РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Домодедово 17 июля 2023 г.
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Захарова Р.П.,
при секретаре Чуловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3015/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к Домодедовской таможне ФТС России, Центральному таможенному управлению о признании незаконными решение о внесении изменений (дополнений) в сведения заявленные в декларации на товары, уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней,
установил:
Административный истец ФИО2 обратился в Домодедовский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Домодедовской таможне ФТС России, Центральному таможенному управлению о признании недействительными решения Домодедовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее – ДТ) № и уведомления Центрального таможенного управления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ №/№.
В административном иске свое несогласие с оспариваемыми решением и уведомлением мотивирует следующим. ФИО2, выступая в качестве декларанта, действуя через таможенного представителя ООО «Апрель», в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №-ТД/21, обратился во Внуковскую таможню с целью таможенного оформления (помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления») ввезенного на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) предмета живописи - картины современного издания «Мечтатель звездного света», в обкладке, Райан Хьюитт (Ryan Hewett), холст, масло, год издания — 2021, размер — 1650х2000мм.
В качестве документа, подтверждающего сведения, заявленные в отношении декларируемого товара, таможенному органу представлено экспертное заключение эксперта по культурным ценностям, аттестованного Министерством культуры РФ, ФИО1 №ЖИ/ФЛ№ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанным Экспертным заключением, задекларированная в ДТ № картина «Мечтатель звездного света» создана в 2021 году в <адрес> и относится к культурным ценностям. В связи с представленным экспертным заключением, подтверждающим культурную ценность задекларированного товара, была представлена налоговая льгота по уплате НДС в размере 20%.
Декларация на товары № оформлена Внуковской таможней в установленном порядке, задекларированная картина, признанная культурной ценностью, выпущена в свободное обращение.
В апреле-июне 2022 года Домодедовской таможней в отношении ФИО2 проведена проверка таможенных, иных документов и сведений после выпуска товаров, задекларированных по ДТ №.
Согласно Акту проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ №/№ Домодедовская таможня пришла к выводу о неправомерном представлении льгот по уплате НДС на товар, задекларированный по ДТ №, в связи с тем, что представленное таможенному органу экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ выдано экспертом, не аттестованным на выдачу экспертных заключений по специальности «Живопись, в том числе религиозного назначения, регион создания — <адрес> (Африка)», в связи с чем, является недействительным.
Решением Домодедовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в графу 36 («Преференция») ДТ № внесены изменения, в соответствии с которыми код преференций (льгот) по уплате таможенных платежей, заявленный при декларировании как «КЦОО-КЛ», означающий «КЦ» - «льгота по уплате таможенных сборов за таможенные операции», «КЛ» - «освобождение от уплаты НДС, предусмотренные законодательными актами РФ», изменен на «ООО-ОО» - «льготы по уплате НДС не запрашиваются».
В связи с чем, административный истец считает, что был лишен преференции по освобождению от уплаты НДС. Сумма доначисленных таможенных платежей, в соответствии с Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ составила № рублей. Выражает мнение о том, что экспертное заключение № № от ДД.ММ.ГГГГ, года не является недействительным, поскольку оно оформлено, подписано и выдано в соответствии с требованиями закона, не признавалось недействительным в установленном законом порядке.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о его дате, времени и месте проведения.
В судебном заседании представитель административного истца – адвокат ФИО4, представивший также ордер на представление интересов заинтересованного лица ООО «Апрель» по настоящему делу, административное исковое заявление поддержал по основаниям в нём изложенным.
Представитель административного ответчика Домодедовской таможни ФИО5 требования административного искового заявления не признала, поддержав ранее представленные письменные возражения.
Представитель административного ответчика Центрального таможенного управления ФТС России в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Центрального таможенного управления.
Представитель заинтересованного лица Внуковской таможни ФИО6 возражала против удовлетворения требований административного иска ФИО2, представив письменную позицию по делу.
Представитель заинтересованного лица Министерства культуры Российской Федерации Григорян Г.Г. просил отказать в удовлетворении требований ФИО2, представив письменные пояснения по делу.
С учётом положений ст. 150 КАС РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу – ДД.ММ.ГГГГ.
На основании статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных форм таможенного контроля в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС (до выпуска товаров), а также до истечении 3 лет после выпуска товаров.
В соответствии со статьей 322 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля является проверка таможенных, иных документов и(или) сведений.
Согласно пункту 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, проводится на основании положений статей 324, 326 ТК ЕАЭС и статей 225, 226 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ).
