Дело №а-980/2024
УИД 55RS0№-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Еськовой Ю. М.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи ФИО4,
секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Главе администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района ФИО3 <адрес>, администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района ФИО3 <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по предоставлению в Министерство природных ресурсов и экологии ФИО3 <адрес> заявления об исключении объекта для размещения твердых коммунальных отходов с кадастровым номером 55:32:100302:72, расположенного по адресу: ФИО3 <адрес> р.<адрес>, из Перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории ФИО3 <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
административные истцы обратились в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований, с учетом дополнения, указали, что по итогам рассмотрения предоставленных документов и информации, Минприроды России было выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ №-з о возможности использования объекта размещения твердых коммунальных отходов, введенного в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, и не имеющего документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: ФИО3 <адрес>. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района ФИО3 <адрес> была предоставлена субсидия на обустройство объекта размещения твердых коммунальных отходов, что позволяло бы обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность муниципального образования. Элементы обустройства объекта должны были создать пропускной режим на объекте, санитарную обработку въезжающего-выезжающего транспорта, ограждение является препятствием для загрязнения и захламления, близлежащих к объекту земель, в том числе сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, проведенной прокуратурой <адрес> проверкой по обустройству объекта для размещения твердых коммунальных отходов были выявлены нарушения, а именно отсутствие контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, контрольных скважин в количестве трех штук, отсутствие ограждения по всей территории земельного участка, и ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Шербакульского городского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Несмотря на то, что названные нарушения устранены не были, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Шербакульского городского поселения и ООО «Экосервис» был заключен договор аренды земельного участка для реализации на территории ФИО3 <адрес> инвестиционного проекта «Создание системы учета движения отходов, модернизации объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории ФИО3 <адрес> (Юг)».
Считают, что требования, установленные действующим законодательством и позволяющие использование объекта размещения твердых коммунальных отходов на территории <адрес> ФИО3 <адрес>, должностными лицами не соблюдены, экологическая безопасность не обеспечена. В свою очередь, выявленные нарушения указывают на изменения сведений об объекте и несоответствие его требованиям Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, регламентирующих порядок включения объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта и возможности его использования, что является основанием для обращения с заявлением об исключении объекта из Перечня, тогда как бездействие должностного лица органа местного самоуправления Шербакульского городского поседения направлено на нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу их здоровью и благополучию.
Просят признать незаконным бездействие и обязать Главу администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района ФИО3 <адрес> представить заявление в уполномоченный орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации - Министерство экологии и природных ресурсов ФИО3 <адрес> об исключении объекта для размещения твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:32:100302:72 по адресу: ФИО3 <адрес> р.<адрес>, из Перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории ФИО3 <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Щербакульского муниципального района ФИО3 <адрес>.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, протокольными определениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление Росприроднадзора, Управление Роспотребнадзора по ФИО3 <адрес>, Управление Россельхознадзора по ФИО3 <адрес>, Министерство природных ресурсов и экологии ФИО3 <адрес>, ООО «Экосервис», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (том 1 л.д. 168, том 2 л.д. 86 - 87), определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3 <адрес>, Правительство ФИО3 <адрес>, прокуратура ФИО3 <адрес>, ФИО3 межрайонная природоохранная прокуратура, прокуратура <адрес> ФИО3 <адрес>, ППК «Российский экологический оператор», Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор», Управление Росреестра по ФИО3 <адрес> (том 2 л.д. 169-170).
В судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ административные истцы ФИО1, ФИО2 заявленные административные исковые требования поддержалив полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и дополнении к нему.
Представители административного ответчика Главы Щербакульского городского поселения, администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района ФИО3 <адрес> ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующие на основании доверенности (том 2 л.д. 153-154, 158-160, 207-208), в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ административные требования не признали по доводам, изложенным в письменном отзыве (том 1 л.д. 164-166, том 2 л.д. 112-113), дополнительно пояснили, что оснований для обращения главы с заявлением об исключении объекта из Перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории объективно не имеется.
Представитель прокуратуры ФИО3 <адрес> ФИО9, действующая на основании доверенности (том 2 л.д. 199), в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения требования возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве. (том 3 л.д. 64-67).
Представитель ФИО3 межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО10 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения требования возражала, поддержав позицию представителя прокуратуры ФИО3 <адрес>. Дополнительно пояснила, что, действительно, объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный в ФИО3 <адрес> р.<адрес>, включен в Перечень таких объектов и в схему потоков твердых коммунальных отходов. Ближайшая жилая застройка от объекта находится на расстоянии 900 метров в юго – западном направлении, ближайший водный объект к объекту размещения твердых коммунальных отходов - озеро Жалтыр, расположено на расстоянии около 850 метров в юго – восточном направлении. Показатель остаточной вместимости отходов объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 404 314, 26 тонн. При выезде на рассматриваемый в рамках настоящего дела объект размещения твердых коммунальных отходов объективно усматривается возможность размещения на указанном объекте твердых коммунальных отходов. На сегодня имеет место быть нарушение, допущенное в ограждении территории объекта, а именно объект имеет ограждение слева от производственно – бытового вагончика до середины объекта вглубь, то есть ограждение имеет половина периметра территории, в связи с чем прокуратура обратилась с исковым заявлением в суд о возложении на арендатора ООО «Экосервис» обязанности по устранению данного нарушения и возведении ограждения по периметру всей территории данного объекта. Иные, ранее установленные в 2021 году и апреле 2023 года в ходе выездных проверок нарушения устранены обязанной стороной.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по ФИО3 <адрес> ФИО11, действующая на основании доверенности (том 2 л.д. 155-157), в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что заявленные административные исковые требования к полномочиям Роспотребнадзора не относятся, поскольку рассматриваемый объект размещения твердых коммунальных отходов с кадастровым номером 55:32:100302:72, расположенный в ФИО3 <адрес> р.<адрес>, в государственном реестре объектов размещения отходов в качестве полигона твердых коммунальных отходов не значится (том 2 л.д. 90-91 – письменный отзыв, л.д. 162 – 167 – протокол судебного заседания).
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии ФИО3 <адрес> ФИО12, действующий на основании доверенности (том 2 л.д. 203-204), в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (том л.д. 211-215).
Представитель заинтересованных лиц ФИО3 <адрес> и Правительства ФИО3 <адрес> ФИО13, действующая на основании доверенности (том 2 л.д. 200-202), в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения требований возражала, полагая, что законных оснований для исключения объекта из Перечня не имеется.
Представитель заинтересованного лица, ООО «Экосервис» ФИО14, действующий на основании доверенности (том 2 л.д. 205-206), в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения административных исковых требований возражал, по доводам изложенным в письменных возражениях (том 3 л.д. 135-137).
Иные заинтересованные лица, при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, участия в судебном заседании не принимали.
От представителя Россельхознадзора поступил письменный отзыв, из которого следует, что Управление осуществляет надзор только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, и полномочия по контролю (надзору) за землями категории промышленности, энергетики, связи и т.д. у органа отсутствуют (том 1 л.д. 194-198).
Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы административного дела, надзорного производства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.
В свою очередь, на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдение срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Положениями пункта 8 статьи 29.1 поименованного федерального закона, до ДД.ММ.ГГГГ объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее ДД.ММ.ГГГГ и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ранее действовавшая редакция приведенной нормы предусматривала срок использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу части 2.1 статьи 29.1 названного выше Закона, до ДД.ММ.ГГГГ запрет, установленный частью 7 статьи 12 Закона об отходах, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 данной статьи.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на дату выдачи заключения Минприроды России о возможности использования объекта размещения твердых коммунальных отходов, введенного в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, и не имеющего документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: ФИО3 <адрес>, урегулирован порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В пункте 10 Порядка формирования указано, что в случае наличия потребности субъекта Российской Федерации в объекте размещения твердых коммунальных отходов, определенной на основании территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет материалы Заявителя в Минприроды России на заключение о возможности использования Объекта для размещения твердых коммунальных отходов письмом, подписанным руководителем (заместителем руководителя) указанного органа.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии ФИО3 <адрес>, утвержденного ФИО3 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами Министерство природных ресурсов и экологии ФИО3 <адрес> является уполномоченным органом исполнительной власти ФИО3 <адрес>.
Так, ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения документов и информации, направленных письмами Министерства природных ресурсов и экологии ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ – 19/МПР – 14159 и от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ – 20/МПР – 4054, позиций Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № АА – 10-02-28/34375 и от ДД.ММ.ГГГГ № АА – 10-02-28/27940, протокола заседания Рабочей группы по подготовке заключений Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов, от ДД.ММ.ГГГГ № – пр, Минприроды России было выдано заключение № - з о возможности использования объекта размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: ФИО3 <адрес> (том 2 л.д.23).
Названное заключение административными истцами не оспаривалось, не заявлено таких требований и в рамках настоящего административного дела.
Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории ФИО3 <адрес> утвержден перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (том 3 л.д. 116-117).
В указанный Перечень включен объект размещения твердых коммунальных отходов по адресу: ФИО3 <адрес>, в северо – восточной части квартала 55:32:100302 (том 2 л.д. 3, 6).
Данный объект располагается по указанному адресу на земельном участке с кадастровым номером 55:32:100302:72, площадью 223146+/-180, имеющем категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: специальная деятельность (том 1 л.д. 179-190).
Согласно государственному акту от ДД.ММ.ГГГГ на право пользования землей, 7.00 гектаров земли в границах согласно плану землепользования предоставлены исполнительным комитетом <адрес> Совета народных депутатов комбинату коммунальных предприятий и благоустройства Щербакульского с/Совета ФИО3 <адрес> в бессрочное и бесплатное пользование с целью строительства свалки мусора и нечистот (том 3 л.д. 112-115).
По сведениям, предоставленным по запросу суда из БУ «ФИО3 центр КО и ТД», наименование объекта с кадастровым номером 55:32:100302:72 по адресу: р.<адрес> ФИО3 <адрес> значится как «Объект размещения твердых коммунальных отходов» (том 2 л.д. 173).
Объект был обустроен производственно – бытовым зданием для персонала, контрольно – дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, легким ограждением (636 метров) и контрольным скважинами в количестве трех единиц (том 2 л.д. 114-115).
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждается территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами, в которую вносятся данные о месте нахождения объектов, включенных в Перечень (статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления).
Согласно Правилам разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в территориальные схемы включаются данные о всех объектах размещения твердых коммунальных отходов, имеющихся в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, территориальная схема ФИО3 <адрес> подлежит обязательному исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории ФИО3 <адрес>, и потоки твердых коммунальных отходов должны быть направлены на существующие легальные объекты их размещения вне зависимости от нахождения источников образования данных твердых коммунальных отходов.
Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления в ФИО3 <адрес> утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в данной схеме отображены потоки твердых коммунальных отходов на период с 2022 по 2030 годы.
В приложении № территориальной схемы содержатся сведения об объектах размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе об объекте, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 55:32:100302:72 по адресу: ФИО3 <адрес>, и, в соответствии со схемой потоков, на указанный объект поступают твердые коммунальные отходы из следующих районов <адрес> и ФИО3 <адрес>: <адрес>, Азовского немецкого национального района, <адрес> и с мусоросортировочного комплекса, расположенного в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Экосервис» обратился в Министерство экономики ФИО3 <адрес> по вопросу определения соответствия масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом ФИО3 <адрес> «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» и просил определить соответствие установленным Законом ФИО3 <адрес> критериям масштабного инвестиционного проекта «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории ФИО3 <адрес> (Юг)», в рамках реализации которого планируется реализовать услугу по учету массы поступающих твердых коммунальных отходов и отходов от обработки твердых коммунальных отходов на площадки, размещенные на территории муниципальных районов, в частности на земельном участке с кадастровым номером 55:32:100302:72 по адресу: ФИО3 <адрес>, в северо –восточной части кадастрового квартала 55:32:100302 (том 2 л.д. 150).
Распоряжением №-к от ДД.ММ.ГГГГ министра экономики ФИО3 <адрес> инвестиционный проект ООО «Экосервис» «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории ФИО3 <адрес> (Юг)» признан соответствующим критерию, установленному пунктом 1 статьи 4 Закона ФИО3 <адрес> «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» (том 2 л.д. 151).
В свою очередь распоряжением ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О соответствии инвестиционного проекта «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории ФИО3 <адрес> (Юг)» критерию, установленному Законом ФИО3 <адрес> «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» признан соответствующим критерию, установленному пунктом 1 статьи 4 Закона ФИО3 <адрес> «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов», инвестиционный проект «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории ФИО3 <адрес> (Юг)» ООО «Экосервис» (том 3 л.д.110-111).
На основании договора аренды № А3-32-10-11/2022 от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 55:32:100302:72 предоставлен администрацией Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района ФИО3 <адрес> в аренду ООО «Экосервис» с целью реализации на территории ФИО3 <адрес> инвестиционного проекта «Создание системы учета движения отходов, модернизация объектов захоронения твердых коммунальных отходов на территории ФИО3 <адрес> (Юг)». При этом в договоре подробно прописаны права и обязанности как арендодателя, так и арендатора. В частности арендатор не должен допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик объекта. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и Обществом заключено дополнительное соглашение к указанному договору, согласно пункту 1 которого, срок действия договора продлевается с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (пункты 3 - 4 договора) (том 2 л.д. 218-225).
В 2021 году и апреле 2023 года прокуратурой района была проведена проверка объекта размещения твердых коммунальных отходов в р.<адрес> ФИО3 <адрес>, по итогам которой в адрес Щербакульского городского поселения, ООО «Экосервис» внесены представления с требованием устранить выявленные нарушения, в частности восстановить контрольно – дезинфицирующую установку с устройством бетонной ванны для ходовой части транспортных средств, используемых для транспортирования коммунальных отходов, и контрольные скважины (у двух из трёх скважин отсутствует бетонное основание, произошла его деформация).
В мае 2023 года ФИО3 межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №/Пд56-23-20520043 (том 3 л.д. 73) с участием специалистов Министерства природных ресурсов и экологии ФИО3 <адрес> (том 3 л.д. 74- 76), специалистов Межмуниципального Азовского отдела Управления Росреестра по ФИО3 <адрес> (том 3 л.д. 77), Роспотребнадзора по ФИО3 <адрес>, Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора (том 3 л.д. 78 – 79, 81 - 83) проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в деятельности ООО «Экосервис» при эксплуатации объекта размещения твердых коммунальных отходов в р.<адрес> ФИО3 <адрес>, в ходе которой установлены нарушения федерального законодательства, а именно земельный участок с кадастровым номером 55:32:100302:72, являющийся объектом размещения твердых коммунальных отходов, частично огорожен по периметру сетчатым металлическим забором, по восточной границе, относительно въезда объекта, сооружена обволовка, высотой, примерно, около одного метра, что не соответствует требованиям действующего законодательства и приводит к тому, что легкие фракции разлетаются на смежные территории, в том числе земельные участки сельскохозяйственного назначения. Кроме того, выявлен факт отсутствия контрольно – дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части транспортных средств, используемых для транспортирования коммунальных отходов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению. По данному факту ранее, ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой <адрес> ФИО3 <адрес> в адрес ООО «Экосервис» вносилось представление, и на момент проверки Общество занимается вопросом обустройства бетонной ванны, окончание работ планируется на июль 2023 года. Признаков использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования не обнаружено, нарушений земельного законодательства Российской Федерации не выявлено. За 2020-2023 годы количество размещенных отходов на указанном объекте составило 53 759, 14 тонн, остаточная вместимость отходов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - 2 404 314, 26 тонн (том 1 л.д. 222 - 225).
В указанной связи ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора ООО «Экосервис» внесено представление об устранении допущенных нарушений федерального законодательства (том 1 л.д. 218 - 221).
В ходе очередной выездной проверки, осуществленной помощником прокурора <адрес> ФИО3 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что объект по адресу: р. <адрес> ФИО3 <адрес> в северо – восточной части кадастрового квартала 55:32:100302 служит местом размещения твердых коммунальных отходов. На объекте имеется ограждение половины периметра территории объекта, то есть имеется ограждение слева от производственно – бытового вагончика до середины объекта вглубь, производственно – бытовой вагончик для персонала площадью около 8 кв. м., шлагбаум (по фото). Объект обустроен контроль – дезинфицирущей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов. Примерно, в 10 метрах, при движении вперед, от производственно – бытового вагончика имеется объект, наполненный водой, также имеются контрольные скважины (том 3 л.д. 127 - 129).
Учитывая, как показала выездная проверка от ДД.ММ.ГГГГ, что надлежащее ограждение территории объекта размещения твердых коммунальных отходов в <адрес> ФИО3 <адрес>, отвечающее требованиям действующего законодательства, так и не установлено, не обеспечено, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 межрайонной природоохранной прокуратурой в суд подано исковое заявление с требованием обязать ООО «Экосервис» обустроить ограждение на указанном объекте по периметру всей его территории (том 3 л.д. 130 – 134).
Таким образом, с учетом приведенного нормативного регулирования применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам, а также исходя из социальной значимости рассматриваемого объекта размещения твердых коммунальных отходов, расположенного в р.<адрес> ФИО3 <адрес>, потребности в его использовании в пределах регламентированных законом сроков, тогда как в настоящее время существует дефицит мощностей по размещению твердых коммунальных отходов, суд, полагает, преждевременно делать выводы о необходимости прекращения эксплуатации данного объекта, и использование объекта, в соответствии с территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами, потоками таких отходов, возможно, такие же выводы сделаны независимым надзорным органом - прокуратурой по итогам неоднократных проверок, что было подтверждено представителем данного органа в ходе судебного разбирательства, и доказательств обратного материалы дела не содержат.
При этом суд руководствуется тем, что земельный участок с кадастровым номером 55:32:100302:72 используется по договору аренды в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования, граница земельного участка установлена с соблюдением требований земельного законодательства, в пределах его площади – 223146. Ближайшая жилая застройка от объекта размещения твердых коммунальных отходов около 900 метров в юго-западном направлении, ближайший водный объект – озеро, расположено от объекта на расстоянии около 850 метров в юго-восточном направлении, что полностью соответствует положениям статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, регламентирующих ширину водоохранной зоны озера (50 метров), а также положениям Приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на период июня 2020 года, и № от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающим требования к обустройству объектов размещения твердых коммунальных отходов, в частности в части санитарно - защитной зоны, размер которой должен составлять более 500 метров, что согласуется с нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003. Согласно данным, полученным из открытых источников, а именно публичной кадастровой карты, фото которой представлено ООО «Экосервис» (том 3 л.д. 137), расстояние от границ рассматриваемого объекта размещения твердых коммунальных отходов в р.<адрес> до границ озера Жалтыр и ближайшего населенного пункта превышает расстояние 1 000 метров.
