Дело № 2а-333/2024 (2а-3407/2023;)
УИД 52RS0009-01-2023-004016-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2024 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Алымовой Т.В.,
при помощнике судьи Меркурьевой О.П.,
с участием административного истца Севастьянова С.В., представителя административного ответчика ОМВД России Арзамасский, МВД России (по доверенностям) Гришиной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Севастьянова С.В. к Отделу МВД России «Арзамасский», Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Нижегородской области, ГУ МВД России по Нижегородской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Севастьянов С.В. обратился в суд с административным иском к Отделу МВД России «Арзамасский», Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Нижегородской области, ГУ МВД России по Нижегородской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, в соответствии с которым просит суд взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда 100000,00 руб., указывая, что в период времени с января <дата> года по декабрь <адрес> года он неоднократно содержался в ИВС г.Арзамаса в условиях, не соответствующих установленным нормам. Камеры ИВС находятся в подвальных помещениях без окон и естественного освещения, что угнетающе действует на психику и влияет на состояние здоровья (носит очки с диоптриями минус 2,5). Кроме того, помещение ИВС не оборудовано запасным пожарным выходом, пожарным гидрантом, что нарушает требования пожарной безопасности. Подобное содержание превышает неизбежный уровень страданий, связанных с лишением свободы.
В судебном заседании принимает участие административный истец Севастьянов С.В., его участие обеспечено посредством систем ВКС.
В судебное заседание явилась представитель административных ответчиков ОМВД России «Арзамасский» (доверенность № от <дата>), МВД России (доверенность в порядке передоверия № от <дата>) Гришина Н.А..
Иные лица, извещенные надлежащим образом о судебном заседании не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ, с учетом мнения присутствующих, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании административный истец Севастьянов С.В. административный иск поддержал. Пояснил, что его права нарушаются именно отсутствием окна в камере, поскольку нет дневного света и невозможно проветрить камеру естественным образом. Также нарушение правил пожарной безопасности в виде отсутствия запасного пожарного выхода и отсутствие пожарного гидранта существенно нарушали его права, поскольку ему об этом было известно и он переживал за свою жизнь. Пояснил, что просит взыскать компенсацию за период, указанный в административном иске с января <дата> года по декабрь <дата> года. На вопрос суда пояснил, что с <дата> по <дата> год условия содержания в ИВС ОМВД России «Арзамасский» не изменились: окон нет, пожарного гидранта и запасного выхода нет. Указал, что в периоды нахождения в ИВС ОМВД по г.Арзамасу его выводили из помещения ИВС на судебные заседания; по распорядку дня выводился на прогулку.
Представитель административных ответчиков ОМВД России «Арзамасский» (доверенность № от <дата>), МВД России (доверенность в порядке передоверия № от <дата>) Гришина Н.А. пояснила, что помещение ИВС переоборудовать и установить окна в камерах и оборудовать запасный выход невозможно. Периодически проводятся работы по улучшению условий содержания. Пожарного гидранта действительно нет, предусмотрен ли он законодательством, она не знает, но имеются огнетушители, помещения ИВС оборудованы рабочей системы дымоудаления. Пожарный выход действительно отсутствует, оборудовать его невозможно по техническим причинам. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Представила письменный отзыв. На вопросы суда пояснила, что с 2020 года в ИВС условия содержания не изменились, технического паспорта за № год не имеется.
Министерство финансов РФ в письменных возражениях просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
ГУ МВД России по Нижегородской области в отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно ч.5 ст.227.1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Согласно ст.21 Конституции Российской Федерации:
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Согласно ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В судебном заседании установлено, что ИВС ОМВД России по г. Арзамасу Нижегородской области оборудован в подвальном помещении четырехэтажного основного административного здания ОМВД России по г.Арзамасу.
В соответствии камерной карточкой Севастьянов С.В. содержался в ИВС ОМВД России «Арзамасский» в камерах № в периоды с <дата> по <дата>; <дата> по <дата>; <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.
Согласно техническому паспорту ИВС, утвержденному начальником ОМВД России по г. Арзамасу, ИВС расположен в подвальном помещении ОМВД России по г.Арзамасу, год постройки – <дата>; камеры в количестве 8 штук, из них камера № – 3 спальных места, камера № – 1 спальное место; камера № – 3 спальных места имеется санпропускник с нарушением принципа чистой и грязной зоны, душевая кабина, дезинфекционная камера; в камерах ИВС установлены унитазы и умывальники, приватная зона имеет ограждение и дверь из листового металла высотой 1 метр; запасной выход отсутствует; имеется холодное водоснабжение, подведенное в 8 камер, горячее водоснабжение имеется в комнате для подогрева пищи, медицинском кабинете; камера № оборудована электроводонагревателем накопительного действия на 10 литров и кабиной личной гигиены для женщин; душевая комната для помывки спецконтингента оборудована электроводонагревателем накопительного действия на 80 л.; в камерах ИВС имеются трубы центрального отопления, замурованные в стены; пожарный гидрант отсутствует; вентиляция естественная приточно-вытяжная в камерах № осуществляется через окна; имеется принудительная вентиляция приточная и вытяжная; в камерах № имеются оконные проемы размером 45Х50; естественное освещение камер отсутствует; имеется искусственное освещение; имеется аварийное освещение; имеется прогулочный двор; имеется пожарная сигнализация; имеются видеокамеры, в том числе в камерах; имеются слуховые окна; имеется пожарный инвентарь; камеры № оборудованы тремя светильниками.
