Дело № 2а-3377/2021
УИД № 61RS0002-01-2021-008877-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Барановой Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания Аннушкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Козлову С.К. о взыскании страховых взносов
установил:
в обоснование указанного выше административного искового заявления Межрайонная ИФНС России № по <адрес> указала на то, что в адрес административного ответчика налоговым органом направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в которых должнику предложено уплатить предусмотренные действующим налоговым законодательством страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, однако, требования налогового органа должником в добровольном порядке не исполнены. Налоговый орган в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации обратился к мировому судье с заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, однако, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № Железнодорожного судебного района <адрес> было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что заявленные к налогоплательщику требования не являются бесспорными. На основании изложенного, указывая на то, что имеющаяся у административного ответчика недоимка по обязательным платежам не оплачена, ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, административный истец просит суд взыскать с налогоплательщика Козлова С.К. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 11 304,26 руб., пеня в размере 220,06 руб. за 2020г., на общую сумму 11 524,32 руб.
Административный истец, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства суд не просил.
Административный ответчик Козлов С.К. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался судом по указанному в административном иске адресу места жительства.
Из полученной по запросу суда адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административный ответчик Козлов С.К. зарегистрированным на территории <адрес> не значится.
В силу части 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
Назначенный в порядке ст. 54 КАС РФ адвокат административного ответчика А.В. Карагодин в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Выслушав в судебном заседании назначенного судом адвоката административного ответчика, исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводам об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь обязан своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование Налоговый кодекс РФ дополнен разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии со ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Из представленных в материалы дела письменных доказательств, в том числе выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, судом установлено, что административный ответчик Козлов С.К. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, ввиду чего являлся плательщиком страховых взносов. ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в адрес административного ответчика налоговым органом направлены требования:
требование от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 11 304,26 руб., пени в сумме 38,43 руб., сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Направление требования подтверждается реестром заказных писем.
требование от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 11 304,26 руб, пени в сумме 181,63 руб, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Направление требования подтверждается реестром заказных писем.
Установив, что Козлов С.К. не исполнил в добровольном порядке обязанность по уплате задолженности по страховым взносам, налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № Железнодорожного судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по <адрес> отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа по взысканию с налогоплательщика Козлова С.К. недоимки в связи с пропуском налоговым органом предусмотренного законом срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, требования не являются бесспорными.
В статье 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате страховых взносов, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате страховых взносов, пеней, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Частью 6 ст. 289 КАС Российской Федерации определено, что в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
С учетом приведенных норм, с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган должен был обратиться в суд включительно до ДД.ММ.ГГГГ; по требованию от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган должен был обратиться в суд включительно до ДД.ММ.ГГГГ, между тем, с указанными административными исковыми требованиями налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пропуском предусмотренного законом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.
В силу части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Обоснование причин пропуска предусмотренного законом срока на обращение налогового органа в суд с данным административным исковым заявлением налоговым органом в административном исковом заявлении не приведено.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В случае установления факта пропуска административным истцом срока обращения в суд срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (ч. 5 статьи 138 КАС РФ).
Поскольку обоснование причин пропуска срока налоговым органом не представлено, суд пришел к выводу, что административный истец пропустил срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, уважительных причин для восстановления пропущенного срока в данном случае судом не установлено, исковые требования Межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░): ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 11 304,26 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 220,06 ░░░. ░░ 2020░., ░░ ░░░░░ ░░░░░ 11 524,32 ░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.11.2021