Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2022-000813-11
15 февраля 2023 года Производство № 3а-74/2023
(3а-1138/2022)
Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2023 года
Полный текст решения изготовлен 3 марта 2023 года
Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Лаа Ч.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Рубановой Натальи Нурахметовны и индивидуального предпринимателя Марковского Дмитрия Анатольевича к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, публично-правовой компании «Роскадастр» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
заинтересованные лица: публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания – РОССЕТИ», Администрация города Екатеринбурга,
при участии в судебном заседании представителя административных истцов индивидуальных предпринимателей Рубановой Н.Н., Марковского Д.А. – Зайченко А.С.,
У С Т А Н О В И Л :
11 октября 2022 года в Свердловский областной суд (далее также – суд) поступил поданный в электронном виде административный иск индивидуальных предпринимателей Рубановой Н.Н. и Марковского Д.А. (далее также – предприниматели) к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – Министерство), Управлению Росреестра по Свердловской области и ФГБУ «ФКП Росреестра», в котором административные истцы просили пересмотреть утвержденную по состоянию на 1 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка, имеющего кадастровый <№>, и расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> (далее также – земельный участок).
В обоснование заявленных требований предприниматели ссылались на то, что они являются арендаторами земельного участка и обязаны вносить арендную плату, исчисляемую по формуле в зависимости от кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, тогда как оспариваемая кадастровая стоимость, составляющая
16125 219 руб. 73 коп., существенно превышает рыночную стоимость земельного участка. В связи с этим и в целях устранения нарушения имущественных прав административных истцов последние просили установить оспариваемую кадастровую стоимость земельного участка в размере 6863 660 руб., доказывая то, что в соответствии с отчетом
ООО «ОценКинг» от 20 сентября 2022 года № ОК-0922-04 (далее – отчет, отчет об оценке) именно названная сумма определяет величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года.
Определением суда от 27 октября 2022 года после устранения недостатков административного иска последний был принят к производству. Тем же определением возбуждено производство по административному делу, к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» в лице филиала – Магистральные электрические сети Урала и Администрация города Екатеринбурга.
23 ноября 2022 года судом применительно к положениям статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) принято уточнение наименования заинтересованного лица публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» в публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания – РОССЕТИ» (сокращенное наименование – ПАО «РОССЕТИ»).
Определением суда от 30 ноября 2022 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, порученная эксперту ( / / )5, перед которым поставлен вопрос о величине рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года. Тем же судебным актом производство по делу было приостановлено до поступления заключения эксперта.
Определением суда от 12 января 2023 года на 15 февраля 2023 года было назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу, а в случае возобновления производства по делу – и для проведения судебного разбирательства по делу.
Судебное заседание, назначенное на 15 февраля 2023 года для проведения судебного разбирательства по делу, было открыто при участии представителя административных истцов.
В связи с поступлением в материалы дела экспертного заключения
от 29 декабря 2022 года (далее – заключение) протокольным определением суда производство по делу было возобновлено на основании статьи 192 КАС РФ.
Определением суда от 15 февраля 2023 года произведена замена заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» его процессуальным правопреемником –
ППК «Роскадастр».
Поскольку в определении суда от 12 января 2023 года было указано на проведение в назначенном на 15 февраля 2023 года судебном заседании разбирательства дела в случае возобновления производства по делу, суд перешел к рассмотрению дела по существу.
При этом ввиду надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела и на основании части 4 статьи 247 КАС РФ судебное разбирательство по делу было проведено в отсутствие административных ответчиков и заинтересованных лиц.
По письменному ходатайству административных истцов суд применительно к положениям части 1 статьи 46 КАС РФ принял уточнение административных исковых требований от 20 января 2023 года, согласно которому предприниматели просили установить оспариваемую кадастровую стоимость земельного участка согласно заключению равной 7404 000 руб.
Кроме того, в ходе судебного заседания судом было отказано в принятии сделанного предпринимателями уточнения исковых требований от 14 февраля 2023 года, в котором первоначально предъявленные требования было дополнены новыми требованиями о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной по состоянию на 1 января 2022 года. При этом судом представителю предпринимателей было разъяснено то, что указанное уточнение не соответствует положениям части 1 статьи 46 КАС РФ, притом что административные истцы вправе обратиться в суд с самостоятельными административными требованиями о пересмотре новой кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной по состоянию на 1 января 2022 года.
Представитель административных истцов поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить с учетом принятого уточнения, против выплаты эксперту вознаграждения с депозитного счета суда не возражал.
Заслушав участника судебного заседания и исследовав материалы административного дела, суд установил следующее.
Приложенным к административному иску договором аренды земельного участка от 1 августа 2007 года № 4-1034 (далее – договор аренды), дополнительным соглашением к договору аренды от 19 апреля 2021 года, а также отзывом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 16 ноября 2022 года на административный иск подтверждается то, что административные истцы являются арендаторами находящегося в публичной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый <№> и следующие характеристики: площадь – 989 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для завершения строительства административного здания коммерческого банка со встроенным тепловым пунктом и парковкой.
Договор аренды прошел государственную регистрацию в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) 30 ноября 2007 года.
Согласно приложению № 1 к договору аренды расчет арендной платы за пользование земельным участком осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 20 февраля 2020 года № 82-ПП (далее – Постановление № 82-ПП) по формуле, одним из элементов которой является кадастровая стоимость земельного участка.
