Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1227/2023 ~ М-869/2023 от 27.04.2023

68RS0002-01-2023-001083-06 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тамбов 06 июля 2023 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе

судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1227/2023 по административному иску Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области в интересах инвалида I группы Глушкова Сергея Владимировича к администрации г.Тамбова Тамбовской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к обеспечению условий доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида - колясочника,

УСТАНОВИЛ:

Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области обратился в порядке ч. 1 ст. 40 КАС РФ с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова, выразившееся в длительном непринятии мер к обеспечению условий доступности жилого помещения (***), в котором проживает инвалид I группы Глушков С.В., и общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***; обязать администрацию г.Тамбова Тамбовской области принять указанные меры путем установки в подъезде дома на лестничных маршах подъемных механизмов и переустройства входной группы.

В административном иске указано, что в адрес Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области поступило обращение инвалида I группы Глушкова С.В., проживающего по адресу: ***, с просьбой оказать содействие в обеспечении условий доступности указанных жилого помещения и многоквартирного дома.

По результатам рассмотрения данного обращения установлено, что Глушков С.В. использует техническое средство реабилитации кресло – коляску, проживает на 2 этаже. При этом дом *** не обеспечен свободным доступом для данного средства.

Это обстоятельство подтверждается актом обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 03.06.2022 № 19.

Согласно данному акту не соответствует предъявляемым требованиям доступности продольный уклон лестничного марша и наружный дверной проем входной группы в многоквартирный дом.

Муниципальная комиссия пришла к выводу о необходимости приспособления жилого помещения и общего имущества дома с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Техническая возможность для приспособления общего имущества дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида имеется путем установки подъемных механизмов на лестничных маршах и переустройства входной группы.

На основании акта обследования № 19 муниципальной комиссией принято решение об экономической целесообразности реконструкции многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, от 10.06.2022 № 19. Такое решение принято исходя из потребности в финансовых ресурсах, необходимых на приспособление общего имущества с установкой лестничной наклонной платформы поворотной траектории INVA 300 внутреннего исполнения до уровня 2 этажа с сопутствующими комплектующими в размере 1 млн. руб.

Заключением комиссии от 10.06.2022 № 19 установлена возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме.

Между тем, до настоящего времени меры по обеспечению условий доступности для инвалида путем устройства подъемного механизма внутри подъезда многоквартирного дома *** не приняты, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны администрации г.Тамбова Тамбовской области.

Подобного рода бездействие недопустимо и не соответствует государственной политике в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

Нерешенность сложившейся проблемы формирования доступной среды может повлечь серьезные социально-экономические последствия в виде дестимуляции трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отразится на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни; высокой социальной зависимости, вынужденной изоляции, осложняющей проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, и иные негативные последствия.

В судебном заседании представитель Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области по доверенности Рудаков В.И. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям. Указал, что до настоящего времени администрацией г.Тамбова вопрос необходимого устройства приспособления для инвалида не решен, что нарушает права последнего. Считал, что для устранения нарушения необходим срок в шесть месяцев.

Глушков С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель администрации г.Тамбова Тамбовской области, управления жилищной политики администрации г.Тамбова Тамбовской области по доверенности Молоствова В.С. в судебном заседании возражала против требований прокурора, поскольку муниципальной программой г.Тамбова «Доступная среда», утвержденной постановлением администрации г.Тамбова от 23.11.2016 № 7114, не предусмотрено финансирование такого мероприятия, как создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для их использования инвалидами.

Заинтересованные лица – собственники помещений спорного многоквартирного дома Сидоркин Е.В., Караваев Д.Ю. в судебном заседании просили разрешить требования административного иска на усмотрение суда.

Представители комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тамбова Тамбовской области, ООО УК «Добродом», Министерства государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области, собственники помещений многоквартирного дома в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 5.1 ст. 2Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2Правил).

Согласнопп. «а» п. 4Правил обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения.

Пунктом 6Правил предусмотрено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия, комиссия).

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п. 12Правил). Данный акт должен содержать, в числе прочего, выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием (пп. «г»); выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием (пп. «д»).

По результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) комиссия принимает решение: об экономической целесообразности или об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (п. 17Правил).

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или об отсутствии такой возможности (п. 18Правил). Данное заключение выносится на основании акта обследования, а также решения комиссии об экономической целесообразности или об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (п.п. 19,20Правил).

Из материалов дела следует, что в жилом помещении *** многоквартирного дома ***, проживает инвалид-колясочник I группы Глушков С.В.

