Дело № 2а-947/2024
УИД 50RS0048-01-2023-010907-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2024 года г.о. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Яровой Т.В.,
при секретаре Тицкой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2, ФИО1 к Администрации городского округа Химки о признании незаконными и отмене постановления, решения об отказе в предоставлении государственной услуги,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Администрации городского округа Химки о признании незаконными и отмене постановления от 04.10.2023 № 1611, решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков» от 11.10.2023 № <№ обезличен>, и в качестве обоснования своих требований ссылаются на следующие обстоятельства:
04.10.2023 Администрацией городского округа Химки Московской области вынесено Постановление № 1611 «Об отмене постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 14.08.2023 № 1297 «Об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу (с местоположением): <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности». Постановлением № 1297 от 14.08.2023 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого составляет 1448 кв.м, расположенного по адресу (с местоположением): <адрес>, категория земель – «Земли населённых пунктов», вид разрешенного использования – «Для индивидуального жилищного строительства», в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 381 кв.м и земельного участка, находящегося в частной собственности, площадью 1066.77 кв.м с кадастровым номером <№ обезличен>. Вновь образованному в результате перераспределения земельному участку, присвоен адрес: <адрес>. ФИО3 и ФИО4 было поручено обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения. Были установлены ограничения в пользовании земельным участком, указанным в пункте 1 настоящего Постановления: - приаэродромная территория: Расположен: <адрес>: 1448.34 кв.м; <адрес>: 1448.34 кв.м. ФИО5 и ФИО6 были уполномочены обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в постановлении. 11.10.2023г. Административным ответчиком было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков» от 11.10.2023 № <№ обезличен>, при этом в обоснование отказа в решении указано, что «Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 26 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением, и кассационным определением было принято решение об отмене Постановления о перераспределении, в связи с чем повторное рассмотрение обращения в отношении испрашиваемой территории не представляется возможным». Административные Истцы считают указанные нормативные акты - постановление от 04.10.2023 № 1611 и решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков» от 11.10.2023 № <№ обезличен> незаконными и подлежащими отмене по основаниям, указанным в иске.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, была привлечена Администрация городского округа Солнечногорск.
Административные истцы ФИО7., ФИО8 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель истцов по доверенности и ордеру адвокат ФИО9 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объёме.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Химки Московской области в судебное заседание не явился, о месте и дате судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на административный иск, в которых возражал против удовлетворения иска.
Третье лицо Администрация городского округа Солнечногорск Московской области в судебное заседание не явилась о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании административные истцы ФИО10. и ФИО11 владеют на праве общей долевой собственности по ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <№ обезличен>.
14.08.2023 Администрацией г.о. Химки издано постановление № 1297 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности. В соответствии с указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого составляет 1448 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 381 кв.м, и земельного участка, находящегося в частной собственности, площадью 1066,77 кв.м с кадастровым номером <№ обезличен>. Вновь образованному участку присвоен адрес МО, г.о. Химки, дер. Мышецкое, ул. Спортивная, земельный участок 39.
Административным истцам указанным постановлением поручено обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения.
Постановлением установлены ограничения в пользовании земельным участком – приаэродромная территория: Расположен: <адрес>: 1448.34 кв.м; <адрес> 1448.34 кв.м.
ФИО12. и ФИО13 уполномочены обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в указанном постановлении. Срок действия постановления установлен в 2 (два) года.
К постановлению приложена схема расположения вновь образованного земельного участка с указанием поворотных точек координат.
31.08.2023 ФИО14. и ФИО15. через МФЦ городского округа Химки подали заявление о государственном учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами и межевой план.
06.09.2023 по результатам оказания государственной услуги была выдана выписка из единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с которой в отношении вновь созданного земельного участка внесены в единый государственный реестр недвижимости соответствующие сведения.
02.10.2023 ФИО16 обратились с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участок в случае наличия ранее принятого постановления администрации об утверждении схемы расположения земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении или согласия администрации на заключение такого соглашения.
04.10.2023 Администрацией городского округа Химки вынесено постановление № 1611 «Об отмене постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 14.08.2023 № 1297 «Об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу (с местоположением): <адрес>, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности».
Данным постановлением отменено постановление Администрации от 14.08.2023 № 1297.
11.10.2023 административным ответчиком было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков» от 11.10.2023 № <№ обезличен>.
В обоснование отказа в решении указано:
«Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 26 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением, и кассационным определением было принято решение об отмене Постановления о перераспределении, в связи с чем, повторное рассмотрение обращения в отношении испрашиваемой территории не представляется возможным».
Обращаясь с административным иском, Зубковы указывают, что ссылка на Решение Солнечногорского городского суда Московской области от 26 августа 2020 года является необоснованной.
В материалы дела представлены копии судебных актов, принятых Солнечногорским городским судом Московской области по № 2-211/2020 по иску администрации городского округа Солнечногорск Московской области к ФИО17, ФИО18 об освобождении земельного участка, а именно - Решения Солнечногорского городского суда Московской области от 26.08.2020 по гражданскому делу № <№ обезличен>; Апелляционное определение Московского областного суда от 12 сентября 2022 года по гражданскому делу № <№ обезличен>; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.06.20323 по гражданскому делу № <№ обезличен>.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 26.08.2020 г. по гражданскому делу № <№ обезличен> постановлено - обязать ФИО19 и ФИО20 освободить земельный участок площадью 25,691 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, расположенный между земельными участками с кадастровыми номерами <№ обезличен> и <№ обезличен> и имеющий координаты, поименованные в решении суда, путем демонтажа в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения за счет собственных средств самовольно возведенной хозяйственной постройки, обозначенной на чертеже границ, составленного инженером-геодезистом Тарасовым П.Н. точками 5-6-7-12. Обязать ФИО21, ФИО22 освободить земельный участок – земли общего пользования (проезд) площадью 1933 кв.м., расположенный вдоль земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен>, по адресу: <адрес>, в координатах, поименованных в решении суда, путем демонтажа в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения за счет собственных средств возведенных объектов малых архитектурных форм – беседки, клумбы, детской площадки, ограждений (ворота).
Суд соглашается с доводами административных истцов о том, что указанные судебные акты не могут являться основанием для вынесения оспариваемых постановлений административного ответчика, поскольку были приняты по иным основанию и предмету, ими не затронуты вопросы перераспределения земельных участков.
Административный ответчик представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что причиной отказа в предоставлении государственной услуги административным истцам явился факт необращения через портал РПГУ административными истцами за заключением соглашения о перераспределении для последующих земельных работ и оспариваемое постановление было отменено в связи с отсутствием оформления земельно-правовых отношений.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика, поскольку они противоречат материалам дела и действительным обстоятельствам.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ срок для обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением, составляет три месяца.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными выносится в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца и на административного ответчика следует возложить обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Действующим земельным законодательством (в частности, главой V.4 ЗК РФ) предусмотрена возможность перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой, а также перераспределения таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с п.п. 2–5 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, которое должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Обязательными приложениями к указанному соглашению о перераспределении являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется соответственно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлен ст. 39.29 ЗК РФ.
Результатом рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков в силу п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ должно являться либо принятие уполномоченным органом решения об утверждении схемы расположения земельного участка (когда такая схема прилагается к заявлению при отсутствии проекта межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков) и направлении этого решения с приложением указанной схемы заявителю; либо направление заявителю согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; либо принятие решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подп.1 и 4 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Указанным пунктом предусмотрено, что решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Оспариваемые административными истцами решение и постановление не содержат указанных в законе оснований.
При таких обстоятельствах постановление от 04.10.2023 № 1611, вынесенное Администрацией городского округа Химки Московской области и Решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков» от 11.10.2023 № <№ обезличен>, вынесенное Администрацией городского округа Химки Московской области подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 04.10.2023 № 1611, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ 11.10.2023 № <№ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 381 ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1066.77 ░░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | ||||
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |||
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | ||||
<░░░░░░ ░░░░░░> |