дело № 2а-745/2024
УИД 03RS0016-01-2024-001052-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сибай 3 июля 2024 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Вахитовой Г.М.,
при секретаре судебного заседания Денисламовой Э.Н.,
с участием помощника прокурора г. Сибай РБ Исхаковой-Папикян Л.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Сибай Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Лицей Ирандык» городского округа город Сибай Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сибай Республики Башкортостан обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к МОБУ «Лицей Ирандык» ГО г. Сибай РБ о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой города на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства в отношении объекта (территории) МОБУ ««Лицей Ирандык»» ГО г. Сибай РБ (далее МОБУ Лицей). Установлено, что МОБУ Лицей на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: <адрес>, которому в соответствии с п. 13 Требований присвоена 3 категория опасности. Прокуратурой города в январе 2024 года была проведена проверка деятельности МОБУ Лицей, в ходе которой выявлены нарушения требований антитеррористической защищенности. С целью устранения нарушений, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес МОБУ Лицей внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен. Вместе с тем, проведенной ДД.ММ.ГГГГ повторной проверкой установлено, что ранее выявленные прокуратурой нарушения закона в полном объеме МОБУ Лицей не устранены.
Просит признать незаконным бездействие МОБУ Лицей в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования; обязать МОБУ Лицей в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект, расположенный по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, позволяющей охватить весь периметр объекта, а именно: визуальный контроль отдельно стоящего здания столовой, а также территорию объекта с западной и восточной стороны здания.
В судебное заседание представители административного ответчика МОБУ Лицей, заинтересованного лица Администрации ГО г. Сибай не явились, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежаще.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая надлежащее извещение административного ответчика, заинтересованного лица о времени и месте рассмотрения дела, явка представителей административного ответчика, заинтересованного лица не является обязательной и не признана судом обязательной, суд рассматривает дело в отсутствии не явившихся представителей административного ответчика, заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца Исхакова-Папикян Л.Э. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с больщим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьщение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29.122012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона 6 противодействии терроризму Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные 2ЛЯ выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно- энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Установлено, что МОБУ Лицей на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: <адрес>, которому в соответствии с п. 13 Требований присвоена 3 категория опасности.
Прокуратурой г. Сибай РБ в январе 2024 года была проведена проверка деятельности МОБУ Башкирский лицей, в ходе которой выявлены нарушения требований антитеррористической защищенности.
С целью устранения нарушений, прокуратурой г. Сибай РБ ДД.ММ.ГГГГ в адрес МОБУ Башкирский лицей внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен.
Вместе с тем, проведенной ДД.ММ.ГГГГ повторной проверкой установлено, что ранее выявленные прокуратурой нарушения закона в полном объеме МОБУ Лицей не устранены, а именно, количество установленных камер и мест размещения не позволяет охватывать весь периметр объект, в частности отсутствуют камеры обеспечивающие визуальный контроль отдельно стоящего здания столовой, а также территории объекта с западной и восточной стороны здания.
Таким образом, работа в области антитеррористической защищенности объекта не проводится надлежащим образом, что в свою очередь, может повлечь за собой ущерб здоровью несовершеннолетних или значительные материальные потери.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований прокурора, поскольку устранение данных нарушений требований законодательства направлено на антитеррористическую защищенность места пребывания людей, в том числе несовершеннолетних детей.
Не принятие мер по обеспечению надежности защиты объекта от возможных актов террористического характера и других чрезвычайных происшествий создают благоприятные условия, способствующие совершению террористических актов и в последствии затруднения при минимализации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости признать незаконным бездействие административного ответчика МОБУ Башкирский лицей в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым обязать устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, обязав административного ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект, расположенный по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, позволяющей охватить весь периметр объекта, а именно: визуальный контроль отдельно стоящего здания столовой, а также территорию объекта с западной и восточной стороны здания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░ 0267007215) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 5 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-745/2024 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░ 2024 ░░░░