Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-756/2016 ~ М-856/2016 от 03.08.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2016 года                                 город Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи Ващука С.Р., при секретаре судебного заседания Мамедовой А.А., с участием административного истца Сенина В.В. и его представителя по доверенности Овчинникова В.В., рассмотрев административное дело № 2а-756/2016 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 32516 майора запаса ФИО3 об оспаривании действий 1 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1 отдел), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях,

у с т а н о в и л:

как видно из материалов дела, Сенин, заключивший первый контракт до 01.01.1998, решением жилищной комиссии войсковой части 32516 от 20.01.2010 с составом семьи 3 человека: он, супруга – ФИО1, сын – ФИО2 приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства. Приказом командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № Сенин досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира войсковой части 32516 от ДД.ММ.ГГГГ №, исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.

Ввиду отсутствия в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в 1 отдел с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако оспариваемым решением 1 отдела от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О в удовлетворении его заявления было отказано, поскольку на дату подачи заявления Сенин не являлся военнослужащим.

Считая свои права нарушенными, Сенин обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом изменения требований в судебном заседании 31.08.2016, просит:

- признать незаконным решение 1 отдела от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

- обязать 1 отдел включить его в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма или в собственность бесплатно.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали требования и пояснили, что Сенин перед увольнением с военной службы решением жилищной комиссии части был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства и оставлен в соответствующих списках, однако в электронную базу Ленинградской КЭЧ внесен не был. После увольнения с военной службы он неоднократно обращался в часть, в Ленинградскую КЭЧ, в 1 отдел по своему жилищному вопросу, но в электронную базу включен не был.

Также сообщил, что оспариваемое решение 1 отдела он получил в почтовом отделении в конце марта 2016 года и оспорил его в Одинцовский гарнизонный военный суд (по месту нахождения административного ответчика в г. Кубинка Московской области). 30.06.2016 определением судьи названного суда его административное исковое заявление было возвращено. В конце июля 2016 года он получил в почтовом отделении указанное определение и 03.08.2016 обратился в Московский гарнизонный военный суд.

Представитель административного ответчика 1 отдела (по доверенности Ивкина И.Е.) представил возражения, в которых исковые требования Сенина не признает и просит в их удовлетворении отказать.

Суд в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика (его представителя), надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения административного истца и его представителя, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу статьи 59 и пункта «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что определяет правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства.

Осуществляя свои полномочия в этой области правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил специальный механизм реализации военнослужащими права на жилище, что согласуется с положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзаца 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 и признанных нуждающимися в жилых помещениях, а также относящихся к указанной категории граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в порядке, предусмотренном абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который устанавливает две возможные формы реализации их права на обеспечение жилыми помещениями: получение жилищной субсидии и получение жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по выбору гражданина - в собственность бесплатно или по договору социального найма.

В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 вышеуказанного закон, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается копией выписки из послужного списка (л.д. 14-16), копией контракта о прохождении военной службы от 20.03.2008 (л.д. 30), Сенин первый контракт заключил до 01.01.1998.

Также в судебном заседании установлено и подтверждается административным истцом, копией сообщения главы администрации городское поселение «город Сосенский» от 06.05.2013 что 26.07.1990 Сенину по линии Министерства обороны РФ было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Договор социального найма на указанное жилое помещение отсутствует.

Как усматривается из выписки из домовой книги и финансового лицевого счета жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нем зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ истец, его супруга с ДД.ММ.ГГГГ и сын с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29, 30).

В судебном заседании административный истец Сенин пояснил, что в вышеуказанном жилом помещении он совместно с семьей не проживает, договор социального найма не заключал, квартира стоит пустая, и он её готов сдать в уполномоченный жилищный орган в любое время, что подтверждается также копией обязательства от ДД.ММ.ГГГГ. Также пояснил, что фактически с семьей проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, д. Княжево, военный городок 511, <адрес>.

Согласно копиям листов беседы перед увольнением с военной службы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Сенин согласен с увольнением с военной службы в связи сокращением занимаемой воинской должности с оставлением в списках очередников на получение постоянного жилого помещения по избранному месту жительства – любой <адрес> (л.д. 20-21).

Из копии рапорта Сенина от 24.12.2009 усматривается, что истец просит о включении его в список на получение жилого помещений по договору социального найма по избранному месту жительства, в связи с предстоящим увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям (л.д. 19).

Согласно копии справки, выданной командиром войсковой части 32516 (л.д. 10) в личном деле ФИО3 записаны: жена – ФИО1, сын – ФИО2, 1993 года рождения.

В соответствии с пунктом 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, действовавшей до 8 ноября 2010 года, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшении жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Как усматривается из копии протокола № 51 заседания жилищной комиссии войсковой части 32516 от 20.01.2010, за Сениным признано право на получение постоянного жилого помещения на состав семьи 3 человека (л.д. 38).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в период на дату признания Сенина нуждающимся в жилом помещении действовал приказ министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями» в Вооруженных Силах Российской Федерации»», в связи с чем, он был признан нуждающимся в установленном порядке уполномоченным органом.

Приказом командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Сенин, состоявший в распоряжении командующего войсками округа, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 24). Выслуга лет календарная составляет 21 год. Уволен с оставлением в списках очередников на получение жилой площади.