При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных ТК ЕАЭС, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений (пункт 1 статьи 340 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Согласно пункту 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 – 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
На основании пунктов 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей.
Пунктом 1 статьи 84 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларанту предоставлено право осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции (подпункт 1), привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах (подпункт 6).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Пунктом 1 статьи 136 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Согласно пункту 9 статьи 136 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если иной срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не установлен в соответствии с ТК ЕАЭС.
Подпунктом 1 пункта 14 статьи 136 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в отношении товаров, указанных в пункте 9 настоящей статьи, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с ТК ЕАЭС в декларации на товары с учетом тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам отнесен НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
В соответствии с подпунктом 4.1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, культурных ценностей, не указанных в подпункте 4 статьи 150 НК РФ, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей. Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащего вывод об отнесении исследуемого движимого предмета к культурным ценностям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 47 Федерального закона № 289-ФЗ таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении культурных ценностей при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза государственными, негосударственными и муниципальными музеями, государственными и негосударственными архивами, библиотеками, иными государственными и муниципальными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования и при завершении действия указанных процедур помещением товаров под таможенную процедуру реэкспорта и реимпорта товаров соответственно, а также культурных ценностей, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Положениями пункта 4 статьи 11.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон №-I) установлено, что экспертиза культурных ценностей проводится на договорной основе экспертами по культурным ценностям. Уполномоченный орган принимает решение об аттестации, о приостановлении действия аттестации, о прекращении действия аттестации экспертов по культурным ценностям, выдает удостоверения экспертов по культурным ценностям, утверждает перечень специализаций экспертов по культурным ценностям и форму удостоверения эксперта по культурным ценностям.
Согласно пункту 6 статьи 11.2 Закон №-I по результатам проведения экспертизы культурных ценностей эксперт по культурным ценностям составляет письменное экспертное заключение по форме, утвержденной уполномоченным органом, в трех экземплярах, один из которых передается заявителю, один хранится у эксперта в течение года с даты составления экспертного заключения и один направляется экспертом по культурным ценностям в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с даты составления экспертного заключения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 11.2 Закона №-I порядок проведения экспертизы культурных ценностей, в том числе критерии отнесения предметов к культурным ценностям, и порядок направления экспертом экспертного заключения в уполномоченный орган, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения экспертизы и порядок направления экспертом экспертного заключения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение».
В соответствии с пунктом 3 раздела I Правил проведение экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила проведения экспертизы) экспертиза проводится экспертами по культурным ценностям, аттестованными Министерством культуры РФ в порядке, установленном Правилами аттестации экспертов по культурным ценностям, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил аттестации экспертов по культурным ценностям», в соответствии с их специализацией, перечень которых утверждается Министерством культуры Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 14, 15 раздела I Правил проведения экспертизы проведение экспертизы основывается на принципах компетентности и объективности эксперта, всесторонности проводимых им исследований объектов экспертизы и обоснованности выводов по результатам ее проведения.
Проведение экспертизы включает в себя: а) исследование объектов экспертизы; б) измерение параметров (размеров и массы) объектов экспертизы; в) применение критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; г) изучение информации об объектах экспертизы в специализированной литературе, а также в открытых источниках информации, печатных изданиях и сети "Интернет"; д) подготовка предложений по стоимости (страховой стоимости) объектов экспертизы; е) формулирование выводов по результатам проведения экспертизы; ж) фотофиксация объектов экспертизы в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил; з) составление экспертного заключения.
Согласно пунктам 16, 19 раздела I Правил проведения экспертизы при исследовании объектов экспертизы экспертом устанавливаются: автор (изготовитель); дата (период) и место (регион) создания или обнаружения (за исключением палеонтологических образцов) объектов экспертизы; материал, технологии исполнения, технические средства, используемые при создании объектов экспертизы; наличие (отсутствие) отметок, клейм, проб, номеров, подписей; состояние сохранности; подтверждение подлинности (неподлинности) или копийности объектов экспертизы.
Проведение экспертизы включает в себя измерение следующих параметров (размеров и массы) объектов экспертизы (при их наличии): длина, ширина, высота, диаметр; масса (для движимых предметов минералогии, палеонтологии, метеоритов, драгоценных металлов и камней, а также иных объектов экспертизы в зависимости от их особенностей). При проведении экспертизы объектов экспертизы, состоящих из отдельных фрагментов (движимых предметов), указываются размеры и масса этих фрагментов (движимых предметов).
