Дело №2а-922/2023
УИД 21RS0006-01-2023-000907-42
Решение
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой И.В.,
с участием прокурора – ст.помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеевой И.М.,
административного ответчика Васильева Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдела МВД России по г. Канашу к Васильеву Руслану Владимировичу об установлении административного надзора и административных ограничений,
установил:
Отдел МВД России по г. Канашу обратился в суд с административным иском к Васильеву Р.В. об установлении административного надзора сроком 3 года, со следующими ограничениями: являться 2 раза в месяц в ОМВД России по г.Канашу для регистрации, запретить пребывание вне места жительства или пребывания с 22 часов до 06 часов следующих суток, запретить выезд за пределы территории муниципального образования города Канаш Чувашской Республики.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Васильев Р.В., судимый к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления и отбывший наказание в виде лишения свободы, судимость которого не снята и не погашена, в течение года совершил более двух административных правонарушений против порядка управления и посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Административный истец – представитель Отдела МВД России по г.Канашу Чувашской Республики, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Административный ответчик Васильев Р.В. административный иск признал частично. Полагает, что срок административного надзора завышен; с заявленными административным истцом административными ограничениями согласен.
Изучив административное исковое заявление Отдела МВД России по г.Канашу, выслушав объяснение административного ответчика Васильева Р.В., заслушав заключение прокурора Тимофеевой И.М., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ).
Согласно ст.2 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании ч.1 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (п.1).
Пунктом 2 части 3 данной статьи предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона № 64-ФЗ).
Изложенное свидетельствует о том, что в случае совершении поднадзорным лицом административных правонарушений, уполномоченный орган вправе повторно обратиться в суд с административным заявлением об установлении до дня погашения судимости.
Согласно п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 (п.1, 2 и 4) ст.3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч.1 ст.3 настоящего закона, при наличии основания, предусмотренного п.2 ч.3 ст.3 закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Приговором Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Чувашской Республики от 03 сентября 1999 года Васильев Р.В. осужден по п. «в» ч.3 ст.162, п.п. «а, д, ж, з» ч.2 ст.105, ст.119 УК РФ к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием первых 5 лет в тюрьме, а остального срока - в исправительной колонии строгого режима ( л.д. 13-21).
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 05 февраля 2019 года в отношении Васильева Р.В. был установлен административный надзор на срок 2 года с установлением ограничений в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрета посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
05 апреля 2019 года Васильев Р.В. освобожден из мест лишения свободы по отбытию и наказания ( л.д.22).
Исходя из этого, согласно пункту «д» части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на день совершения преступления, судимость Васильева Р.В. за совершение особо тяжкого преступления должна быть погашена по истечении восьми лет после отбытия наказания. То есть срок погашения его судимости истекает 05 апреля 2027 года.
После освобождения из мест лишения свободы Васильев Р.В. 06 мая 2019 года был поставлен на профилактический учет в Отделе МВД России по г. Канашу.
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 08 сентября 2020 года административный надзор Васильеву Р.В. продлен на 6 месяцев ( л.д.58-59).
06 ноября 2021 года административный надзор в отношении Васильева Р.В. прекращен в связи с истечением срока ( л.д. 23).
Однако в связи с тем, что судимость по приговору суда у Васильева Р.В. не погашена, он был поставлен на профилактический учет как лицо, освобожденное из мест лишения свободы и формально подпадающий под установление административного надзора.
После этого Васильев Р.В. привлекался к административной ответственности:
- 07 января 2023 года судьей Воскресенского районного суда Нижегородской области за совершение 06 января 2023 года около 19 часов административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( л.д. 25-27),
- 07 января 2023 года за совершение 06 января 2023 года в 21 час. 30 мин. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( л.д. 28-30),
- 07 января 2023 года за совершение 06 января 2023 года в 22 час. 32 мин. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( л.д. 31-33).
Административные правонарушения совершены в течение одного года, посягали на общественный порядок и общественную безопасность. Постановления вступили в законную силу, и по ним не истек срок, указанный в статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены данные постановления, по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Согласно характеристике УУП Отдела МВД России по г. Канашу Васильев Р.В. проживает со своей семьей по адресу: Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Канашская, д.8, кв.2; характеризуется как лицо, склонное к злоупотреблению спиртными напитками ( л.д. 36).
В названной характеристике отмечено, что Васильев Р.В. из проводимых профилактических бесед должных выводов для себя не делает.
Таким образом, административный ответчик Васильев Р.В., отбывший наказание в виде лишения свободы за совершение особо тяжкого преступления и имеющий по приговору суда от 03 сентября 1999 года непогашенную и неснятую судимость, совершил в течение одного года три административных правонарушения, одно из которых посягает на общественный порядок и общественную безопасность, а два - против порядка управления.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Васильев Р.В. нуждается в контроле за его поведением после освобождения, в связи с чем требование истца об установлении административного надзора подлежит удовлетворению.
Учитывая, что Васильев Р.В. проживает с семьей, занимается общественно полезным трудом, достаточных оснований для установления максимального срока административного надзора суд не усматривает, в связи с чем считает необходимым назначить Васильеву Р.В. административный надзор на срок 2 года.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В абз.4 п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При решении вопроса об установлении в отношении осужденного вида и количества административных ограничений суд принимает во внимание задачи административного надзора, обстоятельства рассматриваемого дела и личность административного ответчика.
Заявленные административным истцом административные ограничения предусмотрены частью 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ; при этом в силу части 2 статьи 4 указанного закона установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
С учетом личности Васильева Р.В. и его поведения после отбытия наказания, исходя из его характеристики, обстоятельств совершенного им преступления и административных правонарушений суд считает необходимым установить Васильеву Р.В. административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 06 часов следующего дня, запрещения выезда за пределы территории муниципального образования «город Канаша Чувашской Республики».
Установление запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 06 часов следующего дня, запрета на выезд за пределы муниципального образования «город Канаша Чувашской Республики» необходимо для надлежащего контроля за поведением Васильева Р.В. в целях предупреждения совершения им преступлений, правонарушений, а также оказания на него индивидуального профилактического воздействия. Установление в отношении административного ответчика указанных административных ограничений не нарушает его конституционных прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов прав и согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Доказательств несоразмерного ограничения прав и законных интересов вследствие установления административных ограничений в соответствии с требованиями ч.1 ст.62 КАС РФ административным ответчиком суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 177, 178, 180, 273 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2 ( ░░░) ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 2 (░░░) ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░»,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ 22 ░░░░░ ░░ 06 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.