Дело № 2а-829/2021
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Галаховой И.В.,
при секретаре Чусове О.И.,
с участием прокурора г. Волгограда Симановича Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2021 года в городе Волгограде административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Волгограда, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным иском, указав, что прокуратурой проведена проверка Интернет-ресурсов на предмет соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также трудового законодательства, в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, в ходе которой выявлены сайты в сети Интернет:
http://34ii.medsprawo4ka.ru/index-l.html,
http://vlg.sprawo4ka.ru/index-l.html,
http://volgograd.vipmedspravka.ru/in-l.html,
http://vlg.medsprawka.ru/cena.html
http://34i.stud-spravka.ru/index-l.html
на которых размещена информация о возможности покупки в дистанционной форме без посещения медицинского учреждения несоответствующих действительности официальных документов, а именно медицинских справок, в том числе об отсутствии новой коронавирусной инфекции СОВИД-19 и контактов с ней.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно.
Изучение Интернет-сайта показало, что содержащаяся на них информация может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц.
Просит суд признать информацию, содержащуюся в сети «Интернет», на сайтах с указателями:
http://34ii.medsprawo4ka.ru/index-l.html,
http://vlg.sprawo4ka.ru/index-l.html,
http://volgograd.vipmedspravka.ru/in-l.html,
http://vlg.medsprawka.ru/cena.html
http://34i.stud-spravka.ru/index-l.html
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Прокурор г. Волгограда Симанович Д.Е. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель заинтересованного лица управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государство, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п.3 ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская организация имеет право: выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 441н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений (далее – Порядок).
Согласно п.2 Порядка, справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Согласно п.4 Порядка, в случае необходимости оказания медицинской помощи для выдачи справки, медицинского заключения в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования справки и медицинские заключения выдаются гражданам при предъявлении полиса обязательного медицинского страхования.
Согласно п.5 Порядка, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские заключения выдаются без согласия гражданина или его законного представителя органам, организациям, суду, имеющим право на получение сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иных сведений, полученных при его медицинском обследовании и лечении, которые составляют врачебную тайну.
В соответствии с п.7 Порядка, справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
В соответствии с п.8 Порядка, фельдшер, акушерка вправе выдавать справки в случае возложения на них в установленном порядке отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи
В силу п.18 Порядка, сведения о выдаче гражданину справки, медицинского заключения либо их дубликатов вносятся в медицинскую документацию гражданина, если иной порядок учета выдачи справок и медицинских заключений не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведенной путем мониторинга сети Интернет с рабочего компьютера, установленного в кабинете прокуратуры г.Волгограда, расположенного по адресу ..., г. Волгоград, выявлены сайты в сети Интернет:
http://34ii.medsprawo4ka.ru/index-l.html,
http://vlg.sprawo4ka.ru/index-l.html,
http://volgograd.vipmedspravka.ru/in-l.html,
http://vlg.medsprawka.ru/cena.html
http://34i.stud-spravka.ru/index-l.html
на которых размещена информация о возможности покупки в дистанционной форме без посещения медицинского учреждения несоответствующих действительности официальных документов, а именно медицинских справок, в том числе об отсутствии новой коронавирусной инфекции СОВИД-19 и контактов с ней.
Статьей 324 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Пунктами 1, 3 ст.327 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что размещение подобного рода информации в сети Интернет посягает на авторитет государственной власти и способствуют совершению преступлений против порядка управления (глава 32 УК РФ).
Согласно п.п.1,4, 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 228 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (вместе с "Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Исходя из положений п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для признания информации, размещенной в сети Интернет по URL-адресам:
http://34ii.medsprawo4ka.ru/index-l.html,
http://vlg.sprawo4ka.ru/index-l.html,
http://volgograd.vipmedspravka.ru/in-l.html,
http://vlg.medsprawka.ru/cena.html
http://34i.stud-spravka.ru/index-l.html
В силу ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ URL-░░░░░░░:
http://34ii.medsprawo4ka.ru/index-l.html,
http://vlg.sprawo4ka.ru/index-l.html,
http://volgograd.vipmedspravka.ru/in-l.html,
http://vlg.medsprawka.ru/cena.html
http://34i.stud-spravka.ru/index-l.html
░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ... ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 29.01.2021 ░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░