Дело № 2а-10050/2022
УИД 35RS0010-01-2022-014018-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда | 31 октября 2022 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Давыдовой О.Н.,
при секретаре Джафаровой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова И. Н. к ФСИН России, УФСИН России по Вологодской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области о признании действий незаконными, взыскание денежной компенсации,
установил:
Попов И.Н. обратился в суд с административным иском к ФСИН России, УФСИН России по Вологодской области о признании действий незаконными, взыскание денежной компенсации.
В обоснование заявленных требований указал, что при содержании в ФКУ СИЗО-2 не был обеспечен горячим водоснабжением в период с 01.05.2022 г. по 05.05.2022 г. Посещение душа предусмотрено два раза в семь дней. На устные просьбы предоставить кипяток, Администрация учреждения не реагировала. Кроме того, был ограничен доступ к окну, отсутствовала вытяжка для обеспечения и циркуляции свежего воздуха в камере, нет телевизора.
Просит признать действия и бездействия сотрудников СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области незаконными; взыскать с РФ в лице ФСИН России за счет казны РФ денежную компенсацию в размере 300 000 рублей.
Протокольным определением от 31.10.2022 г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области, УФСИН России по Вологодской области.
В судебном заседании административный истец Попов И.Н. не участвовал, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области, ФСИН России, УФСИН России по Вологодской области по доверенности Вальченко Н.М. административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Пояснила, что ограждающая контракция, на которую ссылается истец, предусмотрена Указом Минюста 204 ДСП от 2009 года.
Суд, заслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Условия отбывания наказания осужденных к лишению свободы регулируются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее — УИК РФ).
Условия содержания под стражей регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04 октября 2005 года № 189 (действовали на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы).
В случае нахождения в соответствии с положениями статьи 74 УИК РФ в следственном изоляторе осужденного, в отношении которого приговор суда вступил в законную силу и который подлежит направлению в исправительное учреждение для отбывания наказания, на него также распространяются положения Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в части, не урегулированной нормами УИК РФ, иными специальными нормативными правовыми актами в отношении указанных лиц.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются нормами федерального закона от 15.07.1995 N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.
Как следует из материалов дела, 01.12.2021 г. Попов И.Н. осужден Ухтинским городским судом Республики Коми по ст. 158 ч. 2 п. «б» УК РФ на срок 2 года 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Конец срока отбытия наказания - 24.12.2024 г.
02.05.2022 г. Попов И.Н. прибыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ярославской области, на основании постановления Ухтинского городского суда Республики Коми от 01.12.2021 г.
05.05.2022 г. Попов И.Н. убыл в УФСИН России по Республике Коми. Через ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области следовал транзитом.
Согласно Журналу № «Учета жалоб и заявлений подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся под стражей в корпусном отделении следственного изолятора к администрации» жалобы на условия содержания в период содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области от Попова И.Н. не поступали.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительными иным законодательством Российской Федерации.
По имеющимся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области документам (копия камерной карточки отдела режима) в период пребывания в СИЗО истец содержался в камере № четвертого режимного корпуса.
Согласно справке отдела тылового обеспечения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области камерное помещение № расположено на третьем этаже четвертого режимного корпуса, в техническом паспорте поименована под номером 18. Площадь камерного помещения составляет 51,9 м2. Технический паспорт, изготовленный уполномоченным органом Государственное предприятие Вологодской области «Вологдатехинвентаризация», не содержит сведений о наличии в камерных помещениях вспомогательных площадей, указанные площади в экспликации технического паспорта указаны в качестве жилых площадей.
Согласно Справке отдела тылового обеспечения покрытие пола, потолка и стен в камере № находится в удовлетворительном состоянии, остекление на окнах в целостности, запорные устройства форточек исправны, температурный режим соблюдается. Сантехническое и инженерное оборудование находится в работоспособном состоянии. Горячее, холодное водоснабжение и водоотведение в камерном помещении, где содержался истец централизованное. Уборка в камере производится дежурным по камере ежедневно, качественно, выдаваемым инвентарём, находящимся на посту. Следов наличия плесени, грибка, подтёков воды не обнаружено. Документальная фиксация температурного режима в камерах ежедневно не предусмотрена действующим законодательством. Соответственно представить документы на конкретную дату предполагаемого заявителем нарушения не представляется возможным. Согласно информационно справке начальника тылового отдела камера оборудована в соответствии с действующими Правилами, покрытие полов (деревянный настил) и потолков находится в удовлетворительном состоянии, следов грибка и плесени, подтеков воды в ходе осмотров обнаружено не было.
Согласно приказу Минюста России от 28.09.2001 г. № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» правильная техническая эксплуатация зданий и сооружений, инженерного оборудования и территорий жилых, режимных, лечебных и хозяйственно-складских зон имеет целью обеспечить бесперебойную, безаварийную и безопасную работу систем водопровода, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и вентиляции (пункт 3.3.).
В соответствии с приказом Минюста России от 28.09.2001 г. № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений УИС Минюста России» ежегодно в ходе общего осмотра специальной технической комиссией проверяется техническое состояние несущих и ограждающих конструкций и инженерных систем зданий и сооружений. По окончании осмотра составляется акт.
Согласно данному приказу комиссионные осмотры носят сезонный характер: при подготовке к осеннему (весеннему) периоду, в течение года объекты подлежат к осмотру дважды.
Согласно актов проверки санитарного состояния, целостности оконных рам и наличия остекления камерных помещений, расположенных на 4 режимном корпусе от 25.05.2022 г. температурно-влажностный режим соблюдается, общее санитарное состояние камерных помещений, расположенных в 4 режимном корпусе комиссией признано удовлетворительным и пригодным для проживания.