На основании пункта 23 раздела I Правил проведения экспертизы фотофиксации подлежат: а) общий вид объекта экспертизы; б) отдельные фрагменты (движимые предметы) объектов экспертизы (для объектов экспертизы, состоящих из отдельных фрагментов движимых предметов); в) особые отметки, имеющиеся на объектах экспертизы (надписи, номера, подписи авторов, клеймы, штампы и (или) печати); г) имеющиеся повреждения (при наличии); д) лицевая и оборотная стороны объектов экспертизы, которые являются нумизматическими и фалеристическими материалами.
В соответствии с пунктом 26 раздела I Правил проведения экспертизы экспертное заключение формируется экспертом в электронной форме на информационном ресурсе Министерства культуры Российской Федерации и подписывается квалифицированной электронной подписью.
На основании пункта 22 раздела I Правил проведения экспертизы результатом экспертизы является экспертное заключение, составленное экспертом (экспертами) по форме, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации, в котором содержится следующая информация: а) номер и дата составления экспертного заключения; б) место проведения экспертизы; в) сведения об эксперте (экспертах) (фамилия, имя, отчество (при наличии), специализация, номер удостоверения эксперта); г) сведения о заказчике экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии) и год рождения физического лица или наименование и идентификационный номер налогоплательщика юридического лица); д) вопросы, поставленные перед экспертом (в случае их наличия), и ответы эксперта на указанные вопросы; е) сведения об объектах экспертизы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, и их параметры, указанные в пункте 19 настоящих Правил; ж) описание хода и результатов проведенных исследований с указанием примененных методов, оборудования, использованных для сравнения движимых предметов; з) выводы эксперта по результатам проведения экспертизы; и) обоснование выводов экспертного заключения; к) предложение по стоимости (страховой стоимости) объектов экспертизы (в случае если экспертное заключение содержит вывод об отнесении движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза); л) результаты фотофиксации объекта экспертизы, предусмотренной пунктом 23 настоящих Правил.
Согласно пункту 27 раздела I Правил проведения экспертизы экспертное заключение, подписанное квалифицированной электронной подписью, не позднее 3 календарных дней со дня его составления направляется экспертом в электронном виде посредством сети "Интернет" в Министерство культуры Российской Федерации для его регистрации. Регистрация экспертного заключения осуществляется Министерством культуры Российской Федерации в день его получения.
Согласно подпункту 38 раздела IV Правил проведение экспертизы экспертное заключение, составленное по результатам проведения экспертизы культурных ценностей, ввозимых в Российскую Федерацию, должно содержать следующие обоснованные выводы: а) об отнесении (неотнесении) движимых предметов к культурным ценностям; б) об отнесении (неотнесении) движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом ЕАЭС установлен разрешительный порядок вывоза, - в случае, если экспертное заключение содержит вывод об отнесении движимых предметов к культурным ценностям; в) об отнесении (неотнесении) исследуемых культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое значение, - в случае, если экспертное заключение содержит вывод об отнесении движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом ЕАЭС установлен разрешительный порядок вывоза.
Судом установлено, что ФИО2 на таможенную территорию ЕАЭС ввезен и задекларирован во Внуковской таможне по ДТ № товар – картина современного издания «Мечтатель звездного света», в обкладке, Райан Хьюитт (Ryan Hewett), Холст, масло, год издания - 2021, размер – 1650* 2000 мм, Производитель RYAN HEWETT, торговый знак: отсутствует, модель: отсутствует, артикул: отсутствует, количество: 1.00 шт. Страна происхождения – GB (Соединенное королевство). Заявленный код товара в соответствии с Единой ТН ВЭД ЕАЭС 9701 10 000 0 (ставка ввозной таможенной пошлины – 0 %, НДС – 20%).
Таможенное декларирование ввезенного товара от имени и по поручению ФИО2 осуществил таможенный представитель ООО «Апрель» на основании договора таможенного представителя с декларантом от ДД.ММ.ГГГГ №-ТД/21.
Ввезенный товар помещен под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления с применением льгот по уплате таможенных сборов за таможенные операции и освобождения от уплаты НДС, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
В связи с чем, в графе 36 «Преференции» № ДТ № заявлены коды: «КЦ» – льгота по уплате таможенных сборов за таможенные операции, «КЛ» – освобождение от уплаты НДС, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.
В качестве документа об отнесении ввезенных товаров к культурным ценностям, подтверждающего соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, в графе № 44 ДТ № декларантом представлено экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ № №, составленное экспертом по культурным ценностям ФИО1. Специализация, указанная в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ № ЖИ/ФЛ/№, – «Живопись (в том числе религиозного назначения)».
