Именем Российской Федерации
г.Тамбов 06 июля 2023 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1227/2023 по административному иску Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области в интересах инвалида I группы Глушкова Сергея Владимировича к администрации г.Тамбова Тамбовской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к обеспечению условий доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида - колясочника,
УСТАНОВИЛ:
Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области обратился в порядке ч. 1 ст. 40 КАС РФ с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в длительном непринятии мер к обеспечению условий доступности жилого помещения (***), в котором проживает инвалид I группы Глушков С.В., и общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***; обязать администрацию г.Тамбова Тамбовской области принять указанные меры путем установки в подъезде дома на лестничных маршах подъемных механизмов и переустройства входной группы.
В административном иске указано, что в адрес Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области поступило обращение инвалида I группы Глушкова С.В., проживающего по адресу: ***, с просьбой оказать содействие в обеспечении условий доступности указанных жилого помещения и многоквартирного дома.
По результатам рассмотрения данного обращения установлено, что Глушков С.В. использует техническое средство реабилитации кресло – коляску, проживает на 2 этаже. При этом дом *** не обеспечен свободным доступом для данного средства.
Это обстоятельство подтверждается актом обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 03.06.2022 № 19.
Согласно данному акту не соответствует предъявляемым требованиям доступности продольный уклон лестничного марша и наружный дверной проем входной группы в многоквартирный дом.
Муниципальная комиссия пришла к выводу о необходимости приспособления жилого помещения и общего имущества дома с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Техническая возможность для приспособления общего имущества дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида имеется путем установки подъемных механизмов на лестничных маршах и переустройства входной группы.
На основании акта обследования № 19 муниципальной комиссией принято решение об экономической целесообразности реконструкции многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, от 10.06.2022 № 19. Такое решение принято исходя из потребности в финансовых ресурсах, необходимых на приспособление общего имущества с установкой лестничной наклонной платформы поворотной траектории INVA 300 внутреннего исполнения до уровня 2 этажа с сопутствующими комплектующими в размере 1 млн. руб.
Заключением комиссии от 10.06.2022 № 19 установлена возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, до настоящего времени меры по обеспечению условий доступности для инвалида путем устройства подъемного механизма внутри подъезда многоквартирного дома *** не приняты, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны администрации г.Тамбова Тамбовской области.
Подобного рода бездействие недопустимо и не соответствует государственной политике в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
Нерешенность сложившейся проблемы формирования доступной среды может повлечь серьезные социально-экономические последствия в виде дестимуляции трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отразится на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни; высокой социальной зависимости, вынужденной изоляции, осложняющей проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, и иные негативные последствия.
В судебном заседании представитель Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области по доверенности Рудаков В.И. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям. Указал, что до настоящего времени администрацией г.Тамбова вопрос необходимого устройства приспособления для инвалида не решен, что нарушает права последнего. Считал, что для устранения нарушения необходим срок в шесть месяцев.
Глушков С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель администрации г.Тамбова Тамбовской области, управления жилищной политики администрации г.Тамбова Тамбовской области по доверенности Молоствова В.С. в судебном заседании возражала против требований прокурора, поскольку муниципальной программой г.Тамбова «Доступная среда», утвержденной постановлением администрации г.Тамбова от 23.11.2016 № 7114, не предусмотрено финансирование такого мероприятия, как создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для их использования инвалидами.
Заинтересованные лица – собственники помещений спорного многоквартирного дома Сидоркин Е.В., Караваев Д.Ю. в судебном заседании просили разрешить требования административного иска на усмотрение суда.
Представители комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тамбова Тамбовской области, ООО УК «Добродом», Министерства государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области, собственники помещений многоквартирного дома в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 5.1 ст. 2Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2Правил).
Согласнопп. «а» п. 4Правил обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения.
Пунктом 6Правил предусмотрено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия, комиссия).
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п. 12Правил). Данный акт должен содержать, в числе прочего, выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием (пп. «г»); выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием (пп. «д»).
По результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) комиссия принимает решение: об экономической целесообразности или об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (п. 17Правил).
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или об отсутствии такой возможности (п. 18Правил). Данное заключение выносится на основании акта обследования, а также решения комиссии об экономической целесообразности или об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (п.п. 19,20Правил).
Из материалов дела следует, что в жилом помещении *** многоквартирного дома ***, проживает инвалид-колясочник I группы Глушков С.В.
По результатам проведенного обследования указанных жилого помещения и многоквартирного дома комиссией составлен акт от 03.06.2022, согласно которому необходимо приспособление жилого помещения – *** многоквартирного дома *** и общего имущества данного дома с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, так как фактические параметры жилого помещения и общего имущества не соответствуют действующим нормативам по постановлению Правительства Российской Федерации № 649.
Техническая возможность для приспособления общего имущества дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида имеется.
В указанном акте определены мероприятия по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома:
- установка подъемных механизмов на лестничных маршах;
- переустройство входной группы.
Решением комиссии от 10.06.2022 № 19 на основании акта № 19 принято решение об экономической целесообразности реконструкции дома.
В этом решении комиссия исходила из ориентировочной стоимости приспособления общего имущества многоквартирного дома в размере 1000000 руб. (установка INVA 300 до уровня 2 этажа с сопутствующими комплектующими) и расчета средств на приобретение нового жилого помещения с учетом потребностей инвалида – 3 200000 руб.
Комиссия вынесла заключение от 10.06.2022 № 19 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В административном иске Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области указал, что, несмотря на принятые комиссией акт, решение и заключение, администрацией г.Тамбова Тамбовской области до настоящего времени не приняты меры по обеспечению устройствами приспособлений дома для свободного передвижения с учетом потребности инвалида I группы Глушкова С.В.
В этой связи бездействие администрации г.Тамбова Тамбовской области по указанному вопросу Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области считает незаконным.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит данную позицию по настоящему делу обоснованной, требования административного иска подлежащими удовлетворению.
В соответствии сост. 2Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силуч. 1 ст. 12Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Таким образом, из вышеприведенных правовых следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
Доводы администрации г.Тамбова о том что, муниципальной программой г.Тамбова «Доступная среда», утвержденной постановлением администрации г.Тамбова от 23.11.2016 № 7114, не предусмотрено финансирование такого мероприятия, как создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, не освобождает от выполнения указанной выше обязанности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации вОпределенииот 13.05.010 № 689-О-О, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренныхКонституциейРоссийской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласноп. 26постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положенийглавы 22Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иглавы 24Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений.
Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Суд считает срок устранения нарушений определить в пять месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (***), ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ I ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: *** ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ I ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.07.2023
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░