УИД 24RS0026-01-2023-000537-17
дело № 2а-444/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Чугунникова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Улеевой С.Г.,
с участием прокурора Пузика И.А.,
представителя административного ответчика Бойковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Таскинский сельсовет» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по капитальному ремонту водопроводных сетей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Таскинского сельсовета законодательства о водоснабжении, в ходе которого установлено что административный ответчик является собственником, расположенных на территории с.Таскино водопроводных сетей холодного водоснабжения протяженностью 5946,8 метров. Износ данных водопроводных сетей составляет более 70%, что приводит к возникновению аварий и нарушает права граждан проживающих на территории села. Представление прокурора Каратузского района о проведении капитального ремонта водопроводных сетей оставлено без удовлетворения.
Ссылаясь на положения ст. 210 ГК РФ, ст. 2,14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 6,8 Федерального закона «О водоснабжении о водоотведении», прокурор просил:
- признать незаконным бездействие администрации Таскинского сельсовета Каратузского района Красноярского края по не проведению капитального ремонта водопроводной сети, расположенной в с.Таскино Каратузского района Красноярского края протяженностью 5 946,8 метраов:
- обязать администрацию Таскинского сельсовета Каратузского района Красноярского края провести капитальный ремонт водопроводной сети, расположенной в с.Таскино Каратузского района Красноярского края протяженностью 5 946,8 метров.
В последующем прокурор требования уменьшил и просил:
- признать незаконным бездействие администрации Таскинского сельсовета Каратузского района Красноярского края по не проведению капитального ремонта участка водопроводной сети, расположенной в с.Таскино Каратузского района Красноярского края по ул.Гагарина протяженностью 1232,6 м. от ВК26 до ВК38;
- обязать администрацию Таскинского сельсовета Каратузского района Красноярского края провести капитальный ремонт участка водопроводной сети, расположенного в с.Таскино Каратузского района Красноярского края по ул.Гагарина протяженностью 1232,6 м. от ВК26 до ВК38 в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Пузик И.А. поддержал уточненные исковые требования по изложенным доводам, указав, что участок водопроводной сети от ВК26 до ВК38 имеет износ 90%, и именно на данном участке ранее происходили аварии. Ремонт далее участка водопроводной сети наиболее необходим.
Представитель муниципального образования «Таскинский сельсовет» (глава администрации) Бойкова Е.С., действующий на основании Устава, заявленные исковые требования признала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что администрация ежегодно направляет в администрацию Каратузского района локальный сметный расчет для участия в краевой программе и ремонта наиболее аварийного участка от ВК26 до ВК 30. В текущем году такой локальный сметный расчет также направлен в ноябре 2023 года. Денежных средств на ремонт водопроводных сетей не выделялось. Концессионного соглашения о передачи водопроводной сети хозяйствующему субъекту не заключалось, так как какие-либо лица для участия в размещенном конкурсе не заявлялось
Заинтересованное лицо ООО «Каратузский ТВК» просило дело рассмотреть в свое отсутствие, поддерживая требования прокурора. Дополнительно обществом указано, что водопроводные сети в с.Таскино переданы заинтересованному лица на основании договора безвозмездного пользования от 25.07.2018 года, который не предусматривает проведении ссудополучателем капитального ремонта.
Выслушав стороны и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов администрация Таскинского сельсовета Каратузского района является собственником, расположенных на территории с.Таскино водопроводных сетей холодного водоснабжения протяженностью 5946,8 метров.
Данные водопроводные сети на основании договора от 25.07.2018 года переданы в безвозмездное бессрочное пользование ООО «Каратузский ТВК», концессионного соглашения в отношении указанных объектов не заключалось. В соответствии с условиями приведенного договора на ООО «Каратузский ТВК» возложена обязанность по содержанию имущества в исправном состоянии, обязанности по капитальному ремонту на ссудополучателя не возложено.
В соответствии с актом технического обследования, согласованного администрацией Таскинского сельсовета и ООО «Каратузский ТВК» при камеральном техническом обследовании объектов централизованных систем холодного водоснабжения в с.Таскино, установлено, что участок водопроводной сети, расположенной в с.Таскино Каратузского района Красноярского края по ул.Гагарина протяженностью 1232,6 м. от ВК26 до ВК38 имеет степень износа 90%, введен в эксплуатацию в 1962 году, в том числе, на данном участке 28..11.2022 года произошла авария – порыв водопровода.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п. п. 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 названного закона одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
На основании ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пункт 3,4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относят владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
К вопросам местного значения поселения также относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абз. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Сведений об организации административным ответчиком указанных мероприятий либо принятия иных эффективных мер, направленных на предупреждение новых порывов на сетях, обеспечение бесперебойного и качественного водоснабжения потребителей, материалы дела не содержат.
Доказательств иного в нарушение требований ст. 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено.
Принимая во внимание, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами возложены на органы муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, и учитывая, что в ходе рассмотрения спора нашел подтверждение факт нарушения требований действующего законодательства по надлежащему содержанию и капитальному ремонту сетей водоснабжения, введенных в эксплуатацию и находящихся в собственности муниципального образования «Таскинский сельсовет», что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности по проведению капитального ремонта сетей водоснабжения на их собственника.
При таких обстоятельствах заявление прокурора, с учетом уточнения требований, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 1232,6 ░. ░░ ░░26 ░░ ░░38;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 1232,6 ░. ░░ ░░26 ░░ ░░38 ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.12.2023░.