Внуковской таможней ввезенный товар по ДТ № выпущен в свободное обращение, освобождение от уплаты таможенных сборов и НДС составили суммы в размере № рублей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 Домодедовской таможней проведена проверка документов и (или) сведений после выпуска товара, представленных при таможенном декларировании по ДТ №.
Результаты проверки изложены в акте от ДД.ММ.ГГГГ №/№.
По результатам проверки таможенный орган пришел к выводу, что представленное декларантом ФИО2 экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ №№, составленное экспертом ФИО1, не является документом, подтверждающим право на получение льготы по уплате таможенных сборов и НДС в отношении ввезенного товара, поскольку составлено с нарушением законодательства РФ о вывоз и ввозе культурных ценностей.
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № №, составленного экспертом по культурным ценностям ФИО1, на экспертизу представлены движимые предметы: картина «Мечтатель звездного света» в обкладке. Автор (изготовитель, мастер) – Райан Хьюитт (Ryan Hewett). Категория - живопись (в том числе религиозного назначения). Состояние сохранности хорошее; год (период) создания – 2021 год, регион создания – <адрес> (Африка).
Из приказа Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об аттестации экспертов по культурным ценностям» следует, что эксперт ФИО1 аттестована на выдачу экспертных заключений по специальности «Живопись, в том числе религиозного назначения (Россия, Западная Европа, Америка, Азия (XV-XXI вв.). Сведения об аттестации ФИО1 по вышеуказанной специализации также содержатся в Реестре аттестованных Министерством культуры РФ экспертов по культурным ценностям, размещенном на официальном сайте Министерства культуры России: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-certified_experts/.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство культуры РФ (в ответ на письмо Домодедовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №) сообщило, что эксперт ФИО1 аттестована в качестве эксперта по культурным ценностям приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об аттестации экспертов по культурным ценностям» по специализации «Живопись, в том числе религиозного назначения (Россия, Западная Европа, Америка, Азия (XV-XXI вв.)». Экспертное заключение, составленное экспертом по культурным ценностям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ЖИ/ФЛ№, содержит информацию о том, что регион создания объекта экспертизы – <адрес> (Африка), на основании изложенного указанное экспертное заключение действительным не является.
Согласно представленным экспертом по культурным ценностям ФИО1 документам и сведениям подтверждено проведение экспертного исследования товара, задекларированного по ДТ №, по результатам которого ею составлено экспертное заключение ДД.ММ.ГГГГ № ЖИ/№, зарегистрированное в электронной базе Министерства культуры РФ, подписанное квалифицированной электронной подписью, которое в дальнейшем было предоставлено для электронного декларирования. Экспертное заключение создано и подписано после проведения визуального осмотра после распаковки произведения. Осмотр проводился под таможенным наблюдением на таможенном терминале Аэропорта Внуково. Факт проведения предварительного осмотра груза (с нарушением целостности упаковки груза), прибывшего в адрес ФИО2 по авианакладной AWB № от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержден письмом таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой) Внуковской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №.
По вопросу отсутствия у эксперта соответствующей специализации, позволяющей ему отнести иностранные товары к определенному периоду и региону создания, ФИО1 пояснила, что на ДД.ММ.ГГГГ у нее имелась специализация по проведению экспертиз по категории «Живопись».
В связи с тем, что специализация эксперта ФИО1 («Живопись, в том числе религиозного назначения (Россия, Западная Европа, Америка, Азия (XV-XXI вв.)») не позволяла ей проводить экспертизу ввезенной картины (живописи), в том числе религиозного назначения, регион создания – <адрес> (Африка), экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ № ЖИ/№, составленное экспертом ФИО1, не является документом, который может служить основанием для предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Данные обстоятельства явились основанием принятия Домодедовской таможней решения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № и направления Центральным таможенным управлением уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от ДД.ММ.ГГГГ №/№.
В соответствии с абзацем 10 статьи 5 Закона №-I уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Министерстве культуры Российской Федерации» утверждено Положение о Министерстве культуры РФ (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения Министерство культуры РФ (далее -Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.
На основании пункта 6.2 Положения, Минкультуры России вправе давать разъяснения государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 259 Федерального закона № 289-ФЗ таможенные органы для выполнения возложенных на них функций осуществляют в пределах компетенции информационное взаимодействие с органами государственной власти, иными органами и организациями.
