УИД 76OS0000-01-2022-000253-83
Дело № 3а-332\2022
Принято в окончательной форме 19.10.2022г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2022г. гор. Ярославль
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чистяковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Леруа Мерлен Восток» к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
Установил:
В административном исковом заявлении ООО «Леруа Мерлен Восток» просит установить кадастровую стоимость нежилого здания торгового центра «Леруа Мерлен» с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 498 051 000 руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Административные исковые требования мотивированы тем, что нежилое здание принадлежит административному истцу на праве собственности, вследствие чего административный истец обязан к уплате налога на имущество организации, исчисляемого из кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость здания выше рыночной стоимости, чем затрагиваются права административного истца как плательщика указанного налога.
Представитель административного истца по доверенности Д.Н. Ашихмин, принявший участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, административные исковые требования поддержал, указав о возможности определения рыночной стоимости здания с учетом заключения судебной оценочной экспертизы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. При таких данных дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
От административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области поступило письменное объяснение, в котором указано о непризнании административных исковых требований, основанных на отчете определения рыночной стоимости здания, представленного административным истцом.
От заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ранее поступили письменные объяснения, в которых изложены сведения о нежилом здании административного истца, его кадастровой стоимости и правообладателе, возражения относительно административных исковых требований не изложено.
Административный ответчик ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», заинтересованное лицо департамент финансов Ярославской области письменных объяснений не представили.
Определением от 01 июля 2022г. мэрия города Ярославля, указанная в административном исковом заявлении заинтересованным лицом, исключена из числа лиц, участвующих в деле, так как объект недвижимости расположен за пределами города Ярославля, налог на имущество организации является региональным налогом, вследствие чего орган местного самоуправления не может расцениваться как заинтересованное в исходе дела лицом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец является собственником нежилого здания торгового центра «Леруа Мерлен» с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 245, ст. 248 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в ст. 22 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно положениям ст.ст. 375, 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения - нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, определяется как кадастровая стоимость.
Законом Ярославской области от 15.10.2003г. № 46-з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» установлены ставки налога на имущество и виды объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 14.12.2021 N 62-н «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год» указанный объект недвижимости включен в перечень (п. 163 перечня).
Таким образом, изменение размера налога на имущество организации, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу изложенного административный истец вправе оспорить кадастровую стоимость принадлежащего ему нежилого здания.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 N 20-н по состоянию на 01 января 2019 года в размере 874 057 780,4 руб. (п. № приложения 1 к приказу)
Административным истцом представлен отчет № 22105 от 10.06.2022г., подготовленный оценщиком ООО «Перспектива», согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019г. составляет 498 051 000 руб.
В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 КАС при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Для проверки соответствия указанного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков определением Ярославского областного суда от 12 августа 2022 года была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебного эксперта ФИО1 от 12 сентября 2022 года отчет № 22105 от 10.06.2022г. об оценке рыночной стоимости здания с кадастровым номером №, составленный оценщиком ООО «Перспектива», не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков. Выявленные в ходе судебной экспертизы недостатки повлияли на итоговую величину рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебным экспертом произведен расчет рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению судебного эксперта рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019г. составляет 552 166 000 руб.
Судебная экспертиза проведена специалистом имеющим право на проведение подобного рода исследований.
Заключение судебной экспертизы выполнено в соответствии с законодательством об экспертной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют постановленным вопросам и носят исчерпывающий характер. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о недостоверности размера рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете.
По форме и содержанию заключение эксперта соответствует положениям ст. 82 КАС РФ.
Исследование рыночной стоимости объекта недвижимости выполнено экспертом, отвечающим требованиям Приказа Минтруда России от 26 ноября 2018 года N 742н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности», обладающим квалификационным аттестатом по оценке недвижимости, застраховавшим свою профессиональную ответственность оценщика и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Выводы эксперта мотивированы, подробны, обоснованы, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Экспертом приведено описание объекта экспертизы, его местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования. Расчет рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, отказ от затратного подхода обоснован. Приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
В связи с этим заключение судебной экспертизы расценивается как допустимое и достоверное доказательство, поскольку доказательств нарушения экспертом при составлении заключения принципа достаточности не представлено и содержание заключения эксперта не допускает неоднозначного толкования.
В силу изложенного при разрешении административного спора суд исходит из размера рыночной стоимости объекта недвижимости, определенного в заключении судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, суд полагает, что административные исковые требования о пересмотре кадастровой стоимости подлежат удовлетворению, кадастровая стоимость объекта оценки в размере рыночной стоимости подлежит установлению в соответствии с заключением судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 175-180, 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 552 166 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2019░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2022░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░