Согласноа проверки работоспособности вытяжной вентиляции, на 1, 2 и 4 режимном корпусе от 2022 года вентиляционная система в камерных помещениях на 1, 2 и 4 режимном корпусе работоспособна (тяга воздуха присутствует). Вентиляция в вышеуказанных камерных помещениях приточная с естественным побуждением, выполнена в кирпичной кладке во внутренней стене камеры и расположена над входной дверью, с последующим выходом вентиляционных каналов, обеспечивающих тягу воздуха из санитарного узла и камерного помещения, через крышу здания на улицу.
Так же имеется возможность постоянно проветривать помещения за счет одного широкого оконного проема размером 1,2*0,9 метра, что обеспечивает допустимые условия микроклимата и воздушной среды в помещении, что соответствует п.4.5 СанПиН 2.1.2.2645¬10.
Проветривание камерного помещения за счет открытия окна через техническое отверстие в отсекающей решётке и производится в любое время по потребности спецконтингента.
Заполнение оконных проемов выполнено в соответствии с требованиями пункта 8.90 Свода правил «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России», утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 г. № 161, приказа Минюста России от 04.09.2006 г.№ 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».
Согласно абзацу 4 статьи 23 Закона № 103-ФЗ все камеры обеспечиваются по возможности вентиляционным оборудованием.
Таким образом, обеспечение принудительным вентиляционным оборудованием (в том числе кондиционером) не является обязанностью администрации СИЗО.
Согласно комиссионным актам общего технического осмотра камерных помещений четвертого режимного корпуса на предмет пригодности и достаточности камерного оборудования (мебели) за 2021 год комиссией в камерных помещениях зафиксировано, в том числе наличие мебели и оборудования по положенности в полном объеме. Данным актом определен дополнительный срок службы до комиссионного обследования следующего года, т.е. камерная мебель на следующий год остается в неизменном виде на дату актирования (без каких-либо замен, дополнений и изъятий) т.е. на 2022 год.
Составление данных актов установлено приказом ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
В силу федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регулирующего отдельные отношения по содержанию осужденных при камерном размещении не содержит императивных норм, обязывающих обеспечить камерные помещения телевизионными приемниками.
Согласно пункту 43 ранее действующего приказа Минюста России от 14.10.2005 г. № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Согласно информационной справке отдела тылового обеспечения и приложенной к ней копии технического паспорта водоснабжение и водоотведение в камерном помещении, где содержался истец централизованное, что подтверждает разделом № технического паспорта, изготовленного уполномоченным органом Государственное предприятие Вологодской области «Вологдатехинвентаризация».
Обеспечение учреждения горячим водоснабжением (теплоснабжением) осуществляется на контрактной основе с АО «Вологдагортеплосеть». Нагрев воды осуществляется за счет поставляемой тепловой энергии через пластинчатый теплообменник до температуры не менее 60°, что полностью соответствует Правилам оказания коммунальных услуг. Пластинчатый теплообменник находится в надлежащем состоянии и ежегодно проходит техническое обслуживание и промывку специализированными организациями. В соответствии с Правилами в камере установлен бак с питьевой водой, предусмотрена возможность приобретения электроприбора заводского изготовления для нагревания воды.
Кроме того, горячая вода выдается сотрудниками дежурной службы в камеру в заявительном порядке по заявленной потребности.
Согласно справочной информации в период содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области Попов И.Н. с заявлениями, жалобами к администрации учреждения по выдаче горячей воды не обращался, о чем свидетельствует отсутствие записей в журнале № от 08.04.2013 г. «Учета жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся на корпусном отделении № 4», доказательств обратного суду не представлено и материалы дела не содержат.
Согласно журналу учета обращений, на корпусном отделении соответствующая информация об обращениях истца, отсутствует. Согласно журналу учета личного приема, руководством учреждения на прием истец не обращался.
Согласно справочной информации отдела режима санитарная обработка лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области осуществляется в строгом соответствии требованиям п. 45 главы 5 Правил, а также в строгом соответствии требованиям пункта 21 главы 5 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 г. №, согласно справочной информации отдела режима и журналу учета санитарной обработки лиц, содержащихся в СИЗО осуществлялась регулярно, а также в день прибытия.
Согласно Постановлению Правительства Вологодской области № от 06.05.2011 г., подача горячей воды в Вологде должна осуществляться 24 часа в сутки, круглогодично, с учетом следующих норм, чтобы обеспечить качественное оказание услуги, поставщик горячей воды в Вологде должен вовремя проводить плановые технические работы, своевременно ликвидировать неисправности в системе.
В соответствии со справочной информацией отдела режима согласно Журналу учета санитарной обработки лиц содержащихся в учреждении № от 21.12.2021 г. помывка осуществлялась в день прибытия, а также во время нахождения в камере № - 04.05.2022 г.
Согласно пункту 43 приказа Минюста России от 14.10.2005 г. № «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Таким образом, право на личную гигиену было соблюдено, отсутствие горячей воды, в том числе плановое отключение горячей воды при имеющихся обстоятельствах, не образует нарушений действующего законодательства.
Согласно справке отдела специального учета, обращений от истца не поступало. В контрольные и надзорные органы направлено одно обращение. Актов надзорного реагирования не поступало.
Административным истцом не представлено объективных и допустимых доказательств, подтверждающих нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области и претерпевание моральных страданий равно как и иного другого вреда, так же требования истца не содержат указание на нормы действующего законодательства, которые по мнению истца нарушил ответчик.
Истец убыл из учреждения 05.05.2022 г., обратился в суд в октябре 2022, т.е. за пределами срока для обращения в суд, предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательств уважительности пропуска срока истцом не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» в случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180. часть 5 статьи 219 КАС РФ.
На основании изложенного оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 295-298 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░ 2022 ░░░░.