В обоснование исковых требований истец указал, что спорное экспертное заключение составлено квалифицированным экспертом ФИО1, аттестованным Минкультуры России в качестве эксперта по культурным ценностям в установленном порядке. Экспертное заключение сформировано на электронном ресурсе Минкультуры РФ, подписано электронной цифровой подписью эксперта в установленной законом порядке в соответствии с Правилами проведения экспертизы.
По мнению истца, эксперт, не имеющий должной специализации, не имеет технической возможности сформировать экспертное заключение в электронном виде на ресурсе Минкультуры России. Тот факт, что экспертом создана и зарегистрирована данная экспертиза посредством электронного ресурса Минкультуры России в соответствии с правилами проведения экспертизы, свидетельствует о правомочности эксперта и наличии необходимой специализации.
Данные доводы истца опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Согласно приказу Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об аттестации экспертов по культурным ценностям» эксперт ФИО1 аттестована на выдачу экспертных заключений по специальности «Живопись, в том числе религиозного назначения (Россия, Западная Европа, Америка, Азия (XV-XXI вв.). Сведения об аттестации ФИО1 по вышеуказанной специализации также содержатся в Реестре аттестованных Министерством культуры РФ экспертов по культурным ценностям, размещенном на официальном сайте Министерства культуры России: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-certified_experts/.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство культуры РФ (в ответ на письмо Домодедовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №) подтвердило, что эксперт ФИО1 аттестована в качестве эксперта по культурным ценностям приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об аттестации экспертов по культурным ценностям» по специализации «Живопись, в том числе религиозного назначения (Россия, Западная Европа, Америка, Азия (XV-XXI вв.)».
Вышеуказанные доказательства свидетельствуют о том, что специализация эксперта ФИО1 («Живопись, в том числе религиозного назначения (Россия, Западная Европа, Америка, Азия (XV-XXI вв.)») не позволяла ей проводить экспертизу ввезенной картины (живописи), в том числе религиозного назначения, регион создания – <адрес> (Африка), следовательно, экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ № ЖИ/ФЛ/0001/0222-2021 составлено экспертом ФИО1 с нарушением закона о вывозе и ввозе культурных ценностей, в связи чем, не является документом, который может служить основанием для предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Утверждение истца об отсутствии технической возможности сформировать экспертное заключение в электронном виде на ресурсе Минкультуры России экспертом, не имеющим должной специализации, документально не подтверждено.
Также не нашло свое документального подтверждения в материалах дела утверждение истца о том, что факт создания и регистрации экспертизы на электронном ресурсе Минкультуры России в соответствии с Правилами проведения экспертизы свидетельствует о правомочности эксперта и наличии необходимой специализации.
Положения Закона № и Правил проведения экспертизы культурных ценностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не устанавливают обязанность Минкультуры России по проверке сведений, содержащихся в экспертных заключениях, при их формировании и подписании экспертами, регистрации на информационном ресурсе Минкультуры России.
Также является неверной ссылка истца на пункт 10 статьи 11.2 Закона №, согласно которому результаты экспертизы культурных ценностей могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Данной правовой нормой предусмотрено право заинтересованного лица (лицо, по поручению которого проведена экспертиза) оспорить результаты экспертизы (отнесение/неотнесение к культурным ценностям).
В данном случае, экспертное заключение ФИО1, составлено с нарушением законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей, что в силу подпункта 4.1 статьи 150 НК РФ не является документом, дающим право на освобождение от уплаты НДС и на льготу по уплате таможенных сборов.
Довод истца о том, что таможенный орган декларирования (Внуковская таможня), приняв экспертное заключение в качестве документа подтверждающего льготу по уплате таможенных платежей, выпустил товар с предоставлением заявленной льготы, а Домодедовская таможня, приняв оспариваемое решение, превысила свои полномочия, не основан на законе.
Согласно положениям статьи 310 ТК ЕАЭС во взаимосвязи со статьей 14 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных форм таможенного контроля в истечение 3 лет после выпуска товаров.
Таможенный орган при выявлении по результатам проведённого таможенного контроля после выпуска недостоверных сведений, заявленных в ДТ, в том числе в случае представления лицом документов, которые не подтверждают заявленные в ДТ сведения, согласно требованиям раздела III Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
При этом признание представленных документов недействительными в судебном или ином порядке для целей внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не требуется.
Иные доводы истца не могут являться основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
В связи с тем, что правовых оснований для предоставления освобождения от уплаты сумм таможенных платежей не имелось, права, свобода и законные интересы истца не нарушены.
Оценив в соответствии с нормами главы 6 КАС РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО2 требований административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №/№ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░