Из представления заместителя Арзамасского городского прокурора от <дата> следует, что в камерах ИВС отсутствуют окна, то есть отсутствует естественное освещение, отсутствует санпропускник, что нарушает права содержащихся в ИВС лиц.
Из представления Арзамасского городского прокурора, вынесенного по результатам проверки по обращению Д.И.А. следует, что в камерах ИВС отсутствуют окна, то есть отсутствует естественное освещение, отсутствует санпропускник.
Из сведений об устранении нарушений от <дата>, <дата> следует, что обеспечить пожарную безопасность помещения ИВС невозможно без ущерба несущей способности здания ОМВД России по г.Арзамасу.
Решением Арзамасского городского суда от <дата> по гражданскому делу № в ИВС ОМВД России по г.Арзамасу установлено нарушение требований законодательства, предъявляемым к ИВС, в том числе, в камерах отсутствуют окна, т.е. отсутствует естественное освещение, предусмотренное СП 12-95, СНиП II-4-79, СаНПиН 2.1.32630-10.
Из выписки из технического заключения № от <дата>, выполненным ООО ИЦ «Технология» (ИНН №) следует: отсутствие второго эвакуационного выхода не соответствует требованиям нормативно-правовых актов; устройство второго эвакуационного выхода в подвальном помещении возможно при условии усиления монтируемого проема; перед выполнением монтажных работ по устройству дверного проема требуется составление проекта. Отсутствие системы дымоудаления не соответствует требованиям нормативно-правовых актов; устройство системы дымоудаления возможно; перед выполнением монтажных работ по устройству системы дымоудаления требуется составление проекта. Отсутствие в камерах ИВС окон, естественного освещения не соответствует требованиям нормативно-правовых актов; устройство в камерах ИВС окон, естественного освещения технически невозможно по причине недостаточности естественного освещения (при монтаже оконного проема).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что доводы административного истца о нарушении условий его содержания, связанных с отсутствием окон и естественного освещения, отсутствием пожарного выхода и пожарного гидранта нашли свое подтверждение.
Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца о нарушении условий его содержания в ИВС ОМВД России «Арзамасский» в период с <дата> по <дата> нашли свое подтверждение, установленные нарушения условий содержания административного истца в местах принудительного содержания повлекли нарушение его прав, предусмотренных ст.21 Конституции РФ, ст.4, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, и вызывали у него физические и нравственные страдания.
Факт содержания административного истца в ИВС ОМВД России Арзамасский в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечет нарушение прав административного истца, гарантированных законом, и сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что, в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, является основанием для признания требований административного истца о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Бытовые неудобства, возникшие в результате пребывания в условиях содержания под стражей и отличающиеся от привычных условий проживания, не могут быть расценены как фактор, унижающий человеческое достоинство.
Суд принимает во внимание тот факт, что Севастьянов С.В. находился в помещениях ИВС ОМВД России «Арзамасский» в течение 44 дней за указанный период в период с <дата> по <дата>. Кроме того, Севастьянов С.В. доставлялся в ИВС ОМВД России «Арзамасский» для проведения следственных действий и судебных заседаний, в связи с чем непрерывного нахождения его в камерах ИВС ОМВД России «Арзамасский» не было. <дата>, <дата>, <дата> Севастьянов С.В. доставлялся в ИВС ОМВД по <адрес> во второй половине дня после 18 часов 00 минут. <дата>, <дата> убывал из ИВС ОМВД по г.Арзамасу в первой половине дня до 12 часов 00 минут.
При определении размера компенсации за ненадлежащие условия содержания в ИВС ОМВД России «Арзамасский», суд принимает во внимание обстоятельства нарушения прав административного истца, характер физических и нравственных страданий и его индивидуальные особенности, непродолжительный период времени, в течение которого истец находился в ненадлежащих условиях, требования разумности и справедливости, в связи с чем, полагает, что в пользу истца подлежит взысканию компенсация за ненадлежащие условия содержания в ИВС ОМВД России «Арзамасский» в размере 10000,00 руб., которую суд взыскивает с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В оставшейся части административные исковые требования Севастьянова С.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.175-180, 227.1 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000,00 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.02.2024
***
***
***
***
*** *** |
*** *** *** |