По результатам проведенного обследования указанных жилого помещения и многоквартирного дома комиссией составлен акт от 03.06.2022, согласно которому необходимо приспособление жилого помещения – *** многоквартирного дома *** и общего имущества данного дома с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, так как фактические параметры жилого помещения и общего имущества не соответствуют действующим нормативам по постановлению Правительства Российской Федерации № 649.

Техническая возможность для приспособления общего имущества дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида имеется.

В указанном акте определены мероприятия по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома:

- установка подъемных механизмов на лестничных маршах;

- переустройство входной группы.

Решением комиссии от 10.06.2022 № 19 на основании акта № 19 принято решение об экономической целесообразности реконструкции дома.

В этом решении комиссия исходила из ориентировочной стоимости приспособления общего имущества многоквартирного дома в размере 1000000 руб. (установка INVA 300 до уровня 2 этажа с сопутствующими комплектующими) и расчета средств на приобретение нового жилого помещения с учетом потребностей инвалида – 3 200000 руб.

Комиссия вынесла заключение от 10.06.2022 № 19 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

В административном иске Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области указал, что, несмотря на принятые комиссией акт, решение и заключение, администрацией г.Тамбова Тамбовской области до настоящего времени не приняты меры по обеспечению устройствами приспособлений дома для свободного передвижения с учетом потребности инвалида I группы Глушкова С.В.

В этой связи бездействие администрации г.Тамбова Тамбовской области по указанному вопросу Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области считает незаконным.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит данную позицию по настоящему делу обоснованной, требования административного иска подлежащими удовлетворению.

В соответствии сост. 2Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силуч. 1 ст. 12Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Таким образом, из вышеприведенных правовых следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Доводы администрации г.Тамбова о том что, муниципальной программой г.Тамбова «Доступная среда», утвержденной постановлением администрации г.Тамбова от 23.11.2016 № 7114, не предусмотрено финансирование такого мероприятия, как создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, не освобождает от выполнения указанной выше обязанности.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации вОпределенииот 13.05.010 № 689-О-О, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренныхКонституциейРоссийской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласноп. 26постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положенийглавы 22Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иглавы 24Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений.

Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

Суд считает срок устранения нарушений определить в пять месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (***), ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ I ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: *** ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ I ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.07.2023

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1227/2023 ~ М-869/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области
Ответчики
Администрация г. Тамбова Тамбовской области
Другие
Москвина Раиса Николаевна
Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тамбова Тамбовской области
Шишкин Александр Владимирович
Полякова Елена Вячеславовна
Челноков Владимир Альбертович
Овдина Александра Анатольевна
Ганова Людмила Эдуардовна
Комарицына Евгения Михайловна
Петрович Наталья Владимировна
Волкова Ольга Владимировна
Панфилов Николай Викторович
Соболев Олег Сергеевич
Маслова Тамара Александровна
Владимирова Галина Васильевна
Глушков Сергей Владимирович
Усов Владимир Николаевич
Илясов Петр Алексеевич
Сидоркин Евгений Викторович
Хвостов Михаил Анатольевич
Петрович Владимир Владимирович
Станишевская Светлана Николаевна
Шутов Александр Анатольевич
Соломахо Татьяна Борисовна
Петрович Станислав Владимирович
Фарбер Илья Александрович
Червякова Екатерина Ивановна
Фарбер Александр Ильич
Чех Ирина Юрьевна
Петрович Софья Владимировна
Комарицына Ирина Викторовна
Тарасова Надежда Павловна
Асташова Виктория Васильевна
Вавилов Анатолий Александрович
Махрин Александр Егорович
Шутова Любовь Анатольевна
Фарбер Сергей Ильич
Караваев Дмитрий Юрьевич
ООО УК "Добродом"
Министерство государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области
Леонова Светлана Юрьевна
Коновалов Владимир Павлович
Козодаева Ирина Анатольевна
Леонов Алексей Геннадиевич
Грачев Александр Александрович
Овдин Анатолий Александрович
Гришуненков Артем Викторович
Сафронова Дарья Романовна
Управление жилищной политики администрации г.Тамбова Тамбовской области
Сидорин Виктор Николаевич
Информация скрыта
Коробова Вера Владимировна
Тихонов Игорь Александрович
Тихонов Сергей Александрович
ПАО "Сбербанк России"
Утешева Мария Ивановна
ООО Консалтинговая фирма "ЮГ"
АО "Почта России"
Асташов Анатолий Игоревич
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбова
Судья
Воронцова Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
sud24--tmb.sudrf.ru
27.04.2023Регистрация административного искового заявления
27.04.2023Передача материалов судье
28.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2023Подготовка дела (собеседование)
23.05.2023Рассмотрение дела начато с начала
23.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее