Дело № 2а-559/2024
76RS0008-01-2024-000510-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Переславль-Залесский 11 апреля 2024г.
Переславский районный суд Ярославской области в составе
судьи Охапкиной О.Ю.
при секретаре Рубищевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа города Переславля-Залесского о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги, поставить на кадастровый учет автомобильную дорогу,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних, обратился в Переславский районный суд Ярославской области с иском к Администрации городского округа города Переславля-Залесского. Просит обязать ответчика в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию автомобильной дороги «Ярославская область, Переславский район, д. Веслево, ул. Школьная», реестровый <номер скрыт>, протяженностью 1500 м, обязать ответчика в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет автомобильную дорогу «Ярославская область, Переславский район, д. Веслево, ул. Школьная», реестровый <номер скрыт>, протяженностью 1500 м, и земельный участок под указанной автомобильной дорогой.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что в городском округе город Переславль-Залесский отсутствует технический паспорт на автомобильную дорогу: «Ярославская область, Переславский район, д. Веслево, ул. Школьная», реестровый <номер скрыт>, протяженностью 1500 м. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы, и необходим для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник. Автомобильная дорога и земельный участок под указанной автодорогой на кадастровый учет не поставлены. Непроведение работ по кадастровому учету приводит к тому, что содержание автомобильных дорог не может осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, что, в свою очередь, влечет угрозу нарушения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, а также нарушение требований законодательства по исполнению возложенных на орган местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности. К вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Обращается в суд в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
В судебном заседании старший помощник Переславского межрайонного прокурора Гришан Е.Н. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Административный ответчик не выполняет возложенные законом обязанности, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц. Дополнительно пояснила, что заявленный процессуальный срок является достаточным.
Представитель администрации города Переславля-Залесского в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил письменную позицию по делу, документы, согласно которым, с 2023 года УМС Администрации г. Переславля-Залесского осуществляются мероприятия по образованию земельного участка под автодорогой для обеспечения кадастрового учета, МКУ заключен муниципальный контракт на выполнение работ по изготовлению технических паспортов автомобильных дорог местного значения, в том числе на спорную автодорогу, исходя из объема работ, необходимости проведения дополнительных мероприятий по уточнению границ земельного участка под автодорогой, сезонности проводимых работ, просит увеличит срок исполнения решения суда до 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.32-34).
Заинтересованные лица Управление муниципальной собственности Администрации г. Переславля-Залесского, МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Управление муниципальной собственности Администрации г. Переславля-Залесского направило в суд письменную позицию, документы, согласно которым, в марте 2023 года УМС заключен муниципальный контракт на выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка под спорной автодорогой, схема расположения утверждения постановлением администрации, подготовлен межевой план, однако, при осуществлении кадастрового учета выявлено пересечение границ земельного участка, с целью уточнения границ земельного участка проводятся дополнительные работы, полагает, что бездействие органа в указанной части отсутствует (л.д.70, 71-80,81-85).
МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» направило в суд письменный отзыв, документы, согласно которым, в части организации мероприятий по паспортизации автодороги в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований подготовлено техническое задание для заключения муниципального контракта, контракт находится на стадии подписания сторонами (л.д.28).
Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу статей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, обязательным условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует пресечения нарушения и восстановления права на момент рассмотрения дела. Обязанность доказывать факт нарушения прав, возлагается на лицо, обратившееся в суд (п.1 части 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, по общему правилу, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое бездействие носит длящийся характер, суд приходит к выводу, что срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением, административным истцом не пропущен.
Проверяя в соответствии с ч.8, п.п.3, 4 ч.9 ст. 226 КАС РФ законность оспариваемых решений, действий, бездействий, полномочия административных ответчиков на принятие решений и совершение действий, порядок и основания принятия, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.Из совокупного анализа приведенных положений федерального законодательства следует, что на администрацию городского округа как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования возложена обязанность осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений. В силу пунктов 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов. Согласно пункту 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета. Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.Из материалов дела установлено, что автомобильная дорога: «Ярославская область, Переславский район, д. Веслево, ул. Школьная», включена в реестр муниципального имущества городского округа (л.д.69), включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Переславля-Залесского (л.д.11, 12-13). Факт отсутствия технического паспорта на автомобильную дорогу: «Ярославская область, Переславский район, д. Веслево, ул. Школьная», реестровый <номер скрыт>, протяженностью 1500 м, административным ответчиком не оспаривается. Из материалов дела следует, что между МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» и ООО «<А>» заключен муниципальный контракт <номер скрыт> от <дата скрыта>. на выполнение работ по разработке технических паспортов автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Переславль-Залесский, в том числе спорную автомобильную дорогу, срок выполнения работ <дата скрыта> (л.д.61-68).В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.Отсутствие технического паспорта на автомобильную дорогу препятствует проведению оценки технического состояния автомобильной дороги на предмет соответствия её транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности дорожного движения, надлежащего содержания автомобильной дороги. Указанное свидетельствуют о нарушении ответчиком требований Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», пунктов 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015, пункта 9.1 ГОСТ 33388-2015, пунктов 2, 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288.Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч.5, ст.1 Федерального закона №218-ФЗ). Судом установлено, что автомобильная дорога «Ярославская область, Переславский район, д. Веслево, ул. Школьная», а также земельный участок под ней не поставлены на кадастровый учет, что приводит к тому, что содержание указанной автомобильной дороги не может осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, что в свою очередь, влечет угрозу нарушения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств. Из письменных пояснений административного ответчика, УМС Администрации города Переславля-Залесского, материалов дела, следует, что в марте 2023 года УМС заключен муниципальный контракт с ИП <АМА> на выполнение кадастровых работ в целях образования земельных участков занятых автомобильными дорогами городского округа, в том числе под спорной автодорогой (л.д.71-80), схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории под автодорогой «Ярославская область, городской округ город Переславль-Залесский, деревня Веслево, ул. Школьная» утверждена постановлением Администрации города Переславля-Залесского от <дата скрыта> №<номер скрыт> (л.д.81-85).
Для осуществления кадастрового учета земельного участка под спорной автодорогой был подготовлен межевой план, который направлен в орган, осуществляющий государственную регистрацию. При приемке документов установлено пересечение границ образуемого земельного участка с границами другого земельного участка, в связи с чем заявление об осуществлении кадастрового учета было отозвано УМС, проводятся дополнительные работы.
Вместе с тем указанные доводы стороны административного ответчика допустимыми доказательствами не подтверждены, документы, подтверждающие обращение за разрешением спора о местоположении границ земельного участка, не представлены. В связи с чем, доводы об отсутствии бездействия со стороны органа местного самоуправления судом отклоняются.
Выявленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – участников дорожного движения, повреждения их имущества. В связи с чем требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Заявленный административным истцом срок исполнения решения суда является разумным, учитывает характер и объем работ, необходимых для устранения выявленных недостатков, время, необходимое для выполнения работ, соблюдающим баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ 1500 ░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ 1500 ░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ 1500 ░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.