Дело №2а –669/2024
УИД: 76RS0008-01-2024-000732-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2024 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Ивановой Ю.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» к УФССП России по Ярославской области, СОСП по Ярославской области ГМУ ФССП России, Переславскому РОСП УФССП России по Ярославской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» (далее – МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского») обратился в суд с административным иском к СОСП по Ярославской области ГМУ ФССП России, просит уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением от 15.02.2024г. в рамках исполнительного производства <номер скрыт>-ИП.
Требование мотивировано тем, что МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского») является должником по исполнительному производству <номер скрыт>-ИП от 10.01.2023г., возбужденному на основании исполнительного листа, выданного Переславским районным судом по делу №2-296/2022 об обязании администрации г.о. г. Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт четырех шахтных колодцев, расположенных на территории городского округа города Переславля-Залесского по адресам: <адрес скрыт>
<дата скрыта> были заключены муниципальные контракты на выполнение работ по реконструкции и дезинфекции шахтных колодцев в <адрес скрыт>. В рамках муниципальных контрактов решение суда было исполнено.
Организовать ремонтные работы в отношении двух других колодцев не представилось возможным. На основании определения суда от 25.01.2023г. МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01.06.2023г., в период которой осуществлен перерасчет стоимости работ по ремонту колодцев в <адрес скрыт>, определен подрядчик на выполнение работ и заключены муниципальные контракты от <дата скрыта>.
От подрядчика поступили письма о завершении работ по ремонту колодца в <адрес скрыт>, а так же о невозможности завершения работ по ремонту колодца в <адрес скрыт> в связи с отсутствием воды в колодце. В связи с поступившей информацией проведено разведывательное бурение, в результате которого определена глубина залегания водоносного слоя (28-35м), при этом, вода не соответствует нормативам и может использоваться только в технических целях. В администрацию г. Переславля-Залесского направлено письмо о принятии решения о необходимости бурения скважины в д. Рыково.
В настоящее время администрацией г. Переславля-Залесского решено (устно) о принятии мер по исполнению решения суда путем строительства нового шахтного колодца в <адрес скрыт> с учетом глубины залегания водоносного слоя. С этой целью МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» определены объемы работ, составлен сметный расчет и направлено повторное письмо в администрацию г. Переславля-Залесского о принятии решения по исполнению судебного акта.
Вместе с тем, истек срок, установленный МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» для добровольного исполнения решения суда. 15.02.2024г. судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства <номер скрыт>-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, который, по мнению административного истца, подлежит уменьшению с учетом фактических обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором так же указал, что до настоящего времени администрацией города Переславля-Залесского решения о дальнейших мероприятиях по исполнению решения суда по делу №2-296/2022 не принято, в связи с чем, <дата скрыта> направлено очередное письмо.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по Ярославской области, Переславский РОСП УФССП России по Ярославской области (л.д. 104).
Административные ответчики – УФССП России по Ярославской области, СОСП по Ярославской области ГМУ ФССП России, Переславский РОСП УФССП России по Ярославской области, а так же заинтересованные лица - Переславская межрайонная прокуратура, Управление муниципальной собственности администрации г. Переславля-Залесского, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора Ярославской области в Ростовском МО, администрация городского округа г. Переславля-Залесского в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще.
Ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие направили Переславский РОСП, СОСП по Ярославской области ГМУ ФССП России, судебный пристав-исполнитель которого возражал против удовлетворения искового требования.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Решением Переславского районного суда от 27 апреля 2022 г. по гражданскому делу №2-296/2022 на администрацию городского округа город Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда выполнить ремонт шахтных колодцев, расположенных на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области, по адресам: <адрес скрыт>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2022 года, не обжаловалось, вступило в законную силу 07 июня 2022 года (л.д. 8-9).
В соответствии с постановлением Переславского РОСП УФССП России по Ярославской области от 10.01.2023г. возбуждено исполнительное производство №<номер скрыт>-ИП в отношении должника - МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» (л.д. 10).
Определением судьи от 24.01.2023г. МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» отсрочка исполнения решения Переславского районного суда Ярославской области от 27.04.2022 г. по гражданскому делу 2-296/2022 сроком до 01.06.2023 года (л.д. 11).
Определением судьи от 08.06.2023г. МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» предоставлена отсрочка исполнения решения Переславского районного суда Ярославской области от 27.04.2022 г. по гражданскому делу 2-296/2022 сроком до 01.09.2023 года.
