Мотивированное решение Дело № 2а-540/2023
изготовлено 18.08.2023 51RS0017-01-2023-000541-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Заполярный 10 августа 2023 года
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Самойловой О.В.,
при помощнике судьи Лыфарь Е.П.,
с участием:
- прокурора прокуратуры Печенгского района Мурманской области - помощника прокурора Богданова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Григорьеву А. В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Печенгского района Мурманской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Григорьеву А. В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой в сфере безопасности дорожного движения проверкой установлено, что по информации ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» Григорьев А.В. состоит на учете у врача *.*.* с диагнозом: «*.*.*, то есть имеет заболевание, которое относится числу медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Проверкой выявлено, что *.*.* Григорьеву А.В. выдано водительское удостоверение на управление транспортными средствами категории «А, А1, В1, М», со сроком действия до *.*.*.
Ссылаясь на то, что возможность управления транспортным средством ответчиком создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства, просит суд прекратить действие права Григорьева А.В., *.*.* года рождения, на управление транспортными средствами категории ««А, А1, В1, М».
Административный ответчик письменные возражения суду не представил.
В судебном заседании прокурор наставала на удовлетворении исковых требований, полагая, что сохранение права управления ответчиком транспортными средствами ставит под угрозу жизнь и здоровье самого административного ответчика, а также неопределенного круга лиц, поскольку транспортное средство является источником повышенной опасности.
Административный ответчик Григорьев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлялся судом по адресу регистрации, подтвержденному сведениями УВМ УМВД России по <адрес> (л.д.24). Повестка возвращена за истечением срока хранения.
Представители заинтересованных лиц ОГИБДД ОМВД России «Печенгский», ГОБУЗ «Печенгская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представили.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы настоящего административного дела и медицинскую карту Григорьева А.В., истребованную в оригинале, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604.
К числу медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, согласно пункту 7 раздела II Перечня относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), соответствующие группе кодов № Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-й пересмотр (МКБ-10).
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377, общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а дополнительными противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Водители транспортных средств допускаются к управлению транспортными средствами при наступлении стойкой ремиссии. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Согласно части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с положениями части 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения. При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Григорьеву А. В., *.*.* года рождения, *.*.* отделением № межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел России <адрес> выдано водительское удостоверение на управление транспортными средствами категории «А, А1, В1, М» (л.д.16).
Из медицинской карты амбулаторного больного следует, что Григорьев А. В., *.*.* года рождения, *.*.* поставлен на диспансерный учет с диагнозом *.*.*.
Оценивая представленные в дело доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что Григорьев А.В. страдает заболеванием, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, поскольку противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения имущественного ущерба.
При указанных обстоятельствах, суд полагает административный иск прокурора подлежащим удовлетворению, поскольку у административного ответчика имеется установленный диагноз, свидетельствующий о наличии у него заболевания, в связи с которым он поставлен на учет, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., *.*.* ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░, ░1, ░1, ░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░