ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2023 года № 3а-58/2023
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Молоковой Л.К.
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Трапезниковой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вахнина В.В. об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
решением Совета Сосновского сельского поселения Вологодского муниципального района от 22 июня 2010 года № 43 утвержден Генеральный план поселка Сосновка – административного центра Сосновского сельского поселения Вологодского муниципального района.
Вахнин В.В. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил признать недействующим с даты вступления в законную силу Постановления Правительства Вологодской области от 30 мая 2022 года № 701 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 13 мая 2019 года № 448», то есть с 14 июня 2022 года, решение Совета Сосновского сельского поселения Вологодского муниципального района от 22 июня 2010 года № 43 в части установления зоны рекреационного назначения (зеленые насаждения общего пользования) в границах земельных участков, в отношении которых администрацией Вологодского муниципального района приняты отказы в предварительном согласовании предоставления земельных участков, выраженные в письмах от 16 сентября 2022 года №..., №....
В обоснование требований указал, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права и интересы ввиду того, что администрация Вологодского муниципального района, отказывая в предварительном согласовании предоставления земельных участков, расположенных в поселке Сосновка Вологодского муниципального района, указала, что представленные схемы их расположения разработаны без учета Генерального плана поселка Сосновка, утвержденного оспариваемым решением, согласно которому земельные участки расположены в зоне рекреационного назначения (зеленые насаждения общего пользования). В то время как согласно Карте функциональных зон сельского поселения Сосновское Вологодского муниципального района, являющейся приложением к Постановлению Правительства Вологодской области от 30 мая 2022 года № 701, земельные участки расположены в зоне «жилая и общественная зона». Таким образом, оспариваемый муниципальный правовой акт противоречит нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Административный истец Вахнин В.В., его представитель по ордеру адвокат Аршинов А.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержали, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просили признать оспариваемый акт недействующим с 21 мая 2019 года. Представитель пояснил, что нарушение прав административного истца оспариваемым актом заключается в самом факте его применения.
Представители административных ответчиков администрации Вологодского муниципального округа по доверенности Агафонова Ю.С., Представительного Собрания Вологодского муниципального округа по доверенности Аннин В.Р. возражали против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в отзывах на административное исковое заявление, просили прекратить производство по делу.
Представители административных ответчиков администрации сельского поселения Сосновское Вологодского муниципального района, Совета сельского поселения Сосновское Вологодского муниципального района, Сосновского территориального управления Администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области, заинтересованного лица Правительства Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Трапезниковой Ю.А., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из приведённых положений закона следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Вахнин В.В. является лицом, в отношении которого применен оспариваемый нормативный правовой акт, поскольку со ссылкой на принятый данным актом Генеральный план отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков, расположенных в поселке Сосновка Вологодского муниципального района.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец является лицом, чьи права и законные интересы оспариваемым актом затронуты, что на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дает ему право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что оспариваемое административным истцом решение Совета Сосновского сельского поселения Вологодского муниципального района № 43 от 22 июня 2010 ранее оценивалось Вологодским областным судом на предмет соблюдения требований нормативных правовых актов, предусмотренных пунктом 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в рамках иного административного дела, что подтверждается вступившим в законную силу решением Вологодского областного суда от 14 февраля 2019 года по административному делу 3а-13/2019.
При рассмотрении указанного дела суд пришел к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы, в которой Совет Сосновского сельского поселения Вологодского муниципального района был вправе принимать нормативные правовые акты, и порядка его опубликования.
Какие-либо изменения в оспариваемый нормативный акт в период после принятия Вологодским областным судом решения от 14 февраля 2019 года не вносились, на такие обстоятельства участники процесса при рассмотрении настоящего дела не ссылались.
Статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 1 Закона Вологодской области от 15 декабря 2017 года № 4259-ОЗ «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований области и органами государственной власти области» предусмотрено, что с 01 января 2018 года к полномочиям органов исполнительной государственной власти области в области градостроительной деятельности относятся полномочия органов местного самоуправления, в том числе по подготовке и утверждению генеральных планов муниципальных образований области, перечень которых определен в приложении к настоящему закону области, внесению в них изменений, организации деятельности согласительной комиссии по ним. Утверждение указанных документов осуществляется Правительством области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 13 мая 2019 года № 448 «Об утверждении генерального плана сельского поселения Сосновское Вологодского муниципального района Вологодской области», опубликованным в газете «Красный Север» от 21 мая 2019 года № 53, утвержден Генеральный план сельского поселения Сосновское Вологодского муниципального района Вологодской области применительно к населенному пункту д. Новое.
30 мая 2022 года Правительством Вологодской области принято Постановление № 701 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 13 мая 2019 года № 448», действие которого распространяется на территорию в границах сельского поселения Сосновское Вологодского муниципального района Вологодской области, существовавшего до дня его преобразования в муниципальный округ в соответствии с законом области от 6 мая 2022 года № 5122-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Вологодского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Вологодского муниципального округа Вологодской области» (пункт 3 Постановления). Постановление опубликовано в газете «Красный Север» от 09 августа 2022 года № 87 и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 03 июня 2022 года.
Согласно положениям части 4 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае, если в соответствии с федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления переходят к федеральным органам государственной власти или органам государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, полномочия по принятию которых перешли к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.
Таким образом, с момента вступления в силу Постановления Правительства Вологодской области, утвердившего новый Генеральный план сельского поселения Сосновское, с учетом внесенных изменений, не подлежал применению Генеральный план, утвержденный решением Совета Сосновского сельского поселения Вологодского муниципального района от 22 июня 2010 года № 43.
В ходе производства по настоящему административному делу установлено, что решением Представительного Собрания Вологодского муниципального округа от 28 марта 2023 года № 225, вступившим в законную силу с даты его принятия (согласно пункту 2 решения), решение Совета Сосновского сельского поселения Вологодского муниципального района от 22 июня 2010 года № 43 признано утратившим силу.
Решение от 28 марта 2023 года № 225 опубликовано в периодическом издании «Официальный вестник» (приложение к газете «Маяк») 04 апреля 2023 года.
Согласно части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частью 6 статьи 39, частью 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов (часть 11 статьи 214 Кодекса).
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Принимая во внимание, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт признан утратившим силу, в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не подлежал применению к возникшим между истцом и администрацией Вологодского муниципального района правоотношениям, а также, что Вахниным В.В. восстановлено право, нарушенное вследствие применения акта, не подлежащего применению, что подтверждается апелляционными определениями судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 02 марта 2023 года по делу №... и от 21 марта 2023 года №..., суд полагает правомерным прекратить производство по настоящему делу на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что сам по себе факт применения положений нормативного акта, не подлежащего применению, безусловно не свидетельствует о нарушении прав административного истца, следовательно, не является препятствием для прекращения производства по делу.
Согласно части 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Руководствуясь статьями 195, 214, 314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ 21 ░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2010 ░░░░ № 43 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░ №..., №..., ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░