В постановлении Переславского РОСП УФССП России по Ярославской области от 10.01.2023г. о возбуждении исполнительное производство <номер скрыт>-ИП должнику МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Переславского РОСП Ефимовой В.К. от 15.02.2024 года с должника МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен (л.д.12).
<дата скрыта>. исполнительное производство <номер скрыт>-ИП передано в СОСП по <адрес скрыт> ГМУ ФССП России (л.д. 13).
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
По общему правилу ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Одно из таких изъятий предусмотрено непосредственно в ч. 13 ст. 30 данного Федерального закона для случаев предъявления к исполнению исполнительных документов, в которых установлен срок исполнения: срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в таком исполнительном документе; если же исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно ч. 1 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных письмом Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 08.07.2014 N 0001/16, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах;
Административный истец признает получение постановления о возбуждении исполнительного производства и факт того, что в установленный пятидневный срок решение суда исполнено не было. Однако, ссылается на объективные обстоятельства, ставшие препятствием к этому. В подтверждение таких обстоятельств, представляет суду документы.
<дата скрыта> заключен муниципальный контракт <номер скрыт> на выполнение работ по реконструкции, очистке и дезинфекции шахтного колодца, расположенного по адресу: <адрес скрыт> (л.д. 15-16).
<дата скрыта>. акт приемки выполненных работ подписан (л.д. 17-24).
<дата скрыта>. заключен муниципальный контракт <номер скрыт> на выполнение работ по ремонту, очистке и дезинфекции шахтного колодца, расположенного по адресу: городской <адрес скрыт> (л.д. 28-29).
<дата скрыта>. акт приемки выполненных работ подписан (л.д. 30-36).
<дата скрыта>. заключен муниципальный контракт <номер скрыт> на выполнение работ по ремонту, очистке и дезинфекции шахтного колодца, расположенного по адресу: городской <адрес скрыт> (л.д. 40-44).
Акт приемки выполненных работ подписан в <дата скрыта> (л.д. 52-54).
<дата скрыта>. заключен муниципальный контракт <номер скрыт> на выполнение работ по реконструкции, очистке и дезинфекции шахтного колодца, расположенного по адресу: <адрес скрыт> (л.д. 59-63).
<дата скрыта>. подрядчик ИП <ПАА> направил в адрес МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» предложение о расторжении муниципального контракта <номер скрыт> от <дата скрыта> по соглашению сторон из-за нецелесообразности проведения работ по ремонту колодца из-за отсутствия воды (л.д. 66). Соглашение о расторжении муниципального контракта подписано <дата скрыта>. (л.д. 74).
<дата скрыта> заключен муниципальный контракт <номер скрыт> на выполнение инженерно-геологических изысканий (бурение скважины с определением залеганий водоносного горизонта с отбором проб воды на лабораторные исследования) по адресу: <адрес скрыт> (л.д. 75-77).
По результатам выполнения работ было установлено, что ремонт и реконструкция существующего колодца, а так же строительство нового колодца в <адрес скрыт> невозможно ввиду глубокого залегания водоносного слоя грунта – 35 м и наличия воды, не соответствующей санитарным нормам и правилам. Письмом от <дата скрыта> МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» обратилось в администрацию города с просьбой поручить вопрос разработки проектно-сметной документации по строительству скважины в комплексе с водоподготовкой (л.д. 92).
До настоящего времени данный вопрос администрацией города Переславля-Залесского не решен, решение суда от 27 апреля 2022 г. по гражданскому делу №2-296/2022 в части колодца в <адрес скрыт> не исполнено.
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
При рассмотрении заявленного требования суд принимает во внимание то обстоятельство, что на момент получения органом местного самоуправления постановления о возбуждении исполнительного производства <номер скрыт>-ИП МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» уже принимались меры к исполнению требования исполнительного документа.
При рассмотрении обоих заявлений МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, Переславский районный суд в своих определениях от 23.01.2023г. и от 08.06.2023г. указал, что должником принимаются необходимые меры к исполнению решения суда.
В рассматриваемом случае МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» в силу своего правового положения осуществляет деятельность в пределах лимитов бюджетных ассигнований, доведенных учредителем (администрацией городского округа).
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» на основании постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Переславского РОСП Ефимовой В.К. от 15.02.2024 года, в рамках исполнительного производства <номер скрыт>-ИП от 10.01.2023г., на 12 500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 15.02.2024 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>-░░ ░░ 10.01.2023░., ░░ 12 500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2024░.