УИД 57RS0023-01-2024-004762-78 2а-4233/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2024 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Богданец О.В.,
при секретаре Шевченко Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Орла о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, автомобильных дорогах и о дорожной деятельности при содержании автомобильных дорог, в нарушение требований п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» на всем протяжении автомобильной дороги по ул. Беговая г. Орла от пересечения с ул. Благининой до дер. Овсянниково Орловского района полностью отсутствует стационарное электрическое освещение. По изложенным основаниям, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Орла, выразившееся в непроведении работ по организации стационарного электрического освещения вдоль автомобильной дороги по ул. Беговая г. Орла; обязать администрацию г. Орла в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по установке стационарного электрического освещение вдоль автомобильной дороги по ул. Беговая г. Орла от пересечения с ул. Благининой до дер. Овсянниково Орловского района в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования.»
В судебном заседании прокурор Северного района г. Орла заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель администрации г. Орла по доверенности Быковская С.С. возражала против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. В случае удовлетворения административных исковых требований просила увеличить срок выполнения работ.
Представитель МКУ «Объединенный муниципальный заказчик г. Орла» по доверенности Куракова А.Г. в судебном заседании подержала позицию административного ответчика в части увеличения срока выполнения работ. Кроме того, указала, что администрация г. Орла является собственником данного имущества.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании ст.150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.11 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п.6 ч.1 ст.3 указанного Федерального закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 6 ч.1 ст.13 названного Федерального закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пункт 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает на то, что к вопросам местного значения городского округа относится среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в т.ч. допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 (ред. от 12.10.2015) «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог, п.8 ст.3).
Стационарное электрическое освещение - это искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий (ГОСТ Р 52765-2007).
Согласно пункту 4.2 Свода правил «СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 266, автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение транспортных средств, пешеходов.Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденным приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
Положения указанного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Так, указанным стандартом предусмотрено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах отнесено к техническим средствам организации дорожного движения.
В соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривается, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, а также у расположенных вблизи от дороги мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, прокурор Северного района г.Орла указывал на то, что имеет место незаконное бездействие администрации г. Орла выразившееся в непроведении работ по организации стационарного электрического освещения вдоль автомобильной дороги по ул. Беговая г. Орла.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что автомобильная дорога по ул. Беговая г. Орла отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, расположенных в границах г. Орла.
В соответствии с актом приема – передачи от 07.09.2023 автомобильная дорога по ул. Беговая в г. Орле передана в оперативное управление муниципального бюджетного учреждения «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла».
Судом также установлено, что в реестре муниципального имущества г. Орла значится дорога по ул. Беговая г. Орла, реестровый номер №347338.
Согласно акту проверки от 20.06.2024 на всем протяжении автомобильной дороги по ул.Беговая г. Орла от пересечения с ул. Благининой до дер. Овсянниково Орловского района полностью отсутствует стационарное электрическое освещение.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются приложенными к акту фототаблицей.
Указанные выше обстоятельства не оспаривались при рассмотрении дела представителем административного ответчика.
Статьей 6 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, то есть ведут деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий.
В соответствии со ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ содержание дорог общего пользования отнесено к вопросам местного значения. Органы местного самоуправления обязаны вести комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, оценив представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, с учетом установленных и исследованных по делу обстоятельств и приведенных положений законодательства, суд полагает, что действенные меры по устранению вывяленных нарушений требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не принимаются, и приходит к выводу о том, что со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие, поскольку в данном случае администрацией г.Орла не обеспечено содержание дороги по ул. Беговая г. Орла в соответствии с нормативными требованиями, закрепленными в ГОСТ Р 52766-2007, что негативно отражается на обеспечение безопасности дорожного движения, влечет угрозу сохранения жизни, здоровья и имущества населения.
В связи с чем, подлежат удовлетворению требования административного истца по приведению автомобильной дороги ул. Беговая г. Орла от пересечения с ул. Благининой до дер. Овсянниково Орловского района в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 в части установки стационарного электрического освещения вдоль указанной автомобильной дороги.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая, что административный ответчик не является субъектом предпринимательской деятельности, а финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, а также с учетом требований ст.86 БК РФ о том, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие, в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджет, при этом исполнение решения суда возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что объективно требует значительного времени, суд полагает, что решение суда в части устранения недостатков дорожного полотна должно быть исполнено в течение 1 года, со дня вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░ ░. ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░ ░. ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15.08.2024.