УИД № 57RS0014-01-2022-001870-81
Дело №2а-1-113/2023 (№2а-1-1384/2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2023 года г.Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Тульской С.Г.,
с участием помощника Мценского межрайонного прокурора Титовой А.И.,
представителя ответчика администрации Мценского района по доверенности Кузнецовой Д.Ю., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика администрации Аникановского сельского поселения Артемова П.Г., действующего на основании доверенности,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Мценского района Орловской области, отделу дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района Орловской области и администрации Аникановского сельского поселения о приведении дороги в соответствие с требованиями законодательства,
установил:
заместитель Мценского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мценского района Орловской области, отделу дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района Орловской области и администрации Аникановского сельского поселения о приведении дороги в соответствие с требованиями законодательства.
С учетом уточнения административных исковых требований просит обязать администрацию Мценского района Орловской области выделить денежные средства, а отдел дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района организовать работы по приведению дорог <адрес> в соответствие с требованиями законодательства в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выполнив следующее:
- разработать проекты организации дорожного движения на дороги «<адрес>;
- установить согласно п. 5.6.35 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 5.23.1 и 5.23.2 «Начало населенного пункта», обозначающее начало населенного пункта д.Хомутово в соответствии с разработанным проектом организации дорожного движения;
- устранить в соответствии с п.п.5.2.4, 5.3.1, 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, на дороге <адрес>, общей протяженностью 0,383 км дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, колей и иных повреждений, а также кустарниковой растительности;
- устранить в соответствии с п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге по <адрес> кустарниковую растительность;
- устранить в соответствии с п.п.5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах по <адрес> дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, колей и иных повреждений, а также кустарниковой растительности;
Обязать администрацию Аникановского сельского поселения Мценского района восстановить работу стационарного электрического освещения в <адрес> в соответствии с п.19 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами благоустройства территории Аникановского сельского поселения Мценского района Орловской области, принятого решением Аникановского сельского Совета народных депутатов от 10.07.2019 №80 в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска с учетом уточненных требований указано, что Мценской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения по обращению Г.О.В. о ненадлежащем состоянии дорог в <адрес>. Автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес> № имеет протяженность 0,383 км, тип покрытая щебень. В нарушение пунктов 5.6.35 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует дорожный знак, обозначающий начало населенного пункта. В нарушение пунктов 5.2.4, 5.3.1, 5.2.1 ФИО7 50597-2017 при съезде с автомобильной дороги по <адрес> на дорогу в направлении <адрес> имеются выбоины длиной и шириной более 20 см., глубиной более 5 см. Кроме того на протяжении автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> имеются дефекты в виде колей и иных повреждений; обочины не окошены, на обочинах имеется травянистая и кустарниковая растительность длиной более 40 см.; продольная ровность покрытия проезжей части дороги составляет 35 мм и более, т.е. превышает допустимые пределы. Автомоблиьная дорога общего пользования местного значения в <адрес> №, имеет протяженность 0,9 км., тип покрытия – щебень. В нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины не окошены, на обочинах имеется травянистая и кустарниковая растительность длиной более 40 см. В нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 указанная автомобильная дорога в темное время не освещена. Автомобильная дорога общего пользования местного значения в № № ОП МП-055, имеет протяженность 07, км., тип покрытия – грунт. В нарушение пункта 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на дороге по <адрес> имеется колейность, обочины не окошены, на обочинах имеется травянистая и кустарниковая растительность длиной более 40 см. В нарушение пунктов 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 автомобильная дорога в темное время не освещена. Автомобильная дорога общего пользования местного значения в <адрес> №54-236-807 ОП МП-054, имеет протяженность 0,45 км., тип покрытия – грунт. В нарушение пунктов 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 обочины не окошены, на обочинах имеется травянистая и кустарниковая растительность длиной более 40 см; в темное время автомобильная дорога не освещена; в районе <адрес> имеются дефекты (выбоины). В нарушение чч.1, 9 ст.18 ФЗ от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.1 ст.22 ФЗ от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» отсутствуют проекты организации дорожного движения на указанные дороги.
В судебном заседании помощник Мценского межрайонного прокурора Титова А.И. поддержала заявленные требования, с учетом их уточнения, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Мценского района по доверенности Кузнецова Д.Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований, заявленных к администрации Мценского района.
Представитель ответчика Отдела дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Причина неявки суду неизвестна.
Представитель ответчика Администрации Аникановского сельского поселения Мценского района Орловской области Артемов П.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Мценский» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) и п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ).
В силу пункта 6 части 1, части 2 статьи 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Пунктом 5 части 1 и частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения на территориях сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №443-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся, в частности, установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Статьей 16 данного Закона предусмотрено, что документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов (часть 1).
В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения (часть 4).
Согласно частям 1 и 9 статьи 18 Федерального закона №443-ФЗ проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.
Частью 6 статьи 16 Федерального закона №443-ФЗ установлено, что мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий региональными и муниципальными программами.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Устава Мценского района Орловской области, принятого постановлением Мценского районного Совета народных депутатов 21 июня 2005 г. №327, администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района.
В силу статьи 26 Устава к полномочиям администрации района отнесено, в частности, формирование проекта бюджета района, внесение проекта бюджета района на утверждение в районный Совет народных депутатов, контроль за исполнением данного бюджета в пределах предоставленных полномочий, предоставление отчета об исполнении бюджета района (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами районного Совета народных депутатов (пункт 10); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13).
Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 15 мая 2012 г. №119 утверждено Положение об отделе дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 3.6 данного Положения Отдел дорожного хозяйства и транспорта является органом специальной компетенции администрации Мценского района и организует реализацию полномочий администрации Мценского района, частности, по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории Мценского района, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения на территории Мценского района и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством.
Отдел является юридическим лицом, вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках своей компетенции, установленной настоящим Положением, имеет закрепленное за ним имущество на правах оперативного управления, расчетные и иные счета в банках.
Судом установлено, что на основании постановления администрации Мценского района Орловской области от 02.02.2015 года №60 автомобильная дорога по <адрес>, имеющая индикационный номер №, общей протяженностью 0,9 км, покрытие – щебень, автомобильная дорога по <адрес>, имеющая индикационный номер №, общей протяженностью 0,6 км, покрытие – грунт и автомобильная дорога по <адрес>, имеющая индикационный номер №, общей протяженностью 0,7 км, покрытие – грунт, включены в реестр муниципального имущества Мценского района и относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Мценского района Орловской области.
Прокуратурой Мценского района Орловской области по обращению Г.О.В. проведена проверка по надлежащему содержанию указанных дорог, в ходе которой выявлены на всем протяжении автомобильных дорог дефекты дорожного полотна в виде колейности, и иных дефектов в виде кустарниковой растительности.
Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования автомобильных дорог, проведенных с участием должностных лиц прокуратуры, ОГИБДД МО МВД России «Мценский» от 25 октября 2022 года с приложением фотоматериалов. Представителями ответчиков данные обстоятельства при рассмотрении дела не оспаривались.
Согласно ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (пункт 5.2.4); обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения (пункт 5.3.1); продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1 (пункт 5.2.1); Согласно ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 50597-2017 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. (пункт 4.6.1.1), стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Дефекты устраняются в сроки, приведенные в таблице 6.8 (пункт 6.9.4).
Поскольку автомобильные дороги <адрес> предназначены для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, то обязанность по надлежащему содержанию данных дорог относится к полномочиям органов местного самоуправления Мценского района Орловской области.
Учитывая обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, доказательства, суд полагает, что административными ответчиками ненадлежащим образом исполняются обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на спорных автомобильных дорогах, поскольку к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, а поскольку спорные автомобильные дороги отнесены к автомобильным дорогам местного значения, данное бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем административные требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. 5.6.35 ░░░░ ░ 52289-2019 ░░░░░░░░ ░░░░░ 5.23.1 ░ 5.23.2 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.5.2.4, 5.3.1, 5.2.1 ░░░░ ░ 50597-2017, ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 0,383 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.5.3.1 ░░░░ ░ 50597-2017 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.5.2.4, 5.3.1 ░░░░ ░ 50597-2017 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.19 ░░.14 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.10.2003 №131-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10.07.2019 №80 ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.