Выпиской из ЕГРН от 14 сентября 2022 года № КУВИ-001/2022-160719612 и отзывом ППК «Роскадастр» от 8 февраля 2023 года подтверждается то, что Приказом Министерства от 8 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» (далее – Приказ № 3333) кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года была утверждена равной 16125 219 руб. 73 коп.
Утвержденная Приказом № 3333 кадастровая стоимость земельного участка была внесена в ЕГРН 30 ноября 2020 года, тогда как датой начала ее применения являлось
1 января 2021 года.
Приказом Министерства от 21 ноября 2022 года № 5500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» (далее – Приказ № 5500) кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года была утверждена равной
15500854 руб. 14 коп.
Утвержденная Приказом № 5500 кадастровая стоимость земельного участка была внесена в ЕГРН 24 января 2023 года, тогда как датой начала ее применения является
1 января 2023 года.
На основании заключенного индивидуальным предпринимателем Рубановой Н.П. с ООО «ОценКинг» договора на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка оценщиком ( / / )7, трудоустроенным названным юридическим лицом, 20 сентября 2022 года был подготовлен отчет, согласно которому по состоянию на
1 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка составляла 6863 660 руб.
В связи с представлением в ходе рассмотрения дела административным ответчиком Министерством возражений, сводящихся к невозможности принятия отчета об оценке в качестве достоверного доказательства как несоответствующего требованиям федеральных стандартов оценки (пункта 10 ФСО № 1, пунктов 3, 5, 13 ФСО №3, подпункта «д» пункта 22 ФСО № 1), во исполнение определения суда от 30 ноября 2022 года экспертом
( / / )5 было представлено в суд заключение, в котором сделаны выводы о том, что по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость земельного участка составляла 7404 000 руб.
В досудебном порядке предприниматели с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области не обращались.
Оценив в совокупности материалы и обстоятельства дела, суд пришел к следующим выводам.
Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы главой 25 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), регламентирующая оценку земли, указывает на необходимость установления рыночной стоимости земельного участка в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1) и одновременно предусматривает то, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное
не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые
не разграничена.
Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2009 года № 582, установлен принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Постановлением № 82-ПП утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов, положения главы 2 которого предусматривают расчет размера арендной платы за земельные участки названной категории принадлежности исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ).
В пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 237-ФЗ установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года
№ 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Закона
№ 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года № 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено
1 января 2018 года.
Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее
1 января 2026 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Федерального закона
от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона
№ 237-ФЗ).
В силу правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28
«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28), требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Согласно части первой статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон
об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке
не установлено иное.
В абзаце первом пункта 20 Постановления № 28 разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Наличие у административных истцов права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной по состоянию на 1 января 2020 года, признано судом доказанным материалами дела, в том числе в связи с тем, что в периоды действия и применения названной кадастровой стоимости предприниматели являлись арендаторами земельного участка и были обязаны вносить арендную плату, размер которой был поставлен в зависимость от величины кадастровой стоимости названного объекта недвижимости.
Поскольку утвержденная Приказом № 3333 кадастровая стоимость земельного участка определялась в порядке, предусмотренном Законом № 237-ФЗ, ее оспаривание осуществляется по правилам статьи 22 названного закона.
Ввиду того, что утвержденная Приказом № 5500 по состоянию
на 1 января 2022 года кадастровая стоимость земельного участка была внесена в ЕГРН
24 января 2023 года, оспариваемая административными истцами кадастровая стоимость названного объекта недвижимости, утвержденная Приказом № 3333, в ходе рассмотрения настоящего административного спора стала архивной.
Между тем сохранение у предпринимателей до настоящего времени права на применение результатов пересмотра оспариваемой ими кадастровой стоимости земельного участка с учетом применения этой стоимости в период с 2021 по 2022 годы и подачи рассматриваемого административного иска в суд в 2022 году подтверждается положениями части 4 статьи 6 Закона № 269-ФЗ.
В этой связи имеются основания для разрешения данного административного спора по существу.
Оценив отчет, суд не принял его в качестве достаточного и достоверного доказательства заявленных требований, в том числе с учетом неопровергнутых возражений, изложенных в отзыве Министерства на административный иск и признанных судом заслуживающими внимания.
Оценив заключение, суд установил то, что изложенное в нем итоговое суждение о рыночной стоимости земельного участка не является произвольным: эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов; экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
В связи с этим и согласно положениями статей 59, 60, 61, 82 и 84 КАС РФ суд признал заключение относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку оно было подготовлено с учетом требований, предъявляемых к заключению эксперта, притом что эксперт дал подписку о его предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Достаточных доказательств, опровергающих изложенные в заключении выводы о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения оспариваемых результатов кадастровой оценки, в материалы дела представлено не было, в связи с чем ставить заключение под сомнение оснований не имеется.
Поскольку административными истцами были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер их обязательств как арендаторов, а также несоответствие указанного вида стоимости земельного участка его рыночной стоимости, суд признал административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления оспариваемой архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на
1 января 2020 года заключением.
В связи с установлением новой величины архивной кадастровой стоимости земельного участка, ранее утвержденной в соответствии с Законом № 237-ФЗ, и применительно к правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 25 Постановления № 28, в резолютивной части настоящего решения суд признал необходимым указать период действия названной кадастровой стоимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, при разрешении настоящего административного спора судом также определена дата подачи административными истцами указанного заявления, которой является дата подачи в суд административного искового заявления –
11 октября 2022 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>,
<░░░░░> ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ 7404000 ░░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░
1 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░