04.2016, 19.07.2016, 08.11.2016, 21.06.2017, 26.09.2017, 11.12.2017, 26.02.2018, 27.04.2018, 27.12.2019, 22.01.2021, 30.07.2021, 23.03.2022, 07.02.2023 администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение» привлекалась к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административных наказаний в виде административных штрафов по 70000 руб.

Глава администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» 26.08.2014, 13.10.2014, 07.07.2015, 30.09.2015, 16.02.2016, 05.04.2016, 06.07.2016, 03.11.2016, 09.02.2017, 19.06.2017, 26.09.2017, 07.12.2017, 04.12.2018, 05.06.2019, 10.02.2020, 15.07.2020, 25.02.2021, 06.09.2021, 26.01.2023 предупреждался об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за уклонение от исполнения судебного акта в установленный срок.

Также установлено, что в рамках исполнительного производства администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение сообщала о невозможности исполнить решение суда ввиду отсутствия свободных жилых помещений, удовлетворяющих требованиям исполнительного документа, и дефицита бюджета городского поселения.

Из материалов настоящего дела следует, что Советом Сортавальского городского поселения приняты решения №40 от 28.04.2014, №54 от 25.09.2014, №102 от 30.07.2015, №119 от 29.10.2015, №170 от 05.10.2016, №152 от 28.04.2016, №226 от 29.08.2017, №47 от 27.06.2018, №63 от 22.11.2018, № 91 от 25.09.2019, №12 от 08.07.2020, №16 от 27.11.2020, №63 от 31.03.2021, № 99 от 24.06.2021, №155 от 24.12.2021, №225 от 16.06.2022, № 282 от 17.11.2022 об отказе администрации Сортавальского городского поселения в получении кредита в банке и включении в расходную часть бюджета на соответствующий год и сводную бюджетную роспись средств для приобретения квартир по исполнению судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам по исполнительным листам.

Решение суда от 15 октября 2013 г. до настоящего времени не исполнено, исполнительное производство не окончено и не прекращено. Отсрочка и/или рассрочка исполнения решения суда должнику не предоставлялась.

Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 29 июля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 сентября 2015 г., Антонову С.Ю. отказано в удовлетворении заявления об изменении способа исполнения спорного решения суда от 15 октября 2013 г.

Общая продолжительность исполнения судебного акта с момента предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению до даты рассмотрения настоящего дела составляет 9 лет 3 месяца 6 дней (с 20.01.2014 по 26.04.2023).

В силу положений части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», разъяснений, содержащихся в пунктах 5 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», Антонов С.Ю., являвшийся истцом по гражданскому делу № 2-799/2013, имеет право на предъявление настоящего иска.

В соответствии с части 2 статьи 1 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Суд учитывает, что вина Антонова С.Ю. в длительном неисполнении судебного акта отсутствует, принимая во внимание своевременное инициирование им процедуры принудительного исполнения, отсутствие доказательств того, что невозможность своевременного предоставления жилого помещения была вызвана действиями или бездействием со стороны Антонова С.Ю.

Доказательств того, что Антонов С.Ю. препятствовал исполнению судебного акта, суду не представлено.

Ссылки административного ответчика и представленные акты отказа от предлагаемых для проживания жилых помещений от 05.03.2015, 04.02.2016, 16.06.2017, 25.10.2019, 09.09.2020, 15.06.2022, расположенных по адресам: (.....) (без осмотра); (.....) (без осмотра); (.....); (.....) (без осмотра); (.....); (.....) (без осмотра), не свидетельствуют о том, что указанные жилые помещения отвечали требованиям по благоустройству применительно к условиям Сортавальского городского поселения. Более того, в указанных актах отсутствует подпись административного истца, большая часть актов составлена в ходе телефонного разговора с административным истцом без осмотра и без указания причины отказа. При этом, в акте от 25.10.2019 указано, что туалет находится в общем коридоре, в акте от 15.06.2022 Антонов С.Ю. просил не предлагать жилье в деревянных домах. Кроме того, суд учитывает, что соответствующие акты о совершении исполнительных действий, подтверждающие факты предложения и причины отказа административного истца от вышеуказанных жилых помещений не составлялись; исполнительное производство не было окончено, в том числе в соответствии пунктом 3 части 1 статьи 47, пунктом 6 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа). Заявления администрации Сортавальского городского поселения об окончании исполнительного производства по указанному основанию материалы исполнительного производства также не содержат.

Как разъяснено в пунктах 40, 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Оценивая действия административного ответчика, направленные на исполнение судебного акта, суд полагает, что такие действия не могут быть признаны достаточно эффективными, поскольку они не привели к достижению желаемого результата и реальному восстановлению нарушенного права лица, за защитой которого он обращался в суд.

Как следует из части 3 статьи 1 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

В этой связи судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что неисполнение решения суда обусловлено отсутствием денежных средств в бюджете на исполнение судебных решений.

Включение взыскателя в реестр очередности исполнения судебных решений не может быть принято во внимание, поскольку судебным решением на администрацию муниципального образования «Сортавальское городское поселение» возложена обязанность предоставить Антонов С.Ю. жилое помещение во внеочередном порядке.

Суд учитывает, что одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень является осуществление конституционного права гражданина Российской Федерации на жилище.

Срок исполнения вступившего в законную силу судебного решения более девяти лет является значительным, не соответствующим требованию разумности, в связи с чем требования о взыскании компенсации подлежат удовлетворению.

Определяя размер компенсации, суд исходит из того, что длительное неисполнение решения суда повлекло для Антонова С.Ю., являющегося (...) негативные последствия в виде проживания в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, учитывает факт принятия административным ответчиком мер, направленных на исполнение судебного акта, которые в результате оказались неэффективными.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь принципом разумности, справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации в сумме 400000 руб.

При рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета (пункт 5 части 9 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

Согласно Уставу муниципального образования «Сортавальское городское поселение» полномочия по исполнению бюджета муниципального образования Сортавальского городского поселения возложены на администрацию Сортавальского городского поселения (пункт 5 части 5 статьи 33 Устава).

Статьей 11 Положения о бюджетном процессе в Сортавальском городском поселении, утвержденного решением Совета Сортавальского городского поселения от 25.03.2014 №30, предусмотрено, что администрация Сортавальского городского поселения осуществляет функции по исполнению бюджета Сортавальского городского поселения, является главным распорядителем и получателем средств бюджета поселения, предусмотренных на деятельность Сортавальского городского поселения и реализацию возложенных функций.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с муниципального образования «Сортавальское городское поселение» в лице администрации Сортавальского городского поселения за счет средств бюджета этого муниципального образования.

Решение суда о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению (пункт 4 статьи 4 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», часть 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 400000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – 7707083893, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – 100102001, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – 048602673, ░░░░ – 09741353, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №, ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░. ░..

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░░ 2023 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-31/2023 ~ М-29/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Антонов Сергей Юрьевич
Ответчики
Администрация Сортавальского городского поселения
Другие
ФССП России
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Сортавала УФССП России по Республике Карелия Соколова П.Ю.
УФССП России
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кузнецова Ирина Александровна
Дело на сайте суда
vs--kar.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация административного искового заявления
03.04.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее