дело № 2а-1486/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2022 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,
при секретаре Зуевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области к судебному приставу–исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Ивановой Н. М., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу–исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской областИвановой Н. М., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование требования указала, что решением Вяземского районного суда Смоленской области по делу № 2-247/2021 на администрацию Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области возложена обязанность в срок до 1 июня 2021 года организовать надлежащее водоотведение ливневых и паводковых вод на проезжей части со стороны нечетной нумерации домов ул. Мира с. Андрейково Вяземского района Смоленской области в соответствии с требованиями п. 7.59 «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02.85», утвержденного приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 года № 266 и п. 7.1 «ГОСТ 33180-214. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», утвержденного президентом Росстандарта от 11 августа 2015 года № 1120-ст.
Постановлением ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 27 мая 2022 года возобновлено исполнительное производство №82158/21/67020-ИП от 15 декабря 2021 года, исполнительное производство зарегистрировано за номером 55695/22/67020-ИП.
Согласно акту выявленных недостатков содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 17 сентября 2021 года, в ходе обследования улично-дорожной сети ул. Мира с. Андрейково Вяземского района Смоленской области нарушений требований нормативных актов в сфере безопасности дорожного движения не установлено.
Главой Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области выполнены работы по обеспечению водоотведения на проезжей части дороги со стороны нечетной нумерации домов ул. Мира с. Андрейково Вяземского района Смоленской области.
Решение Вяземского районного суда Смоленской области по делу № 2-247/2021 года исполнено, организовано надлежащее водоотведение ливневых и паводковых вод на проезжей части со стороны нечетной нумерации домов ул. Мира с. Андрейково Вяземского района Смоленской области.
Однако постановлением судебного пристава-исполнителя от 23 июня 2022 года на Администрацию был наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, которое поступило в Администрацию этим же числом – 23 июня 2022 года.
Считает нецелесообразным уплату исполнительского сбора, так как денежные средства при уплате исполнительского сбора переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, указанные денежные средства могли бы быть направлены на исполнение судебных решений
Ссылаясь на данные обстоятельства, Федеральный закон от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просит освободить от взыскания исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель административного истца – администрации Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, представители административных ответчиков - судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Иванова Н.М., УФССП России по Смоленской области не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, представитель заинтересованного лица - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области не явились, в представленных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие, позиции по существу спора не высказали.
Исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы гражданского дела № 2-247/2021 по иску Вяземского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области о возложении обязанности организовать надлежащее водоотведение ливневых и паводковых вод на проезжей части, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частями 1, 11 статьи 30 названного федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено и следует из материалов, решением Вяземского районного суда Смоленской области от 26 января 2021 года (л.д. 20 дела №2-247/2021) удовлетворены исковые требования Вяземского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц. Решением суда постановлено: обязать администрацию Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в срок до 1 июня 2021 года организовать надлежащее водоотведение ливневых и паводковых вод на проезжей части со стороны нечетной нумерации домов по ул. Мира с. Андрейково Вяземского района Смоленской области в соответствии с требованиями п. 7.59 «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утвержденного приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. № 266, и п. 7.1 «ГОСТ 33180-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», утвержденного приказом Росстандарта от 11 августа 2015 г. № 1120-ст.
1 марта 2021 года на основании вышеуказанного решения суда, вступившего в законную силу также 1 марта 2021 года, выписан исполнительный лист ФС № 035532726 и направлен взыскателю (л.д 22 гражданского дела №2-247/2021).
На основании вышеназванного исполнительного документа, 26 августа 2021 года постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство № 82158/21/67020-ИП в отношении должника - администрации Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области (л.д. 27), установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления, которое постановлением от 15 декабря 2021 год было окончено в связи с выполнением должником требования исполнительного документа в полном объеме (л.д. 31).
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 27 мая 2022 года отменено постановление об окончании исполнительного производства № 82158/21/67020-ИП от 15 декабря 2021 года, исполнительное производство зарегистрировано с номером 55695/22/67020-ИП (л.д. 32).
Поскольку исполнительный документ должником - администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен, 23 июня 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области вынесено постановление о взыскании с администрации Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей 00 копеек (л.д. 37).
Названное постановление поступило в адрес Администрации 23 июня 2022 года (л.д. 37).
1 июля 2022 года административный истец обратился с настоящим административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
При этом 25 июня 2022 года между администрацией Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области ООО «Дорстрой» заключен контракт № 25/06/2022 на выполнение работ по организации водоотведения ливневых и паводковых вод на ул. Мира (л.д. 41-45).
25 июля 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области в рамках исполнительного производства № 55695/22/67020-ИП составлен акт о совершении исполнительных действий, а именно о том, что организовано надлежащее водоотведение ливневых и паводковых вод на проезжей части со стороны нечетной нумерации домов ул. Мира с. Андрейково Вяземского района Смоленской области (для проверки функционирования водоотвода необходимы погодные условия) (л.д. 39).
В соответствии с частями 1-3,6,7 ст. ФЗ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из разъяснений, содержащихся в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
По смыслу действующего законодательства освобождение от уплаты исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин и исключительных обстоятельств.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники по исполнительному производству могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Суд принимает во внимание, что вышеизложенное решение суда исполнено в полном объеме.
Также необходимо отметить, что согласно статьи 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 15 БК РФ).
Источником финансирования затрат на выполнение решений судов является бюджет администрации Андрейковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Администрация была лишена реальной возможности исполнить требования исполнительного документа по независящим от нее в совокупности обстоятельствам, в чем усматривается отсутствие умысла или неосторожности, направленных на неисполнение в срок судебного решения.
Причины неисполнения судебного решения в установленный срок признаются судом уважительными, не зависящими от воли должника, в связи с чем заявленное Администрацией требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░–░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░ 2022 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 55695/22/67020-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
20.09.2022 - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░,
03.10.2022 – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
07.11.2022 – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░