В свою очередь, в части выявленных в ходе проведенных в 2021, 2023 годах прокуратурой проверок по вопросам осуществления вывоза и складирования твердых коммунальных отходов на объекте в р.<адрес> ФИО3 <адрес> и обустройства данного объекта, в целом исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, судом достоверно установлено, что выявленные в ходе проверок нарушения устранены обязанной стороной, за исключением нарушения, выразившегося в ненадлежащем ограждении объекта по периметру его территории, необходимого для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке таких отходов из мусоровозов. Однако в данной части в настоящее время ФИО3 природоохранной прокуратурой подан в суд соответствующий иск о возложении обязанности на ООО «Экосервис» обустроить ограждение на указанном объекте по периметру всей его территории. В настоящее время часть территории объекта ограждена легким металлическим забором, в местах отсутствия ограждения, имеется обваловка. Остальные необходимые элементы обустройства объекта размещения твердых коммунальных отходов приведены в соответствие и находятся в рабочем состоянии, и доказательств обратного суду не представлено. Контрольно – дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части транспортных средств, используемых для транспортирования коммунальных отходов, восстановлена ООО «Экосервис» и подготовлена для дальнейшей эксплуатации, что усматривается из имеющихся фотоматериалов, и в подтверждение проведенных ремонтно – восстановительных работ Обществом представлены договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ № и акт выполненных работ (том 3 л.д. 143-146). Кроме того, судом на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 86-90) установлено, что на объекте размещения твердых коммунальных отходов с кадастровым номером 55:32:100302:72, расположенном в ФИО3 <адрес> р.<адрес>, в период 2022 – 2023 годов осуществлен отбор проб почвы, воздуха и воды с составлением соответствующих актов, и, согласно протоколам исследования результатов проб, превышений предельно – допустимых концентраций загрязняющих веществ на рассматриваемом объекте не зафиксировано, и доказательств обратного административными истцами не представлено, названный судебный акт ими не оспаривался. В 2023 году обществом «Экосервис» заключены договоры с ООО «Экологический центр» по оказанию услуг по разработке и оформлению проекта нормативов предельно допустимых выбросов, разработке мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий для объекта размещения твердых коммунальных отходов в р.<адрес> ФИО3 <адрес>, фоновые концентрации, экспертиза проекта нормативов предельно допустимых выбросов, а также разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для указанного объекта.
По факту возможного превышения в 2022 году лимита массы твердых коммунальных отходов, подлежащих размещению на объекте в р.<адрес> ФИО3 <адрес>, представитель ООО «Экосервис» пояснил в судебном заседании, что, согласно приложению № к территориальной схеме обращения с отходами на территории ФИО3 <адрес>, масса твердых коммунальных отходов, предлагаемых к размещению на объекте в р.<адрес> ФИО3 <адрес> составляет 40 000 тонн в год, тогда как по данным декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (раздел 3.1. Декларации) в 2022 году на Объекте размещено 33 289, 18 тонн твердых коммунальных отходов, то есть в 2022 году ООО «Экосервис» разместило на рассматриваемом объекте складирования твердых коммунальных отходов массу таких отходов без нарушений допустимого лимита, что подтверждено в ходе судебного разбирательства и представителем ФИО3 межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО10, которая пояснила, что данные обстоятельства выяснялись прокуратурой совместно с Министерством природных ресурсов и экологии ФИО3 <адрес>, и, действительно, нарушений допустимого лимита размещения твердых коммунальных отходов на объекте в р. <адрес> ФИО3 <адрес> не было допущено ООО «Экосервис». Остаточная вместимость объекта размещения твердых коммунальных отходов с кадастровым номером 55:32:100302:72 в р.<адрес> ФИО3 <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 404 314, 26 тонн, предлагаемые значения показателя «Масса твердых коммунальных отходов, предлагаемых к размещению на рассматриваемом объекте до окончания срока его использования» - 63 000, 0 в год. План объема/массы размещения твердых коммунальных отходов на объекте в р.<адрес> ФИО3 <адрес> в 2023 – 2024 годах составляет показатель 120 142, 82 тонны, что соответствует годовому показателю массы твердых коммунальных отходов, предлагаемых к размещению на рассматриваемом объекте до окончания срока его использования.
Одновременно суд, считает, необходимым отметить, что рассматриваемый объект размещения твердых коммунальных отходов с кадастровым номером 55:32:100302:72, расположенный в ФИО3 <адрес> р.<адрес>, в государственном реестре объектов размещения отходов в качестве полигона твердых коммунальных отходов не значится, и, вопреки позиции административных истцов, к таковым не относится, и доказательств обратного материалы дела не содержат.
Из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что при разрешении публично – правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца. Иными словами, защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что в рамках рассматриваемого административного дела такая совокупность условий не установлена, правовых оснований для удовлетворения настоящего административного иска у суда объективно не имеется.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░3 <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░3 <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░3 <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 55:32:100302:72, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░3 <░░░░░> ░.<░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░3 ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░ (░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░ «____» _________________ 20 ░.░░░ 55RS0№-29░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ 2░-980/2024 (2░-7629/2023;)░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>░░░░░ __________________________░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░_______________________ ░░░░░░░ |