Приказом командира войсковой части 32516 от ДД.ММ.ГГГГ № с/ч (л.д. 23) Сенин исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, категориям граждан, признанных по установленным этим кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Исходя из абзаца 1 пункта 5 Инструкции утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (действующей в настоящее время), решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 Инструкции.

В соответствии с пунктом 1 и абзацем 2 пункта 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Минобороны России по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований инструкций, а федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление) - специализированной организацией Минобороны России, через которую уполномоченный орган осуществляет свою деятельность.

В судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что Сенин, обратился в 1 отдел с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, приложив копии соответствующих документов.

Из копии решения 1 отдела от ДД.ММ.ГГГГ №/№ (л.д. 12-13) усматривается, что Сенину отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку заявление Сенина о постановке на жилищный учет представлено ДД.ММ.ГГГГ, дата увольнения его с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на дату представления заявления Сенин не являлся военнослужащим, в связи с чем, право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации, у него отсутствует. Документы, подтверждающие признание установленным порядком Сенина нуждающимся в жилом помещении перед увольнением с военной службы, им в 1 отдел не представлены.

Вместе с тем такой вывод основан на верном толковании закона.

Упомянутыми выше нормами абзацев 1 и 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» действительно предусмотрено, что предоставление жилых помещений государство гарантирует военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей.

Инструкция, как видно из ее содержания, также указывает на возможность принятия на учет лишь военнослужащих по контракту и вопросы принятия на учет граждан, уволенных с военной службы, не регулирует.

В то же время абзацем 1 пункта 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Таким образом, Сенин, имеющий выслугу военной службы более 20 лет и относящийся к категории военнослужащих, обеспечиваемых в период военной службы служебными жилыми помещениями, при увольнении с военной службы имел право получить жилое помещение в избранном месте жительства по установленным нормам,

Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в пункте 2 определения от 22.03.2011 № 403-О-О, пунктах 2, 3.1 и 3.2 постановления от 27.02.2012 № 3-П и пунктах 2-4 постановления от 05.06.2013 № 12-П, следует, что увольнение нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих во всяком случае не освобождает государство от обязанности обеспечить этим гражданам реализацию конституционного права на жилище в установленном законом порядке при условии, что они приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным на то органом.

В этой связи суд приходит к выводу, что сама по себе утрата Сениным статуса военнослужащего, при том, что в период прохождения военной службы он установленным порядком полномочным органом был признан нуждающимся в жилом помещении, препятствием для восстановления его на жилищном учете, что обусловлено изменившимся с 9 ноября 2010 года (дата начала действий Инструкции № 1280) порядком, в настоящее время служить не может.

Соответственно, по мнению суда, изменение с 9 ноября 2010 года порядка обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями никоим образом не должно лишать их в праве на жилье, которое установленным порядком признано за ними до внесения указанных изменений.

Как следствие, оспоренное решение начальника 1 отдела суд признает незаконным, а исковое заявление Сенина – подлежащим удовлетворению.

Поскольку каких-либо иных оснований отказа Сенину в принятии на учет, кроме того, что он утратил статус военнослужащего, 1 отделом суду не представлено, а отказ по данному основанию признан незаконным, суд возлагает на 1 отдел обязанность отменить вынесенное решение от ДД.ММ.ГГГГ №/№/О об отказе в принятии ФИО9 на учет и в целях восстановления в полном объеме его нарушенного права – включить ФИО9 с составом семьи 3 человека (супруга ФИО1 1970 г.р., сын ФИО2 1993 г.р.) в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, с даты принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, с ДД.ММ.ГГГГ.

Рассмотрев требования административного истца по существу, суд не применяет последствия пропуска ФИО9, предусмотренного статьей 219 КАС РФ, срока обращения в суд с административным иском, поскольку оспариваемое решение 1 отдела он получил в почтовом отделении в конце марта 2016 года и оспорил его в Одинцовский гарнизонный военный суд (по месту нахождения административного ответчика в <адрес>). ДД.ММ.ГГГГ определением судьи названного суда его административное исковое заявление было возвращено. В конце июля 2016 года он получил в почтовом отделении указанное определение и ДД.ММ.ГГГГ обратился в Московский гарнизонный военный суд. При таких обстоятельствах ФИО9 срок обращения в суд не пропущен.

Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

ФИО9 при подаче иска была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 1), в связи с чем, с 1 отдела в пользу ФИО9 подлежат взысканию судебные издержки, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░3 – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №/№/░ ░░ ░░░░░░ ░░░3 (░░░░░░ ░░░░░ ░-060134) ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ (░░░░░░░ ░░░1, 1970 ░.░., ░░░ ░░░2, 1993 ░.░.) ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ 1 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 32516 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░3 (░░░░░░ ░░░░░ ░-060134) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░1 1970 ░.░., ░░░ ░░░2 1993 ░.░.) ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░3 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-756/2016 ~ М-856/2016

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сенин Виталий Витальевич
Ответчики
ЗРУ ЖО МО РФ 1 террит. отдел
Суд
Московский гарнизонный военный суд (Город Москва)
Судья
Ващук Сергей Романович
Дело на сайте суда
moskovskygvs--msk.sudrf.ru
03.08.2016Регистрация административного искового заявления
04.08.2016Передача материалов судье
08.08.2016Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2016Подготовка дела (собеседование)
17.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2016Судебное заседание
07.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.11.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.11.2016Судебное заседание
28.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
28.12.2016Дело оформлено
28.12.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее