РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
05.07.2024.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Волошиной Л.Е.,
рассмотрев в административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю к Мельнику В. В.чу о взыскании задолженности по суммам пени,
установил:
Административный истец просит суд взыскать с Мельник В.В. (ИНН №) задолженность по суммам пеней, установленных НК РФ, распределяемые в соответствии с пп.1 п. 1 ст.46 БК РФ в размере 11726,97 рублей.
В обоснование требований указывает, что на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика состоит Мельник В.В. и в соответствии с п.1 ст.3 НК РФ обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.4 ст.391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2023 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ" налоговые органы перешли на новую систему учета - Единый Налоговый Счет (далее - ЕНС).
ЕНС - это единая сумма расчетов налогоплательщика с бюджетом.
Все денежные средства вносятся в бюджет единой суммой, по единым реквизитам без разбивки по видам налогов, а уже системой аккумулируются на ЕНС и автоматически распределяются по налогам в бюджет (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ").
В соответствии с п.2 ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнена обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) полного исполнения налоговых обязательств.
На основании вышеизложенного, с введением в действие ЕНС с 01.01.2023 пени начисляются на совокупную обязанность по уплате всех видов налогов.
Таким образом, Мельнику В.В. была начислена пеня за неуплату налоговых обязательств в срок в размере 11726,97 рублей.
В соответствии с п.11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы РФ признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащие возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренные НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
С 01.01.2023 требование об уплате задолженности выставляется на сальдо ЕНС.
На основании внесения изменений с 01.01.2023 в ст.45 НК РФ требование о уплате задолженности формируется один раз на отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщика в установленные законодательством сроки и считается действующим до момента перехода данного сальдо через 0 (до полного погашения долга).
В связи с наличием у МЕЛЬНИКА В.В. задолженности по налогам, Межрайонной ИФНС России № 7 по Краснодарскому краю выставлено и направлено в адрес Мельника В.В. требование об уплате от 23.07.2023 № 47742 на сумму отрицательного сальдо ЕНС на момент формирования ТУ, в размере 36148,27 рублей по сроку уплаты 11.09.2023. Ответчик добровольно задолженность не оплатил.
В данном требовании сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС.
Хотя по нововведениям законодательства, налоговый орган выставляет требование на всю сумму задолженности по ЕНС, но выходить в суд за принудительным взысканием по общему правилу вправе в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, если размер задолженности превышает 10000 руб. (пп.1 п.3 ст.48 НК РФ).
В связи с чем, налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 103 Центрального района г.Сочи в сумме задолженности 11737,26 рублей.
10.01.2024 был вынесен судебный приказ 2а-130/103-24 о взыскании с должника Мельника В.В. задолженности по налогу и пени.
Определением от 24.01.2024 указанный судебный приказ отменен, в связи с поданным ответчиком заявлением, в котором он не согласен с начисленной ему суммой.
После отмены судебного приказа взыскателем заявленные требования могут быть предъявлены в порядке искового производства.
В соответствии со ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).
Инспекцией был соблюден срок подачи административного искового заявления.
Административный истец просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административной ответчик просит рассмотреть дело в его отсутствие, в адресованном суду отзыве просит в иске отказать.
Изучив материалы дела, суд не находит требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из административного иска налогового органа следует, что у налогоплательщика Мельник В.В. образовалась задолженность по суммам пеней в размере 11726,97 рублей.
Согласно ст.30 НК РФ органом определяющим (контролирующим) правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов, страховых взносов являются налоговые органы.
Пунктом 9 ч.1 ст.32 НК РФ определено, что именно на налоговые органы возлагается обязанность направления налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требование об уплате задолженности, т.е. именно налоговый орган ведет учет (контроль) уплаты налогоплательщиком налогового платежа по каждому из видов налогов.
Из частей 1, 2 ст.75 НК РФ следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему РФ в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно частям 1, 2 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вопреки требованиям ст.62 КАС РФ и статьям 30 и 32 НК РФ в исковом заявлении налогового органа отсутствует указание на вид и размер налога, не уплаченного налогоплательщиком, в связи с чем, оценить обоснованность (законность) выставления пени не представляется возможным, поскольку отсутствует информация о видах недоимки.
Как следует из приложения к ранее выставленному требованию № 51774 от 03.09.2021 (подробный расчет сумм пени), налоговым органом Мельнику В.В. неправомерно начислены пени в период с 18.07.2018 по 26.03.2018, поскольку срок уплаты налога в личной карточке налогоплательщика отображен 13.06.2018, но фактически налог уплачен 18.04.2017 в сумме 436150 рублей.
Из абз.3 ч.1 ст.70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ", действовавшей на момент возникновения недоимки) требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3000 рублей.
В первом требовании № 51774 от 03.09.2021 указано, что сумма недоимки по налогам составила 436150 рублей и пени в размере 35925,88 рублей, соответственно налоговым органам требование об уплате налоговой недоимки должно быть направлено в срок до 18.07.2019, что сделано не было.
В соответствии с ч.4 ст.46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.
Пресекательный срок обращения в суд налоговым органом пропущен, уважительность причины пропуски срока налоговым органом не подтверждена.
23.07.2023 истцом ответчику выставлено повторное требование № 47742, из которого следует, что у Мельник В.В. при отсутствии задолженности по уплате налогов, имеется задолженность по уплате пени в сумме 36148,27 рублей. Содержание указанного требование показывает, что сумма задолженности по пеням практически совпадает с задолженностью указанной в требовании № 51774 от 03.09.2021 (35925,88 рублей).
В соответствии ст.71 НК РФ предусмотрена обязанность налогового направить налогоплательщику уточненное требование в случае, если обязательства налогоплательщика по уплате налога изменились после выставления ему первичного требования. Если же направление "уточненного" требования не обусловлено изменившейся в соответствии ст.44 п.1 НК РФ обязанностью налогоплательщика, такое требование будет считаться повторным, а значит неправомерным.
Из письма налогового органа от. 21.01.2021 № 06-09/01279 следует, что по состоянию на дату подготовки информации налоговый орган каких-либо претензий к Мельник В.В. не имел.
Обращение к мировому судье в 2024 г. было совершено за сроками исковой давности, т.е. течение сроков исковой давности не прерывалось.
С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Из ч.8 ст.219 КАС РФ следует, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст.48 Налогового кодекса РФ, как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены, о чем указано в Определении Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 № 12-О, а также неоднократно обращалось внимание судом кассационной инстанции, с акцентом на то, что установление указанных обстоятельств в силу ч.6 ст.289 КАС РФ относится к числу юридически значимых по административному делу, рассматриваемому в порядке главы 32 названного процессуального закона (кассационные определения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2022 № 8а-36004/2022 (88а-39792/2022, Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.11.2019 № 88а-1001/2019, от 20.11.2019 № 88а-754/2019, от 26.02.2020 № 88а-2597/2020 и др.).
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, в силу п.2 ст.48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Истец был вправе обратиться к мировому судье в шестимесячный срок с даты истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, со сроком оплаты, направленного в адрес налогоплательщика.
При этом суд учитывает, что в ст.48 НК РФ, в части исчисления сроков для обращения в суд с требованием о взыскании налога, были внесены изменения уже после образования спорной задолженности, а именно до 01.01.2023, момента вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ".
Исходя из вышеизложенных обстоятельств судом установлено, что рассматриваемое административное исковое заявление подано налоговой инспекцией с пропуском установленного ст.48 НК РФ шестимесячного срока. Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обращению в суд с требованиями в указанный срок, административным истцом не представлено, в связи, с чем суд приходит к выводу о том, что основания для восстановления срока на подачу административного искового заявления отсутствуют.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
В силу закона, несмотря на безусловную значимость взыскания в соответствующие бюджеты неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени, налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки с физического лица в установленные для этого сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе в установленном порядке заявлять о его восстановлении, приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска, чего в рассматриваемом случае административным истцом в нарушение ч.4 ст.289 КАС РФ сделано не было.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного искового заявления налогового органа не имеется.
Руководствуясь статьями 289-290, 292-294 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18.07.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░